Общество «Слышишь, время гудит»: Леонтьев, Веске, Дин Рид — для бамовцев бесплатно

«Слышишь, время гудит»: Леонтьев, Веске, Дин Рид — для бамовцев бесплатно

За годы работы в Тынде я получил благоустроенную квартиру в новом доме, приобрёл не одну машину... Нас часто награждали туристическими путёвками по стране и за рубеж, отправляли поправить здоровье на курорты.

В ноябре 1975 года посёлок Тындинский Амурской области получает статус города и название Тында. Строители Байкало-Амурской магистрали из различных республик СССР обосновываются в новом городе, который определён как «столица БАМа». В 1977 году железная дорога Тында - Беркакит подходит к Нагорному туннелю, а энергия Зейской ГЭС приходит на центральный участок БАМа - сооружена линия электропередач протяжённостью свыше 400 километров, к надёжному и дешёвому источнику электроэнергии подключены все населённые пункты, расположенные вдоль линии Бам — Тында. В этом же году в «столицу БАМа» приезжает молодой солдат, призванный из забайкальского посёлка Агинское, Баир Аюшиев.

Когда исполнилось 18 лет - в 1976 году - меня призвали в армию. А через год нас направили служить в железнодорожные войска, дислоцированные в городе Тында. В то время часть находилась на так называемой Фестивальной сопке. Это была окраина города, где проводился ежегодный фестиваль гитарной песни, куда съезжались барды со всего необъятного Советского Союза и не только. Здесь мне посчастливилось услышать знаменитого Дина Рида (американский певец, актёр, кинорежиссёр — авт.).

Связист с улицы Связистов

Город был молодым. Люди, в основном, жили в вагончиках, бараках, шло интенсивное строительство многоэтажных домов. Все строители были молодыми - примерно одного возраста.

После демобилизации я остался работать в Тынде. Тогда про деньги никто не думал, это пришло потом. А остался по зову сердца. Мне нравился этот город, в котором собрались комсомольцы со всего союза. Мне нравились люди, которые там работали. Все они были разных национальностей, профессий, все были молодыми, все хотели работать на магистрали.

На работу тогда было легко устроиться, рабочие руки нужны были везде. Пошёл работать водителем в ССМП-868 треста «Транссвязьстрой». Возил бригаду строителей связи. Организация строила линию связи вдоль магистрали. Мы шли с путеукладчиками. Нам удалось проложить связь по всему БАМу: от станции Тында до станции Дипкун (восточный участок) и до станции Северобайкальск (западный участок); от станции Бамовская до станции Томмот — в народе эту магистраль называют малым БАМом. Сама Тында относилась к центральному участку.

Я жил в общежитии по улице Связистов. Это было барачное одноэтажное щитовое здание с автономным отоплением, в котором проживало более ста человек. Котельная располагалась в начале улицы и отапливала все дома этой улицы. По соседству с нами были двух-, четырёх-, шестиквартирные жилые дома, в которых обосновались семейные люди. Мы в комнате жили по два человека: общий умывальник, кухня, туалет - на улице. Душевой в общежитиях не было, поэтому все мы ходили в городскую баню, которая работала ежедневно. Питались в столовой - на 90 копеек можно было хорошо покушать.

Под песни Леонтьева и Веске

Связь на БАМе всегда была делом номер один. Ни одна станция не могла обойтись без неё, ни один поезд без неё не мог двигаться вперёд. Мы всегда работали вместе со строителями. Они прокладывали железнодорожный путь, а наша организация одновременно с ними тянула воздушную линию связи, которая шла по столбам. Через три года она устаревала, и уже другая наша бригада её меняла на кабельную связь, которая работает до сих пор. Получается, мы вместе с путеукладчиками первыми приходили на новые станции.

Рабочий день начинался с 8 утра и заканчивался в 17.00 вечера. Однако, когда ты на вахте, приходилось работать с утра и до позднего вечера. К слову, люди, в основном, и работали только на вахте, каждая бригада выполняла тот или иной объём работы. Никто не возмущался - это было нормой. Всего в нашем ССМП работало порядка ста человек. У нас был дружный коллектив со своими традициями. Организация работает до сих пор - сегодня они прокладывают связь по всей Сибири, часто работают в Забайкалье.

У крупных организаций в Тынде, таких как Центрбамстрой, Тындатрансстрой, были свои Дома культуры, в которых показывали и кино, и спектакли, и концерты. Мы — связисты - ходили в городской Дом культуры, здесь же проходили танцы. К нам часто приезжали разные артисты. В моё время выступали Валерий Леонтьев, Анна Веске, Надежда Чепрага и другие. Все концерты тогда проходили бесплатно. Приезжали к нам и художественные коллективы с Читинской области.

За годы работы в Тынде я получил благоустроенную квартиру в новом доме, приобрёл не одну машину. Автомобили тогда приобретались по чекам, которые обменивались на наши банковские сбережения. Снабжение было хорошим и в продовольственном плане, и в промышленном. Нас часто награждали туристическими путёвками по стране и за рубеж, отправляли поправить здоровье на курорты. Зарплата у нас тоже была хорошей, хватало всем. За годы работы меня не раз награждали почётными грамотами и благодарственными письмами от ССМП. Особо ценна для меня почётная грамота ЦК ВЛКСМ и медаль «За строительство БАМа».

1 из 2

«Золотая стыковка»

На БАМе я прожил 20 лет. Мои коллеги, с которыми я проработал многие годы, в трудные 90-е уехали с магистрали. Сегодня они все ветераны труда, иногда мы созваниваемся, поздравляем друг друга с праздниками. Сегодня в Тынде живёт и руководит моим родным ССМП-868 Иван Цюпало, с которым я проработал много лет. Бывая в Забайкалье, он часто заезжает ко мне. Мы вспоминаем наших ветеранов, коллег, бамовскую жизнь.

Баир Аюшиев с БАМовским другом Владимиром Пелых

БАМ для меня, как и для многих молодых людей того времени, стал самым незабываемым периодом жизни. Здесь прошла наша молодость, здесь мы научились работать, уважать друг друга, вместе преодолевать трудности. От души праздновали «золотую стыковку» в 1984 году, которая прошла на станции Куанда. За этим событием стояли годы напряжённого труда и борьбы с природными и климатическими условиями, техническими проблемами, и даже с нашими слабостями. Но всё это было преодолимо. Все мы тогда гордились, что на магистрали есть и наша частичка труда.

Байкало-Амурская магистраль для многих из нас стала местом, где создавались семьи, а Тында – местом рождения наших детей. Нас было много, тысячи специальностей, и каждому находилось место. Одни работали на дороге, другие – учили детей в школе, третьи – создавали нам уют, четвёртые – ремонтировали технику. Одним словом юбилей БАМа – это общий праздник.

Будущее у магистрали, конечно же, должно быть, и мы все - бамовцы - в это верим. Но чтобы вернуть тот размах, нужна правильная идеология, вера в светлое будущее, другое понимание жизни.

Город Тында в 80-е годы
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления