Общество «Слышишь, время гудит»: Зарплата 150 рублей и задубевший сервелат

«Слышишь, время гудит»: Зарплата 150 рублей и задубевший сервелат

Он приехал, на улице мороз, мы его угощаем нашими деликатесами — сервелатом таким задубевшим, пюре картофельным из порошка. Сами только пришли с работы. Он посмотрел на нас и говорит: «Сколько же вам здесь платят»? Мы отвечаем, что 150-200 рублей.

В январе 1978 года Первые кубометры леса отгрузил потребителям новый леспромхоз «Тындинский». Это второе лесозаготовительное предприятие, втсупившее в строй в зоне малого БАМа. В октябре Линия Тында - Беркакит продлена до Нерюнгри. Последнее звено рельсов уложено на станции Угольная. По северной трассе прошёл первый эшелон с Нерюнгринским углём. В Кузбассе, на Кузнецком комбинате имени Ленина началось горячее опробование комплекса по термической обработке рельсов. С пуском комплекса в эксплуатацию прокачки ежегодно будут отгружать для БАМа и других новостроек 750 тысяч длинномерных рельсов, срок службы которых возрастёт в полтора раза. В декабре по итогам года, поиском и разведкой полезных ископаемых в зоне БАМа занято около 20 тысяч рабочих и служащих Министерства геологии СССР. Строителям БАМ передано 52 месторождения строительных материалов.

Не просто строитель БАМа, а командир отряда «Читинский комсомолец». Он начинал работать в Якутии, а потом перебрался в Новую Чару. Везде работа кипела. В 1980 году ощущал себя первопроходцем в Новой Чаре, а через три года, когда ему было всего 28, стал мэром посёлка. В проекте ИА «Чита.Ру» «Слышишь, время гудит» Сергей Пермяков.

Бам для меня начался в мае 1978 года на станции Нагорная в Якутии, где строили ЛЭП. Я отслужил в армии, работал в Первомайском на Забайкальском горно-обогатительном комбинате главным механиком ОРСа. Был неосвобождённым секретарём комсомольской организации. На БАМ комсомольские путёвки выделялись по конкурсу, я его прошёл. Из Шилкинского района выбрали троих. В 22 года я оказался на БАМе в составе отряда «Читинский комсомолец».

Через два месяца я возглавил отряд. Ребята меня выбрали. Тогда отказались от назначенного обкома комсомола командира и предложили мою кандидатуру. В отряде были люди со всего Забайкалья. Были семейные пары. Всех поселили в общежитие, семейным предоставили вагончики. Условия, конечно, тяжёлые, климат другой. Те, кто приехал на БАМ за романтикой, петь песни возле костра — отсеялись. Остальные работали на совесть. Труд тяжёлый. Мы строили ЛЭП, копали котлованы.

В Новой Чаре чувствовали себя первопроходцами. Шуткой называли друг друга — первопроходимцами. Мы приехали туда в январе 1980 года. Морозы - 40-50. Нас поселили в недостроенном доме, где топили печку, сделанную из бочки. В 1983 году меня избрали председателем поселкового совета — как сейчас говорят — мэром. Работа была интересная. Надо было контролировать всё, что строится в посёлке, всё, что происходит. Ответственность, конечно, колоссальная.

Больших зарплат мы не получали. У нас зарплата была 150-200 рублей. На материке можно было зарабатывать не меньше. Помню к нам приехал корреспондент радиостанции «Юность». Тогда в Чите были открыты корреспондентские пункты многих российских средств массовой информации. Он приехал, на улице мороз, мы его угощаем нашими деликатесами — сервелатом таким задубевшим, пюре картофельным из порошка. Сами только пришли с работы. Он посмотрел на нас и говорит: «Сколько же вам здесь платят»? Мы отвечаем, что 150-200 рублей. Корреспондент удивился, ответил, что нам надо памятники при жизни ставить.

Ярких воспоминаний о БАМе множество. Я проработал там 10 с половиной лет. Помню почти всё. Это же бурная, насыщенная событиями жизнь. Одни только бамовские свадьбы чего стоят, а сдача новых объектов, а знакомства с людьми, с которыми дружба измеряется десятилетиями. Одно из главных же воспоминаний о БАМе — это когда меня выбрали командиром отряда. Ребята в меня поверили, предложили мою кандидатуру, проголосовали. Конечно, такое не забывается. Также в памяти навсегда участие в параде на Красной площади 1 мая 1983 года, участие в работе 19 и 20 съездов комсомола, ну и, конечно же, золотая стыковка в 1984 году. Волнительно. Здорово. У меня была мысль даже книгу воспоминаний написать. Но пока, наверное, не созрел.

Современной молодёжи, конечно, нужен свой БАМ. Это тема отдельного большого разговора. Только сейчас ведь всё по-другому. Жизнь изменилась, люди другие. Никто ведь не поедет. Разве только кого сошлют на обязательные работы. Мы ехали не ради денег, а, как бы это патетично не звучало, по зову сердца и души.

Я приехал в Читу в 1988 году. Начинал здесь жизнь с нуля. Сначала снимал квартиру, потом купил. Никто мне ничего специально не давал. Открыл своё деревообрабатывающее предприятие. Без дела не сидел. Всю жизнь трудился. Сейчас на пенсии, получал правительственные награды, комсомола, ветерана труда.

Связь с теми, с кем работали на БАМе поддерживаю. Сергей и Вера Квятковы, Владимир и Елизавета Скутины, Юрий Казей. Многие уехали в центральные районы России, на Украину. В Чите живут Володя Цибжитов и Владимир Старицын, где-то в районе Александр Поляков. К сожалению, некоторые не дожили до настоящего времени. Встречаемся не так часто, как хотелось бы, но созваниваемся. Общаемся.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления