Проект ИА «Чита.Ру» «Яма для чиновника», как и было обещано, расширяет свои границы. Теперь тексты о проблемах дорожной инфраструктуры Забайкальского края больше не будут ограничиваться только Читой и только направлением заявлений в краевое УГИБДД. Редакция агентства благодаря небезразличным автолюбителям будет выбираться в районы региона. Первым в очереди стал второй по численности город Забайкалья — Краснокаменск.
Течёт ручей, бежит ручей
Дорожная сеть Краснокаменского района в связи со своей отдалённостью от краевого центра пребывает в крайне плачевном состоянии. Единственную дорогу регионального значения, соединяющую центр уранодобычи России с федеральной трассой Чита — Забайкальск, язык не поворачивается назвать безопасной, хотя её значимость для более чем 60 тысяч жителей города и района переоценить сложно. Многие из них только и живут за счёт того, что ездят за товаром в Забайкальск и Китай, не говоря уже о поездках в Читу.
Речь идёт о трассе Краснокаменск — Мациевская, которую пытаются заасфальтировать уже с начала 2000-х. Все эти попытки можно легко проследить по участкам на гравийной трассе, покрытым асфальтом.
Первый участок начинали укладывать со стороны Краснокаменска в начале 2000-х годов. Он протянулся почти на 18 километров от районного центра до деревни Соктуй-Милозан. В одном месте участка асфальт обрывается, превращаясь в гравийку. Хотя особую разницу между ездой по гравию и асфальту сложно здесь почувствовать — и там, и там испытываешь опасения не только за свой автомобиль, но и за свою жизнь.
Сразу возле Соктуя, там, где оканчивается асфальт, находится небольшой водоём — то ли озеро, то ли болото. Автолюбителям оно доставляет немало хлопот. Во время нашей поездки по трассе, в конце марта, этот неизвестный водоём начинал таять, и излишки воды пошли не через перемёрзший водоотвод под дорогой, а поверх дороги. Для местных жителей, наверное, ничего удивительного в этом не было, но я несколько опешил от ручья, живописно журчащего прямо через трассы регионального значения.
Нелюбовь местных жителей к трассе Краснокаменск — Мациевская проявляется не только в трёхэтажных нецензурных высказываниях во время езды по нему, но и в вот таких произвольных объездах.
Надежды на программы
Несмотря на решение суда от июля 2010 года, признавшего незаконным бездействие краевых властей по ремонту дороги Краснокаменск – Мациевская, он возобновился только в 2012 году с появлением регионального дорожного фонда. За почти 580 миллионов рублей, выделенных из фонда, за 2012-2013 годы компания «Труд» отремонтировала 21-километровый участок, который начинается от посёлка Степной в сторону трассы Чита — Забайкальск.
В 2014 году планировалось продолжить эту работу. Причём силами не российских дорожников, а китайских. 18 октября 2013 года информация о такой договорённости появлялась на официальном портале органов власти Забайкальского края: «По итогам встречи 9 октября с компаниями «Хуачэн» и «Лунцзянь» достигнута договорённость о начале ими в 2014 году работ по строительству участка протяженностью 14 километров автомобильной дороги Краснокаменск – Мациевская на сумму 500 миллионов рублей. Расчёт с китайской стороной будет произведён в конце 2014 года после сдачи объекта в эксплуатацию».
То ли недовольство общественности, то ли здравый смысл вынудили краевые власти всё же отказаться от этой странной идеи.
«Эта информация сейчас абсолютно не актуальна. Мы сейчас ведём работу с «Росавтодором», с Министерством транспорта РФ, с председателем правительства РФ и даже с президентом для того, чтобы нам включили эту дорогу либо в программу развития Дальнего Востока и Забайкалья, либо в программу моногородов. Пока окончательного решения нет, говорить об этом рано. В предыдущие годы мы уже сделали часть работ, продолжаем их делать и в этом году за счёт дорожного фонда. Но всю дорогу за счёт фонда мы будем делать долго, так как средств мало», - пояснил мне министр территориального развития Александр Бутырский.
Если руководитель министерства довольно сдержан в беседе о времени окончания работ, то губернатор Константин Ильковский уже дал обещание, что мучения краснокаменцев закончатся в 2015 году. Очень серьёзное заявление. В случае если в федеральные программы включить её не получится, не понятно, где губернатор возьмёт деньги. Тем более, деньги немаленькие — по информации главы района Германа Колова, около 2,7 миллиарда рублей.
Дорога в Красный Великан
Пока краевые власти пытаются решить проблему трассы регионального значения, краснокаменцы при поездках в Читу вынуждены пользоваться гравийной трассой районного значения протяжённостью около 60 километров. Она начинается где-то посреди дороги Краснокаменск — Мациевская, проходит через Красный Великан и выходит на трассу Чита — Забайкальск, срезая около 60 километров в направлении Читы.
Мне уже дважды приходилось по ней ездить и, скажу вам, впечатления остались просто отвратительные. Благодаря торчащим из дороги булыжникам, она больше напоминает стиральную доску. В подтверждение этому десятки брошенных пробитых шин и покрышек на обочине. Нередко здесь встречаются и памятники тем, кого эта дорога забрала на тот свет. Сомнений в том, что причиной большинства злосчастных ДТП стало именно покрытие, у меня нет.
Самое страшное в проблемах дорожной инфраструктуры Краснокаменского района является даже не её убийственное состояние, а то, что ею ежедневно вынужден пользоваться общественный транспорт, в частности, маршрутка Краснокаменск — Чита. Причём перевозчики используют в маршруте дорогу через Красный Великан, так как большая часть региональной дороги пока ни чем от неё не отличается. Да и лишний круг в 60 километров — это тоже расходы.
К сожалению, никакая «РосЯма» в решении этой проблемы не поможет, так как ГОСТы, во-первых, ориентированы только на асфальтированные дороги, а, во-вторых, без денег в бюджете никакое предписание прокуратуры или решение суда не будет исполнено. Поэтому будем ждать реакции со стороны краевых властей, и надеяться, что до 2015 года автокатастроф на дорогах-убийцах удастся избежать.
Заставь чиновника работать
Переход к новому формату проекта «Яма для чиновника» помимо описания дорожных проблем региона предполагает также более тесную работу с посетителями «Чита.Ру» по принуждению властей ремонтировать разбитые дороги. Для того, чтобы заставить чиновников задуматься о ваших дорожных проблемах, достаточно авторизоваться на портале «РосЯма». Сделать это можно с помощью любой соцсети. Затем элементарно — фотографируете участок дороги (можно делать это, прикладывая линейки или рулетки), затем на портале оформляете заявление, предварительно его просматриваете и распечатываете. Передать заявление можно самостоятельно в любой отдел или управление ГИБДД, желательно оставить у себя копию, заверенную там. Чтобы держать в курсе редакцию ИА «Чита.Ру» о проделанной вами работе, достаточно сбрасывать ссылки на отмеченную вами яму нам в почту: info@chita.ru с пометкой «Дороги». Если у вас нет возможности проделать всю процедуру самостоятельно, можете присылать фотографии разбитых участков на нашу почту с описанием места расположения повреждений с той же пометкой. Можно также с помощью соцсетей передать редакции фото ям, поставив хэштег #ДляЧитаРу.
Яков, Чита: «На улице Космонавтов в Чите около «МПК» в очередной раз дорога разрушается. С одной из сторон полоса сужается, что приводит к опасному сближению с встречным транспортом. Кроме того, края проезжей части на протяжении не менее 100 метров проседают и образуются неровности».
Екатерина, Чита: «На Ленинградской выше Новобульварной - провал асфальта глубиной более 10 сантиметров. Яма - перед перекрёстком, она и для автомобилистов представляет опасность, и для пешеходов. Один уже пострадал, это — я. Переходила улицу и больно подвернула ногу, наступив туда».
По присланным нам фотографиям в ближайшее время будут составлены заявления в краевое УГИБДД, которое, по изученной в 2013 году схеме, должно будет принудить мэрию отремонтировать эти участки дорог.