Общество Рубить лес или снова обмануть дольщиков?

Рубить лес или снова обмануть дольщиков?

Если Михалёв будет руководствоваться только своими мэрскими полномочиями, то рубить запретит, если пойдёт на поводу у Ильковского и компании, то обеспечит себе «приятный» уход с поста в сентябре. Читинцы ему не простят Коханского без деревьев.

Застройка центра Читы в последние годы стала одной из главных её социальных проблем. Читинцы, уставшие от бетонных коробок вокруг, воспринимают любую новость о возведении чего бы то ни было, за исключением детсадов, в штыки. Если же строительство влечёт за собой вырубку деревьев, то дело доходит до негодования. Понять горожан несложно. Кому хочется жить в замурованном бетонными стенами, пропахшем асфальтом и выхлопными газами городе? Ответ очевиден. А если рядом с лесом, на другой чаше весов, разместить 250 обманутых дольщиков, среди которых есть инвалиды, ветераны, дети? Именно такой расклад предоставили пока ещё мэру Читы Анатолию Михалёву краевые власти, выбор за ним.

Шесть лет мучений

Обманутые дольщики — это настоящая головная боль краевых чиновников. Особенно, после того, как президент Владимир Путин, подписав указ, обязал их избавиться от неё до конца 2015 года. Как это сделать Забайкалью с крайне дефицитным бюджетом? Наверное, строить за счёт предпринимателей, посулив им за 250 бесплатных квартир хорошие бонусы. Так как единственное, что у края есть, это земля, то и особого выбора в способе стимулирования не нашлось.

Правительство Забайкалья при Равиле Гениатулине первоначально рассматривало вариант решения проблем дольщиков за счёт достраивания заброшенных строек. Когда речь шла о долгостроях в центре Читы, где уже имелась вся инженерная инфраструктура, он себя оправдывал сполна. Как только дело дошло до домов на окраине СибВО — Токмакова, 33 и Кайдаловская, 45, этот алгоритм начал давать сбои.

Строительство этих домов уже первоначально было чрезмерно затратным, так как к ним нужно было прокладывать теплотрассу, стоимость которой превышала 200 миллионов рублей и от года к году только росла. Или строители не учли этого момента, или им этого и не нужно было, так как достраивать дома никто не собирался. В общем, стройки остановились, хотя дольщики уже скинулись.

Строительством дома по улице Токмакова, 30 до 2010 года занималась компания «Север», дома по улице Кайдаловская, 45 до 2006-го – «Стройинвест». Обе компании, собрав деньги с дольщиков, бросили объекты. В отношении гендиректора «Строийнвеста» Дмитрия Дроботушенко было возбуждено уголовное дело, которое трижды закрывалось, а затем отправлялось на дополнительное расследование. Директор «Севера» Борис Пахтанов ушёл от уголовного преследования следственного управления из-за отсутствия состава преступления.

В бытность Гениатулина правительство все пять лет работы с момента заморозки строительства рассматривало только вариант со строительством теплотрассы, но денег на него так и не нашло. С этого же начал и Ильковский. Так как 250 миллионов рублей у региона не было, он с командой решил отдать любимым «РУСу» и «Энергожилстрою» весь огромный участок выше СибВО до объездной трассы. Видимо, на иных условиях строители не брались строить теплотрассу и расселять в своих домах 250 дольщиков. К ним, в принципе, претензий быть не должно — частные конторы не будут работать без прибыли. Уже и проект был разработан, вот только нужно было пройти через публичные слушания. Не прошли. Горожане грудью встали за лес, битком заполнив актовый зал школы №19 в конце 2013 года.

Региональные чиновники, оправившись от удара, оставили в покое СибВО и принялись снова думу думать. Спустя несколько месяцев они вновь пришли к властям города с новым предложением. На этот раз их взор упал на три других участка — территории бывшей читинской райбольницы, краевых противотуберкулёзного диспансера и детской больницы №2. В срочном порядке оптимизирующий систему здравоохранения Михаил Лазуткин, скорее всего, с удовольствием отказался от этих земель в надежде платить меньше налогов за них. Процедура была запущена и за несколько месяцев прошла солидный путь, пока не добралась до публичных слушаний.

Чтобы ни говорили скептики, публичные слушания — это единственный имеющийся в распоряжении общественности механизм, способный тормозить стройки. Конечно, последнее решение за мэром, который, скажем прямо, не всегда принимает правильные решения. Тем не менее, при наличии помощи со стороны СМИ и большинства против застроек на слушаниях можно и Михалёва переубедить. Как показатель — слушания по застройке СибВО.

Один вариант

Публичные слушания, посвящённые участкам медучреждений на перекрёстке Коханского — Шилова, должны были состояться в актовом зале комитета по управлению имуществом Читы. То помещение, в которое вечером 26 июня направились жители домов района планируемой застройки и обманутые дольщики, вообще сложно назвать «залом», а уж «актовым» и подавно. Нас, журналистов, вместе с горожанами завели скорее в кабинет, даже поменьше средней школьной аудитории. Всех желающих он едва вместил — люди стояли одной большой толпой возле 20-25 занятых стульев. Ещё до начала мероприятия масса людей начала бурлить, вполголоса доказывая друг другу важность своей проблемы.

«Уважаемые граждане, сегодня проводятся слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешённый вид использования земельного участка ниже перекрёстка Коханского — Шилова. Сразу расскажу предысторию. В мае вопрос этот поднимался на комиссии. Первая комиссия отказалась принимать этот вопрос, вторая — решила вынести его на публичные слушания, чтобы узнать мнение горожан. Территория, действительно, неоднозначная, ведь речь о детской больнице. Все ваши мнения будут доложены мэру Читы, который, учитывая их, примет окончательно решение. Почему поднимается этот вопрос, думаю, расскажет руководитель департамента госимущества и земельных отношений Сергей Новиченко», - взял первым слово главный архитектор Читы Александр Михайлов.

Новиченко с лёгкой дрожью в голосе начал с того, что успокоил жителей дома по улице Шилова, 46: «Участки, о которых сегодня пойдёт речь, - это часть территории краевой детской больницы №2, где установлена водонапорная башня, и участок по улице Таёжная, 1. Участок дворовой территории перед домом Шилова, 46 , как многие думают, трогать не будем. Хотя несколько лет назад там планировалось строительство второго ипотечного дома. Под строительство предлагается территория, которая уходит вглубь, за забор диспансера. Эти территории были выбраны, потому что они краевые и их не нужно выкупать. Кроме того, здесь не нужно нести большие затраты при подключении объектов к теплоснабжению. Мы планируем провести конкурс на застройку этих участков для того, чтобы решить проблему обманутых дольщиков. Всего таких участка будет три, ещё один - на месте бывшей райбольницы. Все они относятся к бывшим территориям системы здравоохранения, которая сейчас в них не нуждается».

Руководитель департамента также обозначил для присутствующих места, рассматриваемые властями для возможной застройки: «Другие варианты очень затратны. Чтобы провести теплотрассу к участку по улице Амурская, 20 нужно 200 миллионов рублей. Та же ситуация с Кайдаловской, 45. Ни у края, ни у города нет таких средств. Поэтому решить эту проблему можно, только минимизировав все эти затраты. Именно поэтому мы остановились на этих участках. Расселять бараки или малоэтажки у нас тоже сегодня нет возможности. Во-первых, финансовой. Во-вторых, расселение людей из ветхого жилья — это полномочия мэрии. Поэтому я прошу и обманутых дольщиков, и жителей района Шилова понять нашу ситуацию, понять проблему обманутых дольщиков и поддержать эту инициативу».

Переждав небольшие аплодисменты дольщиков, Михайлов сделал короткое отступление, призвав всех присутствующих высказываться без эмоций, так как вопрос крайне серьёзен. Глядя на две стороны конфликта, казалось, подобные слова бесполезны. Так и случилось — вопросы присутствующих и ответы чиновников периодически сливались в самый настоящий ор. Тем не менее, Новиченко и Михайлов успели дать несколько важных ответов.

Детсадов не будет

Отвечая на вопрос о том, смогут ли строители соблюсти все санитарные нормы, в том числе по расстоянию от противотуберкулёзного диспансера, руководитель департамента заверил всех, что никто не собирается строить в нарушение норм. Михайлов добавил, что установленное расстояние в 100 метров будет соблюдено. Затем последовал 1,5-минутный спор, который прервала не представившаяся девушка с вопросом об отсутствии новых детских садов и школ, которые понадобятся при увеличении населения района: «Там строится много домов, но не строится детсадов и школ. Школа №9 принимает уже по 8-9 первых классов, она не резиновая. Планируется ли строительство соцобъектов?»

Михайлов: «Вообще, проектом планировки на соседнем участке рядом с Таёжной, 1 предусматривалось строительство детсада. Мы эту землю под него пока держим... Сад запланирован градостроительной документацией. Что касается школ, то в каждом районе города изыскиваются места либо для расширения нынешних школ, либо для строительства новых. Список этих объектов составлен и передан в администрацию края...»

Девушка: «Простите, вы сказали, что детсад запланирован, но как-то витиевато. Скажите, на какой год?»

Михайлов: «Дело в том, что я — представитель управления архитектуры и градостроительства на сегодняшний день, так скажем, запланировано строительства детсада в Ингодинском районе...»

Девушка: «Вы конкретно скажите по этому району!»

Михайлов: «В этом районе, так скажем, ни в этом году, ни в следующем году не запланировано садика. В ближайшие пять лет, я думаю, будет».

Девушка: «Может будет, а может и нет!»

Снова поднялся крик. Новиченко сквозь него пытался отбиться от вопроса про детсады: «Сейчас работает федеральная программа. Сегодня строительство детсадов. 2013 год мы уже отработали, 2014-й уже защищён, 2015-й пока в работе. По городу порядка десяти детских садов и школ. Место возле этого участка уже забронировано...»

Не получив внятного ответа, толпа начала общаться сама с собой — дольщики, жители района Шилова, «зелёные». Естественно, разговор проходил на повышенных тонах и с переходом на личности. Хаос периодически прекращался, на время, пока кто-то задавал вопрос, но как только он касался леса, он снова возобновлялся. Сквозь гам житель Шилова, 46 сумел спросить Новиченко про противотуберкулёзный диспансер.

Краевой чиновник, убеждающий всех в нехватке средств в региональном бюджете, выдал удивительное обещание: «Наш минздрав вообще считает, что противотуберкулёзному диспансеру не место в центре города. Мы его перенесём оттуда быстрее, чем построим дома».

Последнее слова за мэром

Дальше возвращаться к конкретике по общественным слушаниям сложно, её практически не было. Что ещё стоило ожидать в такой ситуации. Руководитель отделения партии «Зелёные» Леонид Наделяев верно подметил, что край столкнул лбами жителей района Шилова и обманутых дольщиков.

Сложно со стороны определить, какое из двух зол меньшее — рубить лес или не расселять дольщиков. Вернее, вообще не хочется выбирать ни одну из них. Вот только краевые власти так не считают. Они выбрали путь решения проблемы с наименьшим сопротивлением. Просто рубим, а предприниматели строят и расселяют людей. Ни затрат тебе, ни проблем с Москвой, ни лишней нагрузки на медучреждения, обременённые налогами. Но почему читинцы должны из-за облегчения жизни чиновников соглашаться на это? Потому что нет других вариантов? Сомневаюсь.

Во-первых, Константин Ильковский и его команда уже отметились своим умением выпрашивать деньги в Москве. Они просят их на зарплаты бюджетникам, на пригородные перевозки, на фестиваль «Студенческая весна стран ШОС», на детские сады. Почему бы их тогда не попросить и на обманутых дольщиков? В конце концов, федерация, приняв закон об их защите, признала, что раньше они были беззащитны перед строителями. Не дадут? Возможно, но кто-нибудь пытался? Я за три года работы в СМИ не слышал о подобном.

Во-вторых, правительство края, считаю, не очень корректно использует свой бюджет. Я сейчас не буду говорить про «Студвесну», хотя и сомневаюсь в её необходимости региону. Возьмите хотя бы степнинцев, которых перевезли в Читу. С какой стати? Если решение проблем обманутых дольщиков — это полномочия субъекта, то переселение жителей бывшего военного городка точно не относится к ним. Это просто популистский шаг Ильковского накануне выборов, не больше. Если покопаться в расходах краевого бюджета последних 1,5 лет, таких странных трат вылезет немало. Вообще, я не очень понимаю, зачем регион загнали в максимально возможный дефицит, который не позволяет маневрировать финансами, ещё и без его подкрепления реальными деньгами? Особенно, если этот самый дефицит направляется, в основном, не на увеличение налоговой базы, а на имиджевые ходы губернатора.

В-третьих, где правоохранительные органы? Почему предприниматели, кидавшие дольщиков сотнями, до сих пор не за решёткой? Почему их имущество и имущество их родственников не оказалось у приставов на реализации? Если они ничего не нарушили, то почему тогда край расселяет людей, которых никто не обманывал?

Претензии к чиновникам и силовикам есть, и большинство из них обоснованы, вот только дольщикам от этого не легче. Их проблему надо решать, но надо это делать с умом, так, чтобы не ущемить при этом права населения целого города. То, что сейчас краю отступать уже некуда — это проблема не читинцев, которые хотят дышать свежим воздухом, поэтому и не читинцы должны отвечать за неё.

Так или иначе, спустя две недели мэр Читы огласит своё решение и оно, благодаря правительству, в любом случае будет воспринято в штыки — либо читинцами, либо дольщиками. Если Михалёв будет руководствоваться только своими мэрскими обязанностями, то рубить запретит, если пойдёт на поводу у Ильковского и компании, то обеспечит себе «приятный» уход с поста в сентябре - горожане ему не простят столько леса. Решать ему и отвечать тоже ему.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления