Индивидуальный предприниматель Татьяна Герасимова уже 8 лет владеет небольшой уютной мастерской по пошиву и ремонту обуви, оборудованной в старинном здании из красного кирпича по улице Анохина, 15. Рассказывает, что сегодня в Чите практически не осталось профессиональных сапожников со специальным образованием. Многие из тех, кто работает в данной профессии, постигали её либо сами, либо обучаясь у опытных наставников, также учившихся самостоятельно. Вот и мне за один рабочий день предстояло освоить только азы и своими руками попробовать починить обувь.
Что есть проще?
«Сейчас в Чите на сапожников нигде не учат. Я в 1980 году пришла на фабрику на улице Ингодинская бухгалтером, потом меня поставили мастером участка, начальником цеха и, когда предприятие ликвидировали, жизнь заставила самостоятельно освоить ещё и профессии модельера, закройщика. В 2006 году открыла свою мастерскую, наняла двоих ребят. Они обувью до этого никогда не занимались, но научились и ремонтировать, и шить. Потом ушли — свои открыли мастерские. А мы работаем и сегодня, в основном обувь шьём, а ремонт — сопутствующая услуга», - рассказывает мне Татьяна Герасимова, выдавая фартук защитного цвета из очень прочного материала, чтобы «клеем не запачкаться и одежду не повредить».
Сначала немного теории, начинаю вникать в профессию. Узнаю, что виды ремонта обуви можно условно разделить на достаточно простые и трудоёмкие. Из классического и несложного — это известные всем набойки и профилактика, чтобы обувь не скользила. Из более затратного по времени и требующего уже особенного творческого подхода выделяются ушивка и растягивание сапог «под нестандартную ножку», а также замена подошвы, для чего обувь нужно практически полностью разобрать на составные части.
Такие сложные операции, конечно же, быстро не освоить, поэтому прошу дать мне попробовать «самое простое» - сделать набойку. Моим наставником на время становится парень по имени Константин. Благо заказов уже накопилось. Пока мы беседовали с Татьяной Герасимовой, клиенты в мастерскую заходили с завидной периодичностью. Удивляться тут нечему: зимой работы всегда больше — сезон.
Практика: острый нож и трясущиеся руки
У любого сапожника есть два основных инструмента — острый нож и удобный молоток.
«Инструмент у каждого индивидуален. Хочешь хороший сапожный нож — делай сам, хочешь хороший молоток — лучше закажи у знакомого. Сейчас качественные инструменты можно и в магазине купить, но стоят они очень дорого», - объясняет Константин, жестом предлагая мне садиться на специальный стул, называемый «липка». Сделан он, говорят, по древнему методу. На таком и сидеть удобно, и дощечку на коленях держать.
Дощечка используется одновременно и как рабочий стол, и как средство безопасности, оберегающее ноги от случайных порезов острым сапожным ножом. В руках у моего наставника появляется первая пара ботинок, мне дают другую. «Сначала я буду всё делать поэтапно, а ты за мной повторяй», - поясняет Константин. Перво-наперво специальными щипцами, которые, как и ряд других инструментов, в мастерской называют сопутствующими, отрываем старую набойку. «Тебе достались хорошие зимние ботинки, видишь, у них каблук деревянный — это говорит о качестве. А то стали сейчас делать литые каблуки из пластмассы, а внутри они пустые, с ними тяжелее работать», - объясняет наставник.
Дальше старую оторванную набойку прикладываем к листу материала, который называется резит. Тут сложного ничего нет, очерчиваем ручкой кусочек материала так, чтобы был припуск, а потом отрезаем ножом. Тут уже сложнее. У Константина это получается за пару движений, я же режу неуверенно, без сноровки, дощечка так и пытается соскользнуть с колен, а острый нож угрожающе блестит в руке, вызывая небольшую дрожь. Но чем дальше — тем успешнее. И вот «шаблонка» новой набойки готова.
Встаём со стула и направляемся к станку. И каблук, и то, что чуть позже станет набойкой зачищаем с помощью алмазного круга, шлифуем немного наждачным кругом. Теперь также каждый элемент надо тщательно промазать клеем. Он тут специальный — заказывается в Италии большими банками. Сапожники уверяют, что слой клея должен быть тонким, но равномерным. Осталось прогреть намазанные клеем каблук и набойку, минут 15. «Это называется клеить «на горячую», чтобы и материал помягче был, растягивался, и клей схватывался лучше. Есть и другой метод клейки, который предусматривает наличие специального пресса, а с этим способом пресс не нужен, просто «обколотка» молотком. Кстати, тепло для клея полезно только при ремонте обуви, поэтому никогда не ставьте ботинки на батарею подошвой вниз, в обычной жизни это приведёт к тому, что подошва попросту со временем отклеится», - объясняет коллега моего наставника Аркадий, работающий на соседнем стуле.
Осталось ровно приклеить набойку к каблуку, с силой постучать по ней молотком, резкими и чёткими движениями забить для надёжности несколько гвоздиков по контуру и ножом обрезать выступающие части «шаблонки» так, чтобы ничего лишнего не торчало. Смотрю на Константина, как он режет ножом. Кажется, что просто, а сам пробую, лезвие своенравно уходит то вправо, то влево.
«Но это не сильно страшно, привычка нужна, со временем наловчишься, а где неровно отрежешь — мы всё лишнее всё равно станком убирать будем», - успокаивает наставник. Станок и правда прямо на глазах окончательно придаёт набойке точную форму каблука. Теперь наносим краску из специального балончика, а щётку, приделанную к станку, мажем воском и устраняем с её помощью последние недочёты. Ботинки тут же приобретают насыщенный цвет и блеск, который, как утверждает мастер, будет держаться несколько недель. Всё готово. Каблук и набойка, да и сама обувь выглядят как новые. Ушло у меня на этот процесс не более часа, мой наставник справляется гораздо быстрее, работает с азартом, постоянно шутит. В мастерской — отличная атмосфера, немного смущает запах клея, краски и шум от станка, но вытяжка справляется отлично.
Дешёвая обувь - не для ремонта
Пока я принимаюсь за очередную набойку, сотрудники мастерской обсуждают современные тенденции в мире читинской обуви. Рассказывают, что в последнее время качество её заметно снизилось. В основном «благодаря» магазинам, предлагающим купить туфли или новые сапоги по очень и очень низким ценам. Такую обувь даже на ремонт не берут — дешевле будет купить новую.
«Мы охотнее берёмся за ремонт качественной отечественной или импортной дорогой обуви. То есть той, которую жалко выкидывать, и которую ещё можно починить. Сейчас у нас работы меньше стало, потому что дешёвых ботинок всё больше. У них цена, скажем, 500 рублей, а работа за набойку и профилактику — тоже 500 рублей. Смысла нет что-то чинить», - объясняет Татьяна Герасимова.
Она работает рядом со своими сотрудниками, на её столе много выкроек - шьёт обувь. К слову, её мастерская специализируется на пошиве танцевальной обуви — туфель, полусапожек и сапогов.
«У нас обувь заказывают ансамбли «Орешки», «Забайкальские узоры», коллектив дворца культуры Железнодорожников. Приходят заказы и из других городов, и соседних регионов. А сшить можно что угодно - женские сапоги на нестандартные ножки, унты, мужские полусапожки, даже берцы для военных», - отмечает она.
Уже готовая продукция в мастерской расставлена повсюду, выглядит и вправду очень качественно и тепло, но попытаться сшить что-то подобное я бы не решился. Для этого нужно обучаться минимум полгода. Я же тем временем за день с горем пополам смог освоить принципы установки на каблук набойки, а также приклеивать на подошву профилактику — специальный материал, спасающий от скольжения.
Обучавший меня обувщик Константин напоследок говорит, что люди сегодня абсолютно разучились ухаживать за обувью, а ведь это крайне важно. Его коллега с ним соглашается: «Ведь не секрет, что если держать ноги в тепле, то будешь всегда здоров. А здоровье — прежде всего. И если обувь жмёт, она холодная и неудобная, то, естественно, ноги болят, и это напрямую сказывается на самочувствии человека. За обувью нужно следить также, как, скажем, водитель следит за автомобильной резиной на своей машине».
Мне кажется, я бы смог освоить профессию сапожника. Нужно больше сноровки, опыта, аккуратности, знаний. А ещё ремонт и пошив обуви - творческая профессия, но эта сторона мне не открылась, оставляю её тайны профессионалам.