Общество «Маршрутный дозор»: Непостоянная «трёшка»

«Маршрутный дозор»: Непостоянная «трёшка»

За такое необходимо лишать не то что права работать на маршруте - лицензии перевозчика в целом.C наступлением холодов такая халатность перевозчиков – явная угроза жизни и здоровью людей.

То, какими должны быть маршрутные перевозки в Чите и какие они на самом деле, годами обсуждается пассажирами – теми, кто больше всего страдает от качества необходимых в городе услуг. После того, как из-за разразившегося скандала и передела сфер влияния водители 1 апреля 2015 года не вышли в рейсы, и город встал, больной вопрос начали активно обсуждать на уровне гордумы Читы. Выяснилось, что в этой отрасли не то что до идеала далеко – от нарушений закона бы отойти не мешало.

ИА «Чита.Ру» вместе с горожанами вышло на остановки, чтобы посмотреть, насколько качественно работают пассажирские перевозки. Мы готовим отчёты каждому направлению, на которое выходим, не предупреждая владельцев маршрутов и никого из контрольных органов, уполномоченных следить за качеством перевозок.

Номер маршрута выбирается произвольно, поэтому в любой момент на любой остановке вы можете встретить журналиста, который проедет с вами, как обычный пассажир, и потом расскажет о том, что удалось увидеть.

Сегодня мы проверяем маршрут №3. Это один из самых лакомых кусков для перевозчиков, потому что это направление остаётся востребованным всё время движения. В апреле 2015 года предприниматель Сергей Кожевников отказался уступать его депутату от бизнеса Артёму Меняйло. Противостояние доходило до драк водителей противоборствующих перевозчиков на конечных остановках. В итоге машины Меняйло продолжили курсировать легально, машины Кожевникова, отказавшись уходить с маршрута, составили им конкуренцию. Впрочем, наша проверка показала: толку от этой конкуренции – ноль, особенно вечером. После спада вечернего потока, часов в восемь, водители, несмотря на утверждённый график, отправляются на отдых. Дела до пассажиров, видимо, никому из обслуживающих направление нет. Впрочем, обо всём по порядку.

Движение маршрутных такси №3, судя по графику комитета по развитию инфраструктуры Читы, начинается от микрорайона Солнечный, протягивается через весь город, огибая микрорайон Северный, центральный рынок и, минуя Большой остров и мост через Ингоду, заканчивается на улице Южная неподалёку от леса прямо по дороге к источнику Молоковка. Первый рейс должен стартовать не позднее 6.20. До девяти часов вечера маршрутки должны двигаться с интервалом 2-3 минуты. С 21.00 до 22.30 – с интервалом 10–15 минут.

Утро

Несмотря на то, что 4 ноября – выходной день, народа утром на остановке достаточно. Холодно: ледяной ветер как будто не замечает утеплённой куртки, приходится прятаться от него за стену остановки.

Первая «тройка» отходит в 8.39, а в 8.42 я уже сажусь в следующую. Это первая маршрутка, которая навевает мысли о дизайнерской работе её владельца, бывшего или настоящего: потолок обтянут тёмно-коричневой и персикового цвета обивкой, короткие декоративные шторы в цвет не мешают обзору. Кресла расположены по линии окон, поэтому хорошо видно, где мы едем.

Сама машина старая, задняя дверь во время движения скрипит. На подоконниках пыли нет, но ощущение, что её просто вытерли рукавами, а по задним дверям не грех бы пройтись тряпкой: они откровенно грязноваты.

На одном из боковых окон в задней части салона приклеена табличка «Запасный выход», но понять, где именно он находится и как им воспользоваться, сложно: нет ни инструкции, ни чёткого указателя.

«Так а чо, я тебе, маршрутку толкать буду или каво?» — кричит в трубку большой мужчина, распространяющий вокруг лёгкое амбре похмелья. После того, как он выходит, водитель оборачивается: «Вам где остановить?». И улыбается. Вообще, улыбающиеся водители маршруток – большая редкость. Можно считать, день сложился.

Выхожу на конечной, где стоят две или три маршрутных «ГАЗели», и прогулочным шагом меж одноэтажных старых, покосившихся и новых кирпичных, двухэтажных за двухметровыми заборами домов иду к магазину «Привоз». На поворотах можно сполна оценить эстетику мусорных гор.

Свалка на улице Песчаная в Чите

Журналист ехал в автомобиле № к925мо

Спустя минут 20–30 около того же «Привоза» останавливаю ещё одну «тройку», чтобы уехать обратно. Шаг на порог, и в салоне хочется закашляться: водитель одной рукой держит руль, другой задумчиво носит сигарету к чуть приоткрытому окну. В салоне нечем дышать. Видимо, в принципе не предполагается, что в салон могут войти астматики, и уж тем более водителю глубоко дымить на закон о запрете курения в общественных местах.

Мне всегда интересно, что такой вот шофёр будет делать, если кто-то из его пассажиров вдруг начнёт задыхаться? Тащить аптечку? Звонить в скорую? Просить покинуть помещение и подышать на улице?

Сиденье моего кресла грязное. Само место находится на небольшом парапете, оно выше других. Окно расположено ниже уровня глаз, поэтому, чтобы сориентироваться на месте, я время от времени хитро выныриваю в окно откуда-то сверху. Сидишь в позе грифа, присогнувшись где-то в области то ли лопаток, то ли шейных позвонков, озираешься.

Над местом водителя висит карта движения. Можно, если позволяют навыки ориентирования на местности, сверяться по ней и не смотреть в окно. Но карта мелкая, мне с середины салона не видно. Рядышком с ней висят две инструкции для перевозчика и пассажира, табличка с тарифом. Самый крупный лист на этом стенде – объявление об услугах электрика.

Подоконники запылённые настолько, что можно рисовать. У выхода есть знак огнетушителя со стрелочкой, самого огнетушителя нет. Над дверью висят отрывные билеты с указанием перевозчика – ИП Кожевникова Евгения Сергеевна.

В салоне продрогла так, что дома пришлось отогреваться горячим чаем.

Журналист ехал в автомобиле № м950ем

Обед

На тройку в обеденное время грешить сложно. По крайней мере в том, что касается соблюдения графика движения: с интервалом в час на разных остановках время от отъезда одной машины до подхода другой длилось максимум 4-5 минут, не замёрзнешь.

Оказывается, конечную остановку маршрута перенесли с Карповского тракта в микрорайон Солнечный. Собственно, таким выдался и день проверки: ветреным, свежим, с синющим небом и улицами, пропитанными осенне-прохладным солнцем.

В 13.42 подхожу на бывшую конечную остановку на Карповском, по стороне движения в центр Читы. Остановка, видно, новая – совсем прозрачная ещё, не затёртая дождями, ветром и снегом. По обеим сторонам по мусорному ведру, но рядом с одним лёгким шармом то ли от забывчивых дворников, то ли ещё от кого стоял вот такой чудный пакет. Выбор, мол, есть всегда: или в пакет, или в контейнер мусор забросить.

Маршрутка №3 подошла сразу же. Решила посмотреть на интервал движения и осталась на остановке. Ждать, как уже говорила, пришлось недолго: в 13.46 подошла следующая машина. Абсолютно пустая. Благодать.

Садиться пришлось на кресла с сильно потёртой велюровой обивкой. Обычно очень удобно класть локоть на небольшую выемку около окна, нечто вроде подоконника. Здесь этого делать нельзя было категорически: и окна, и весь салон были настолько запылёнными, что сразу после поездки для любой светлой одежды понадобилась бы стирка.

Под пассажирским креслом впереди салона лежит колёсный диск, который, впрочем, не мешает тому, кто на этом кресле сидит. Расписание движения приколото канцелярскими гвоздиками над дверью и напротив, чуть выше окна. Там же находится стенд с пустыми ячейками «Тариф», «Вас обслуживает». Неизвестный водитель с неизвестным тарифом едет очень комфортно: не медленно, но и не гонит, нарушая правила. Останавливается и трогается с места плавно. За время поездки никто из садившихся пассажиров не спикировал на кресло или соседей от резкого нажатия педали газа.

Журналист ехал на автомобиле № ак234

А вот водителю «тройки» часом позже старушка, вошедшая с большой дорожной сумкой на остановке около клинической больницы, спасибо не скажет – еле удержалась на ногах. За ней вошла девушка, которая и закрыла дверь, пока пенсионерка пробиралась к задним сиденьям. Хлопок двери, видимо, был условным сигналом для того, чтобы водитель решил ехать, не посмотрев, сели ли его пассажиры. В результате бабушка пару раз едва не упала.

Это было единственным минусом за поездку, который, впрочем, едва не перекрыл все плюсы. Набралось их несколько: розовые чехлы были откровенно чистыми, подоконники – не запылившимися, табло с информацией для пассажиров было целиком заполнено, а над выходом висели билеты для тех, кому они нужны для отчётности.

Журналист ехал на автомобиле № е983уу

Вечер

На этот раз, наученная горьким безмаршрутным опытом направления №28, уехать домой я пыталась не в десять и не в половине одиннадцатого вечера – хотя именно до этого времени тройка должна ходить с интервалом максимум в 15 минут, а в девять часов.

На остановку к магазину «Маркет» на Богомягкова я подошла в 21.25. До этого минут семь шла вдоль Богомягкова – ни одной маршрутки не проехало. Где-то в 21.35 к остановке подъехала маршрутка №28, забрав двух женщин и мужчину, стоявших неподалёку. На остановке я осталась одна.

Вскоре отчаялся даже таксист на малиновом «Москвиче», резко вывернул руль и укатил в ночь. Промёрзнув до того, что не чувствовались ноги, я ушла с остановки в 21.51. За эти полчаса должна была быть возможность уехать как минимум дважды, но, видимо, водители уже отправились на заслуженный отдых: время максимального денежного чёса, когда можно набивать маршрутки до состояния селёдок в бочке, прошло, а, значит, и работать не нужно.

Я считаю, за такое необходимо лишать не то что права работать на маршруте, а лицензии перевозчика в целом. Если летом ещё можно как-то подождать на остановке минут 30-40 и добраться домой здоровым и невредимым, то с наступлением холодов такая халатность перевозчиков – явная угроза жизни и здоровью людей.

Отогрелась в троллейбусе. Слава богу, хоть они ходят по расписанию. Всю дорогу думала о том, что пора потребовать с обслуживающего маршрут №3 перевозчика коробку «Терафлю» и оплату больничного.

Составные части материала писались в разные дни. Так, утренняя поездка была 4 ноября, вечерняя и дневная прошли раньше.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления