Международный женский день – праздник всех женщин, но особенно пышно он проходит для тех из них, что окружены исключительно мужским коллективом. Такая счастливица есть и в одном из дочерних предприятий Регионального управления строительства.
О всех минусах и плюсах работы на стройке, о ревности мужа к мужскому коллективу и детях, растущих среди возводящихся кирпичных стен, в интервью ИА «Чита.Ру» рассказала прораб «Читинской строительной компании» Марина Жовта.
- Откуда появилась идея пойти в строительную сферу?
- В 1987 году, когда я закончила школу, к нам в Балей приехала приёмная комиссия Читинского политехнического института и начала здесь же принимать вступительные экзамены. Было удобно, никуда не выезжая, можно было сдать и поступить. Я не собиралась быть строителем, хотела быть педагогом, работать с ребятишками в детском доме. Но задатки строителя у меня, видимо, были – в 10 лет я построила кирпичную стену дома. К тому же, что-то узнала от тёти, которая была проектировщиком. В итоге отучилась на мастера строительно-монтажных работ на специальности «Промышленно-гражданское строительство». Окончила вуз хорошо.
В студенчестве я считала, что буду работать строителем только до того момента, пока не построю квартиру себе и подружке. С 1992 года я на стройке, пока построила квартиру только себе, поэтому придётся ещё поработать.
- За эти годы вы работали только на стройке?
- Все 23 года отработала на линии (на строительной площадке - прим.ред.). Было время, нужно было поработать в производственно-техническом отделе в офисе. Тогда я поняла, что это не моё. Не могу сидеть на одном месте, работать с большим количеством документов, корпеть над цифрами.
Начинала мастером общестроительных работ в подразделение РУСа в посёлке Ясногорск – Ясногорской строительной компании, позже стала прорабом. Тогда поучаствовала и в строительстве жилья, и в промышленном, и даже в возведении церкви. Последний объект особенно памятен для меня, это не просто строительство дома – другая архитектура, иные материалы, да и значимость объекта совсем другая.
Спустя 12 лет по семейным обстоятельствам я переехала в Читу. Здесь устроилась в РУС, сначала мастером, потом также выросла до прораба. Первым моим зданием здесь был наш офис на Чкалова. Потом были капремонт Четвёртого арбитражного суда, микрорайон Октябрьский, сейчас вот Царский – заканчиваем строительство детсада.
- Что входит в ваши обязанности?
- Я должна знать проект от и до, контролировать поставку стройматериалов, организовать строительные, сантехнические, электромонтажные работы на объекте, уметь взаимодействовать с подчинёнными, в основном, китайцами, с субподрядными организациями, следить за качеством работ, вести исполнительную документацию.
- Каково конкурировать за рабочее место в мужской профессии с мужчинами?
- Трудно. Семья, дети, возможные декреты. Поэтому руководству, как правило, проще работать на линии с мужчинами. Видимо, по складу характера я всё же смогла отвоевать себе место на стройке. Вообще, я жёсткий человек, если надо, поругаюсь. Работая в мужском коллективе, иногда приходится вести себя по-мужски. Где-то, бывает, приходится применить своё женское обаяние.
- А бывали стрессовые ситуации, когда хотелось всё бросить и уйти?
- Бывало, конечно, но я же подружке ещё квартиру не построила. (смеётся) Если серьёзно, то после стольких лет на линии даже и не представляешь, как уйти. Есть люди, которые стараются переквалифицироваться, сменить профессию, у меня осталось как есть. Это моё, я не хочу никем другим быть.
Знаете, 2 года назад мы сдавали третий дом в Царском. Сезон прошёл хорошо и легко. Я осталась очень довольна собой и нашей общей работой, такое случается редко, но ради таких моментов хочется работать дальше. Меня устраивает и нынешняя должность – ни выше, ни ниже мне не хочется.
- У вас в коллективе много мужчин, есть ли женщины помимо вас?
- У нас в «Читинской строительной компании» около 30 человек инженерно-технических работников – это прорабы, мастера, которые заняты на стройке. Здесь работают в основном мужчины, я единственная женщина, поэтому мне здесь очень удобно. Электрики – мужчины, сантехники – мужчины, рабочие – мужчины. Бывает, доходит до 70 человек на объекте, а я одна.
У нас в компании есть ещё планово-экономический, сметный отделы, отдел инженерной подготовки – они работают в офисе, там больше женщины.
- Какие-то поблажки вам делаются, как единственной на стройке? Может быть, мужчины не позволяют делать что-то?
- Таскать тяжести не приходится – работа прораба нефизическая, а больше умственная. Да, много приходится ходить, но со временем к этому привыкаешь. Конечно, мужчины всё равно видят во мне женщину, хотя на такой работе, бывает, ведёшь себя, как мужчина, особенно во время праздников. На стройке некогда нюнить, нужно быть к себе и окружающим строже.
- А китайцы как-то по-особенному относятся к вам, у них всё же другая культура взаимоотношений?
- Китайцы ведут себя очень хорошо. Я для них и доктор, и наставник, где-то могу заменить сестру. Вообще, мне с китайскими рабочими проще, чем с русскими субподрядчиками. Они – исполнительные. Рассказывают, что у них редко случается, когда женщина кем-то руководит, но ко мне при этом относятся хорошо, слушаются.
- Как вы выкручиваетесь 23 февраля, когда нужно поздравлять мужчин?
- Мы объединяемся всем женским коллективом компании, чтобы поздравить сильную половину. Со всех отделов нас получается почти столько же, сколько мужчин. Но, когда женщин поздравляют с Днём строителя или 8 Марта, то нас вместе с другой женщиной, работающей в нашей компании на строительстве другого объекта, стараются выделить.
- Обычно как вас поздравляют на 8 Марта?
- Самое оригинальное поздравление связано не с 8 Марта, а с моим 30-летним юбилеем. Я тогда работала ещё в Ясногорске. Так сложилась, с утра закрутилась и забыла, что у меня день рождения. Пришла на работу, а со входа по витой лестнице в нашу контору лежали поздравления – на каждой лестничке поздравление и цветочек.
Ну а 8 Марта – это наш день! Обязательно будет букет цветов от начальника участка Владимира Ивановича Чупрова, будет коллективный подарок. Вообще, приятно, конечно, почувствовать себя женщиной в такой день.
В целом же, мужчины у нас всегда очень внимательны. Можно поговорить с ними на любые темы – проблемные, бытовые. Всегда помогут, подскажут.
- Существует мнение, что нецензурная лексика – это один из атрибутов любой стройки. Так ли это? Ограничивают ли мужчины себя в матах при вас?
- Да, без матов у нас не обходится – бывает, человек не понимает обычного слова, приходится сказать пожёстче. Мужчины стараются при мне не ругаться, а, если и случается, то обязательно извиняются.
В Ясногорске у нас был начальник участка, которая была против нецензурщины. Татьяна Степановна Сукач. За 12 лет работы я ни разу не услышала от неё грубого слова, а уж тем более матерного. Это зависит во многом от человека, кому-то удаётся обходиться без ненормативной лексики.
- А у вас семья?
- Да, муж, двое детей. Дочери 7 лет, тоже хочет стать строителем. Сыну – 17, он рос на стройках. Особенно 4 года, когда мы работали на выездных объектах, ездил со мной.
- Кем работает ваш супруг? Как он относится к такому количеству мужчин вокруг?
- Бывший военнослужащий. Сейчас работает авиатехником в «ГазпромНефти», в мужском коллективе. К моей работе относится очень ревностно из-за мужского окружения. Мы живём 18 лет, и с самого дня нашего знакомства это не прекращается. Наверное, сильно любит.