Общество Возвращение льгот. Забайкальское зеркало России

Возвращение льгот. Забайкальское зеркало России

Маленькое по меркам страны дело о льготах для пенсионеров, учителей и медиков стало зеркалом современной вертикали власти: в Москве занимаются политикой и бьются с санкциями, в регионах глохнут от последствий этих «мер воздействия запада».

Так получилось, что Забайкальский край, его сельские учителя, медики, ветеринары, стали этаким портретом того, какие последствия могут быть у тех или иных государственных решений сегодня. Выплаты им урезали с боем в конце 2014 года, когда стало понятно, что бюджет Забайкальского края трещит по швам и сокращать больше нечего. Обращение прокуратуры, на всех этапах рассмотрения этого вопроса резко критиковавшей подобные решения, в суд было вполне предсказуемым.

У каждого уважающего себя предприятия есть стратегия развития, которая так или иначе корректируется в зависимости от происходящего. В идеале можно и нужно просчитывать, к чему приведут те или иные опыты и новации. Но думать на несколько комбинаций вперёд получается не всегда и не у всех. Ситуация с отменой льгот в Забайкалье стала проверкой не столько прокуратуры, которая силами Елены Чадовой сумела доказать незаконность этого шага, не столько – правительства края, принявшего столь непопулярное решение, сколько социальной политики федерального центра по отношению к регионам.

В тисках

Забайкальский край и без того жил не богато, поэтому влияние западных санкций, рухнувшего курса рубля и остального «довеска» экономико-политических проблем при среднем равенстве влияния на все регионы здесь сказалось гораздо сильнее. Быть может, на регионе сказалось не только это, но и политика местных властей – судить не берусь. Так или иначе к ноябрю 2014 года – времени обсуждения бюджета края на 2015 год – все, кто уже знал его подробности, подошли на согнутых коленках. Так идут к доске над пропастью, по которой только и можно пройти дальше. Выхода не было.

К этому моменту стало понятно, что денег не хватает даже на зарплаты бюджетникам, которые ждали зарплаты в преддверии нового года. Часть льгот, вычеркнутых правительством ради экономии, во время обсуждения в заксобрании удалось отстоять, но ту же оплату услуг ЖКХ сельским учителям и 50% льготу на капремонт ограничили 2 тысячами рублей. Точно то же произошло с медиками, ветеранами труда и ветеринарами.

Экономия на льготах не помогла выплатить зарплаты и пособия в срок – по всему Забайкалью, в том числе и в администрации края, работники бюджетной сферы получили деньги с задержкой.

Судья нечаянно нагрянет

На вечер пятницы, 27 февраля, по делу о признании отмены льгот незаконной были назначены прения, которые, как ожидалось, станут самой интересной частью рассмотрения дела. К тому же, на предыдущем заседании представители губернатора говорили о том, что ещё не определились со своей позицией. Эта неопределённость была связана не с глупостью юристов, а с вдруг появившейся надеждой властей региона на встречу губернатора Константина Ильковского с министром финансов РФ Антоном Силуановым. По всей видимости, ставка на эту встречу делалась более чем серьёзная, Чита в том числе надеялась на помощь Москвы и по льготам. При благоприятном для нас сценарии развития, возможно, позиция в суде была бы смягчена до полного согласия с требованиями прокуратуры. Возможно. Но этого не случилось.

Вместо сообщения о результатах встречи Ильковского с Силуановым представитель губернатора перед прениями заявил ходатайство о приостановлении производства по делу, так как глава регион попросил Конституционный суд оценить действия правительства края на соответствие главному закону страны. Вопросов о том, готова ли федерация дать Забайкалью денег на льготы самым нуждающимся, уже не возникало. У Москвы другие заботы.

«К рассмотрению ходатайство губернатора пока не принято», — чуть понизив тон, добавил он в конце речи.

«Что об этом думает прокуратура?» — перекинула пас через зал судья.

Прокуратура возражала. И не только она. Вообще создавалось впечатление, что сейчас задачей стороны защиты стало не доказательство своей правоты, а простое затягивание рассмотрение – с помощью любых аргументов.

«Губернатор считает, что данные законы были приняты в соответствии с федеральным законодательством и Конституцией Российской Федерации», — представитель главы региона поднимает глаза на судью.

Та слегка улыбается: «У вас есть какие-либо сомнения в конституционности?». Сомнений, как выяснилось, нет, есть мнение прокуратуры и представителя второго истца – пенсионерки из посёлка Горный Улётовского района – не приостанавливать рассмотрение дела.

Прения

Наверное, во многих делах прения – одна из самых интересных частей: участники могут сыпать фактами, а могут и не сдерживать эмоции. В этот раз сухую законность стороны обвинения представляла представитель прокуратуры края Чадова, эмоции тех, кого лишили заработанных копеек поддержки – Николай Моисеев, муж и по совместительству представитель пенсионерки Людмилы Моисеевой, чьё возмущение действиями краевых властей довело её до суда.

«Отсутствие финансовой возможности у края не может являться основанием для нарушения прав граждан», — спокойно говорила Чадова.

«Закон ухудшил положение сельских учителей, — седой, чуть волнуясь, со стариковским добродушно-беззащитным прищуром смотрел на судью Николай Кононович. – Капремонт должен финансироваться в размере 100% для тех, кому это положено».

«Просим в требованиях прокурору и Моисеевой отказать», — упорствовали адвокаты заксобрания и губернатора.

Удовлетворить

«Судья удаляется в совещательную комнату» после прений прозвучало как-то неожиданно. Казалось, заседания по этому делу будут тянуться месяцами. Буквально через 15–20 минут все уже знали его исход: требования прокурора и частично – Людмилы Моисеевой - удовлетворить, обязав заксобрание оплатить за пенсионерку судебную пошлину в 300 рублей. Более справедливый вердикт сложно представить.

И понятно, что денег в крае нет. Но если у чиновников их нет на выплату пособий, то у тех, кто имеет право на эти льготы, сегодня нет денег на хлеб. Понимаете разницу? Можно сколько угодно говорить о том, что львиную долю налогов край перечисляет в федеральный бюджет, не имея при этом у себя остатка в виде развитой промышленности, бизнеса и сферы услуг – хлеб на столе от этого не появится.

Маленькое по меркам страны дело о льготах для пенсионеров, учителей и медиков стало зеркалом современной вертикали власти: в Москве занимаются политикой и бьются с санкциями, в регионах глохнут от последствий этих «мер воздействия запада».

Когда-то давно одна очень известная в нашем крае женщина сказала мне, что нет ничего унизительнее, чем голод. И сегодня вопрос о том, будет ли правительство края обжаловать решение суда, будет читаться именно так: декабрьское решение – вынужденное, апелляционная жалоба – уже отношение к своему народу.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления