Общество ДТП в Чите и Забайкальском крае «Железный конь» - опасен и строптив

«Железный конь» - опасен и строптив

Мотоцикл - это не машина, это особенная свобода, и у него есть отличное преимущество - мы практически не стоим в пробках. И теперь, садясь в машину, я просто не понимаю, как я раньше на ней ездил. Байк изменил всё, дал новые эмоции...

Число дорожно-транспортных происшествий с участием мототранспорта в России ежегодно растёт, при этом каждое пятое ДТП провоцируют водители мопедов. И Забайкалье в этом плане — не исключение. По информации группы пропаганды безопасности дорожного движения краевого УГИБДД, пик роста аварий с участием владельцев мотоциклов, мопедов и мокиков приходится на летний период. И это понятно, если учесть, что в холод мало кто рискует оседлать своего «железного коня». Не понятно другое — почему аварий становится всё больше и больше?

Пьяные, без шлема и документов

Сообщения в новостной ленте, в которых говорится о пострадавших мотоциклистах или их пассажирах, в Забайкальском крае появляются день ото дня с пугающей периодичностью. Только с начала года полицейские зарегистрировали 125 ДТП с мототранспортом, в которых погибли 11 человек и 154 получили ранения.

Так, 30 июля от травм, полученных при аварии, в Краснокаменске погиб 16-летний водитель мопеда, который нарушил правила проезда на перекрёстке и врезался в «ВАЗ-2108». В этот же день в городе Балей водитель на Toyota Land Cruiser Prado сбил мотоцикл под управлением несовершеннолетнего — парень оказался на больничной койке. Трое пьяных в Читинском районе 18 июля на мотоцикле въехали в автобус, после чего напали на его водителя. В Тунгокоченском районе пятилетний ребёнок 28 июля попал в больницу после того, как водитель, не имеющий прав, опрокинул мотоцикл. И, к сожалению, приводить столь печальные примеры можно ещё очень долго.

Как говорят стражи порядка, основными нарушениями, которые допускают водители двухколёсных транспортных средств, являются несоблюдение правил дорожного движения, управление транспортным средством без документов, незастегнутые шлемы или их отсутствие, а также управление мототранспортом в состоянии алкогольного опьянения.

Чтобы лучше разобраться в ситуации, я решил побеседовать с человеком, для которого езда на мотоцикле — не просто способ передвижения, а часть жизни - больше чем просто увлечение. Именно такие люди, как представитель Сообщества мотоциклистов Забайкалья Алексей Фёдоров, оседлавшие байк уже в зрелом возрасте, строго соблюдают все требования безопасности за рулём двухколёсной машины, и им не нравится, что сегодня в обществе складывается негативное мнение о мотоциклистах, как о лихачах и нарушителях порядка на городских и сельских дорогах.

Недетские подарки

- Многие забайкальцы уверены, что мотоциклисты, а чаще всего водители мопедов и скутеров — источник всех неприятностей на дороге. Что могло заставить людей так думать?

- Статистика, характеризующая ситуацию на дорогах и то, что они видят и читают в СМИ. Но подобные выводы достаточно поспешны. Прежде всего нужно сказать, что все водители двухколёсных транспортных средств, будь то мотоциклисты или владельцы скутеров, объединяются во многих городах в одно движение. Все туда входят. У нас в Чите такого совместного движения нет. Однако те, кто находятся в сообществе мотоциклистов Забайкалья — ответственно относятся к управлению мототранспортом, и опытные мотоциклисты даже могут делать им замечания, если те нарушают правила или неправильно себя ведут. При этом сегодня появляется всё больше водителей, которые в принципе правил не соблюдают, бывает, ездят за рулём пьяные, не имеют средств защиты и опыта управления байком.

- И таких водителей, как показывает жизнь, становится всё больше. В чём причина?

- Причин тут несколько. Первая — это общедоступность двухколёсной техники. В 2013 году во время открытия мотосезона появилось очень много мотоциклов, которых мы просто до этого никогда не видели — масса молодёжи на довольно мощной технике. Традиционно на открытие сезона все мы собираемся в одном месте и движемся в колонне. Так вот в этом году было более 130 мотоциклов, причём половину участников мы раньше в глаза не видели.

Можно с уверенностью сказать, что в такой общедоступности есть и вина родителей молодых людей, которые считают, что мотоцикл или скутер — это хороший подарок на 18-летие, окончание школы. То есть на какой-то не очень значительный жизненный пунктик им делают такой серьёзный подарок. Родители не задумываются, а молодёжь не наделена страхом, они не сталкивались с этим вопросом, но при этом у них есть самонадеянность. Такое сочетание приводит к печальным последствиям. К тому же, например, все скутеристы абсолютно не знают правил дорожного движения, но при этом лезут на дорогу общего пользования, создавая повышенную аварийность.

Другой вопрос, когда молодой человек имеет водительские права, но ограничивается тем, что приобретает один лишь шлем. Но это совсем не показатель того, что он не пострадает в ДТП.

Пусть жарко, но безопасно

- Какой должна быть защитная экипировка?

- Это целый комплекс. Должны быть, во-первых, мотоботы для защиты сухожилий ног, должна быть защита верхней части туловища — либо это серьёзная кожаная экипировка, либо так называемая «черепаха» - панцирь с пластинами. Мы спасаем, в первую очередь, позвоночник и, соответственно, шею. Наличие одного только шлема ничего не даёт. Он защитит голову, но не шейные позвонки.

- Каждый раз, садясь на мотоцикл, вы всё это одеваете? Летом наверное становится очень жарко в таком обмундировании?

- Сколько лет езжу на мотоцикле, все всегда задают этот вопрос. На что я непременно отвечаю — лучше буду потный, но целый. У меня «косуха», а под неё одеваю «черепаху» и остальную защитную одежду полностью. Да, жарко, но зато я более менее уверен в себе, и меня это уже спасало.

- В непростых дорожных ситуациях спасает не только экипировка, но и поведение, опыт водителя. Но у молодых такого опыта нет...

- Более того, я встречал единицы людей, которые покупали мотоцикл, осознавали, что всё не так уж просто и шли куда-то учиться. К тому же, автошкол, где обучают на категорию «А», в крае недостаточно. И сразу скажу ещё один аспект проблемы — это бесконтрольность со стороны государственных органов. То, что ГИБДД проводят операции «Мотоцикл» - по большей части это формально. Сначала они проводились до того, как начался мотосезон, а теперь они начались в конце июля. По моему мнению, это уже поздно. Надо проверять по факту, когда лето наступило, и у нас общая масса выкатилась на улицы.

Мы даже приглашали автоинспекторов на открытие мотосезона, составляли списки участников - приезжайте, проверьте документы, мы не против. К слову сказать, мы сами порицаем тех, кто ездит без номеров или у кого не всё в порядке с документами, но мы не можем эффективно влиять на это дело — люди все свободные и сами решают, как поступать, в меру своей совести. С другой стороны, государство задавливает в том плане, что постановка мотоцикла на учёт обходится довольно дорого. Но люди, кто с головой, они живут нормально и проблем не создают никому.

- А как выстраиваются взаимоотношения у мотоциклистов и водителей автомобилей в Чите? Правда ли, что автолюбители не всегда воспринимают человека на байке, как участника движения?

- В идеале, нужно было бы ввести обязательную дисциплину в автошколе, с помощью которой водителям авто просто бы объяснили, что такое мотоцикл. Объясню, почему я и мои друзья так считаем. Бывают ситуации, когда едешь через перекрёсток, машины стараются вырулить перед тобой, не пропускают, причём перед другой машиной они бы так не сделали. Никто не задумывается, что мотоцикл — техника достаточно серьёзная. Мой, например, весит 300 килограммов и при скорости 40-60 километров в час он просто-напросто так врубится в этот автомобиль, что я-то может перелечу или катапультируюсь, зная, как себя в такой ситуации вести, а мотоцикл нанесёт повреждения гораздо серьёзнее, чем машина машине. Этого народ не понимает. Тем более, сейчас много молодых мотоциклистов, которые не умеют правильно тормозить, им не хватает опыта.

А насчёт того, воспринимают или нет, скажу, что всё-таки многие воспринимают нас как участников движения. Многие пропускают, многие уступают дорогу. И мы им вежливо отвечаем кивком головы или сигналом аварийки. Это приятно, когда понимаешь, что тебя видят, тебя чувствуют. Но бывает и так, что нас просто не видно, поэтому мы и ставим на мотоциклы вместо обыкновенных стоковых глушителей прямотоки, из-за чего, как жалуются часто горожане, байки сильно ревут. Но это необходимо, потому что если меня не видят, то меня хотя бы слышат. В городе мы от этого лишний раз выживаем.

Мотоцикл - это не машина, это особенная свобода, и у него есть отличное преимущество - мы практически не стоим в пробках. И теперь, садясь в машину, я просто не понимаю, как я раньше на ней ездил. Байк изменил всё, дал новые эмоции. Шум ветра, который попадает под визор, ощущение дороги — всё это позволяет отвлечься от быта. И если человек ездит грамотно, ошибки свои знает, то и проблем у него нет. А если он получил игрушку для развлечения и не осознаёт всей серьёзности, то получается то, что порой мы видим на дорогах.

Новый закон — другие права

Ну а пока ситуация продолжает оставаться непростой и в лучшую сторону не меняется, за дело взялись депутаты Государственной Думы. Ключевым поворотом в решении проблемы стало принятие российскими парламентариями в третьем чтении закона, который вдвое увеличивает число категорий и вводит подкатегории транспортных средств, в том числе категорию «М» для водителей мопедов, скутеров и лёгких квадроциклов.

Уже с 1 ноября владельцы указанных транспортных средств должны будут в обязательном порядке иметь водительские права категории «М», так же, как и документы о регистрации своего «железного коня». Работа над законопроектом велась более двух с половиной лет.

Как сообщает «Интерфакс», согласно закону, сдавать экзамены для получения водительского удостоверения на право управления мопедом или квадроциклом можно будет с 16 лет. При этом права любой другой категории дадут возможность управлять и этой категорией транспортных средств. Число категорий увеличивается законом в два раза — с существующих пяти до 10, а также вводится шесть подкатегорий транспортных средств. Законодатели оговариваются, что все водительские удостоверения, выданные до вступления в силу закона, будут признаваться действительными до окончания указанного в них срока, а наличие открытой категории в правах даст право управления транспортными средствами всех ее подкатегорий.

Однако байкер со стажем Алексей Фёдоров не разделяет уверенности депутатов, что проблема будет решена с помощью одного лишь нового закона:

- Кардинально ситуация не изменится. Да, в какой-то мере закон поможет, но в это слабо верится. В первую очередь, хотелось бы, чтобы наши органы правопорядка заработали как положено, а мы видим, что чем дальше, тем хуже получается. Я знаю, что сейчас произошло глобальное сокращение в полку ДПС — и не к чему хорошему это не приведёт. Но будут давать права, точно так же у кого то они появятся, а у кого-то нет. Нужно наладить грамотное обучение, сформировать культуру поведения на дороге в городе, правила поведения на двухколёсной технике, чётко определить взаимоотношения между мотоциклистами и автомобилистами. Только всё это в комплексе сможет кардинально повлиять на проблему.

Поможет ли новый закон хоть немного сократить число ДТП с участием водителей мототранспорта — покажет время. Выглядит всё так, что мы идём в верном направлении. Возможно, почувствовав большую ответственность, молодые люди перестанут относится к двухколёсному транспорту, как к простому развлечению, и наконец-то поймут, что при неправильной эксплуатации мотоциклы, мопеды, скутеры или квадроциклы представляют такую же реальную угрозу для самих водителей и пешеходов, как и обычные автомобили. Но опять же с оговоркой на слово «возможно».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления