Окончила вуз с красным дипломом, там же пять лет назад стала преподавателем, окончила аспирантуру, защитила кандидатскую диссертацию, параллельно получив второе высшее и второй красный диплом. Девушка без синдрома отличницы, которая может говорить со студентами про науку и про любовь. Юлия Газинская – улыбающаяся блондинка, время с которой летит неуловимо быстро.
- Как ты пришла к тому, что стала преподавателем?
- Когда я готовилась к нашему разговору, я подумала, что нужно придумать какую-то метафору, которая была бы сюжетной линией беседы. Почему-то подумала, что это будет идея двойственности характера, двойственности жизни, потому что я всегда хотела быть журналистом, но с детства у меня в характере проявлялись какие-то педагогические нотки по отношению ко всем вокруг. Я начала рано читать и писать, и моим любимым делом было писать под диктовку. У меня к слову была особая любовь.
Я всегда хотела быть журналистом, у меня всегда было чёткое чувство справедливости. Я старалась всем помочь и разобраться в любой ситуации. Двойственность здесь в том, что, с одной стороны, я сильная и пытающаяся разобраться в повседневных вопросах, борец за справедливость. С другой стороны, хрупкая, нежная и, я бы сказала, одухотворённая. Одна черта заложила любовь к профессии журналиста, а другая – любовь к профессии педагога.
,
Я никогда не была отличницей, но очень любила учиться. Помню, на биологии учительница спросила, что такое боль, и я одна рассказала, что в ней много положительного, какие механизмы в организме происходят при её ощущении. В то время мне казалось, что я хочу быть учителем, что это престижно, что ты несёшь что-то доброе. Журналист во мне говорит, что это стандартная схема прихода в профессию. Но схема эта ведёт к ключевому моменту: ты в душе педагог, и всё. То есть это заложено изначально.
В детстве я практиковалась на своей сестре, она на 9 лет меня младше. Сейчас она учится на 3-м курсе нашего университета.
,
- Была домашней девочкой?
- Всегда дружила с парнями и каталась на мотоциклах, играла в футбол и баскетбол! Мне даже нос разбили на тренировке. Лучшим другом у меня был мальчик, лучший спортсмен школы, а я была одной из лучших спортсменок.
В старших классах я стала президентом школы, всегда была общественницей. Меня ставили учителем в дни самоуправления, и я поняла, что это моё. Мне важно делиться с людьми. Делиться знаниями, ощущением счастья.
- Что такое педагогика для тебя лично?
- К сожалению, знаний, которые мы даём на парах, может быть недостаточно в жизни, а вот знание счастья, как жить счастливо, спокойно и гармонично, — вот это самое главное для преподавателя. Учить и передать ощущение счастья, потому что ты должен приходить к ученикам заряженным – это, мне кажется, одна из главных задач.
- Где этот заряд брать самому преподавателю?
- Обязательно должны быть увлечения. Но изначально, если говорить о женщине-преподавателе, это ощущение любви, нежности, заботы. Это, безусловно, семейный компонент и помощь людям. Если говорить в интеллектуальном плане, то это постоянная подготовка. У меня есть правило каждый день обязательно читать. Вот книжка (достаёт с полки). У меня есть время, я три страницы обязательно прочитала, отметила. Только когда есть эти компоненты, ты заряжаешься, потому что ты динамичная, ты интересная, необычная, каждый раз новая. Студенты смотрят на тебя и думают: «Вау!» Вот снова двойственность: с одной стороны, я такая мимимишная, с другой стороны, когда я выходила защищать кандидатскую диссертацию, мне говорили: «У вас такая работа – политическая лингвистика. Такой задел для докторской работы». Голубоглазая блондинка и политика? Как это может быть? (смеётся).
Есть один очень приятный для меня момент: меня до сих пор путают со студенткой. Мне даже ключи не дают в других корпусах как преподавателю, если нет удостоверения. Я этому безумно рада. Кстати, это то, что наполняет женской энергией: ощущать себя молодой, активной. На интеллектуальном уровне ты немного выше, а с позиции общения со студентами ты должен быть всегда на одном уровне. Даже если бы я была доктором наук, думается, я бы была такой. Студенты и так поймут уровень твоего интеллектуального потенциала через термины, через знания, теории, которые ты представляешь. И это будет главный показатель.
- Опять двойственность?
- Да, потому что это оригинальность. У меня в характере два противоположных человека. Дома я мягкая, нежная. В психологии, если у нас есть какая-то проблема, кажется, что это внутреннее противоречие. Но, мне кажется, в женщине, если этим грамотно управлять, противоречия можно так укомплектовать в своей жизни, что это будет тебе только помогать.
- Какими дети приходят после школы? Детьми? Или взрослыми людьми?
- Ощущение, что ребята, которые приходят на специальность «Журналистика и связи с общественностью» факультета филологии и массовых коммуникаций, совершенно другие. Они расслабленные и подготовленные с психологической точки зрения. Даже на первом курсе они готовы и слушать, и поспорить, показать себя, свой характер. Мне это безумно нравится. У них столько вопросов! И на них нужно находить ответы.
- Каким должен быть школьник-выпускник, чтобы прийти к тебе и легко включиться в обучение?
- В первую очередь, любознательным на любой специальности. В особенности, на журналистике. Отличник – это не всегда активист и не всегда человек с активной жизненной позицией. Вот у меня вроде два красных диплома, но всё-таки в себе я больше ценю желание получить от жизни очень многое. Мне кажется, у студента должно это быть. Энергия позволяет – возраст такой. А общеобразовательная программа должна быть в принципе нормально усвоенная.
- Ты могла бы себя представить школьным учителем?
- Если бы мне сказали: «Иди в школу работать», — я бы с радостью пошла. Или даже в детский сад, потому что я очень люблю детей. Воспитание – это моё. Не нарочитое, а воспитание как возможность чувством зарядить так, чтобы увидеть какой-то хороший результат, понаблюдать за талантами человека. Я всегда говорю студентам: «Не согласны – спорьте со мной, доказывайте». Почему бы это не обсудить? И студенты, и школьники должны иметь свою точку зрения. Если ребёнок во всём с тобой соглашается, то в этом плане ты, наверное, даже немного проиграл как педагог, не доработал. Своя позиция должна быть всегда. Я сама такая, меня сложно переспорить, но я всегда прислушиваюсь.
- Удавалось это студентам?
- Я таких ситуаций не помню. Но были курсы, к которым я готовилась максимально. У них было столько серьёзных и проработанных вопросов, что я понимала: должна подготовиться, приходилось держать себя в тонусе.
Педагог должен быть очень умным. В плане насыщения информацией у него должен быть синдром отличника. Должно быть постоянное обучение. Чтобы соответствовать этому правилу, у меня всегда есть та работа, которую я лично для себя ежедневно должна делать. Это чтение книг, разных причём. Научных, художественных – тех, которые, например, наполняют женской энергией (улыбается). Мне принесли «Дневник Бриджит Джонс», я её читаю, и мне нравится. Я всегда читаю очень много разных книг. Мои научные наработки за последние годы поспособствовали тому, что мне приходят разные приглашения на научные конференции. Смотрю: новое направление. Нужно посмотреть – съездить в другой город!
На листочках (тянется к стикерам на столе) я пишу новые термины, которые мне не знакомы. После читаю, что они значат и как используются. Такие мелкие дела не позволяют расслабляться, но в то же время тебя не перегружают. В нашей профессии без новых знаний нельзя, и научная деятельность должна быть непрерывной. Ведь у меня и у студента – высшее образование. Значит, моё должно быть чуть-чуть выше. Но, когда я пришла на пары, я должна быть с ним на одном уровне по-человечески. Только тогда он открывается и будет творить.
,
- Ощущение, что у тебя в жизни работа – на первом месте.
- (смеётся) Ещё я занимаюсь спортом. Пока училась в аспирантуре, получила ещё одно образование. Для меня всегда было важно прийти домой и подарить всё своё тепло любимому человеку. Для женщины главное – ощущение любви и счастья. Я очень люблю готовить, а тут понимаешь: в сутках всего 24 часа! Было время, когда я спала всего по 3-4 часа в сутки. Это, конечно, достаётся большим трудом. Я добилась всего, чего хотела, и теперь у меня появилось время о своём, очень личном, подумать. Но мне всегда кажется, что я мало работаю. Хочется ещё пойти на курсы кройки и шитья, получить водительские права…
У меня есть листок, в котором я пишу свои желания и их осуществляю. Ещё я «лягушка-путешественница», для меня очень важно куда-то ездить. Когда ты такая, студентам интересно, ты можешь обо всём с ними говорить, внутренний мир и богатый опыт позволяют это делать.
- В работе у тебя есть примеры для подражания?
- Для меня это – Щурина Юлия Васильевна, мой научный руководитель, и Ерофеева Ирина Викторовна, преподаватели, у которых я училась в студенчестве, а сейчас мы работаем на одном факультете. В этом списке могут быть и другие люди, но эти женщины для меня особенные, родные.
Ты должен всегда на кого-то равняться, на какие-то знания, у тебя всегда должен быть стимул двигаться. Нельзя прийти и сказать: «Ой, я тут всё уже сделала, и в аудитории буду только командовать». У педагога должна быть не заниженная самооценка, а желание улучшить всё, усовершенствовать. В плане себя как женщины себя нужно просто любить. И студентов любить нужно.