Общество Коммунальная смерть Дровяной

Коммунальная смерть Дровяной

Уже 2,5 года на первом котле не работают контрольно-измерительные приборы. Это полное нарушение техники безопасности, к нему даже подходить нельзя. А мы работаем не отходя, потому что если он погаснет — будет швах.

Новости о замерзающей Дровяной в редакцию «Чита.Ру» полетели, как только начался отопительный сезон. Руководство посёлка со спокойной покорностью списывало внутриквартирные заморозки на устаревшую котельную, в которой много лет не было ремонта. В декабре проблема расширилась — денег перестало хватать не только на ремонт, но и на зарплату работникам котельной. Среди котлов и труб назрела маленькая революция.

Пять процентов ремонта

Глава поселения Наталья Дьяченко вспоминает, что когда-то котельная принадлежала разрезу «Восточный». В 90-х её стремительно передали администрации, какое-то время оборудование поработало без проблем, но затем начало стареть: «Котельная уже выработала свой ресурс. Мы каждый год входим в краевую программу, чтобы получить деньги на ремонт системы теплоснабжения, которого не было никогда. В прошлом году мы провели расчёты и попросили у правительства 14 миллионов. Нам выделили 700 тысяч и только в ноябре. То есть подготовка к зиме прошла просто «на ура».

По словам главы, котельная принадлежит администрации и по договору передаётся в оперативное управление теплоснабжающим организациям. В 2011 году договор подписали с предпринимателем Ремегиюсом Пуслисом Леоно, и в Дровяную зашла учреждённая им производственная компания «Теплосервис». Отношения с предпринимателем, как утверждает Дьяченко, у администрации не складываются. Жители жалуются на холодные батареи местным властям, а они не могут добиться ответа от организации.

«К котельной у нас подключены пять многоэтажек, плюс много частных домов. Я не знаю, как мы эту зиму проживём. Сейчас ещё нет сильных морозов, а немножко прижмёт, и всё. Сейчас уже в дальних домах температура выше 10 градусов не поднимается», - рассказывает Наталья Дьяченко по пути в котельную.

Проходящие женщины останавливают её жалобами: «У нас примета — чёрный дым идёт — значит будет тепло. Но сейчас дым идёт, а холодно. А ещё потоп в подвале. Засорился коллектор, и вся вода по теплотрассе убежала в подвал. Там сырость и вонь. В квартирах на первых этажах дышать нечем. Чего делать-то?». За канализацию в посёлке отвечает тоже «Теплосервис».

1 из 3

Без зарплат, но с риском для жизни

В котельной работают 25 человек — это кочегары, сварщик, электрики. Почти все они, посидев два с половиной месяца без зарплаты, написали заявления на увольнение. Работы в посёлке больше никакой нет, но глотать угольную пыль за бесплатно они тоже не хотят. Зарплата в котельной не ахти — у машинистов из-за ночных смен и вредности выходит 13-14 тысяч рублей, а у слесарей, электриков и вовсе 8-10 тысяч со всеми надбавками и премиями.

Прежде чем начинать разговор, меня водят по рабочим местам. Я, конечно, понимаю, что котельная это далеко не операционная, но состояние тут просто аховое. Впрочем, пыль в бытовке, налёт ржавчины в дУше и торчащие провода — это полбеды.

1 из 3

«Была тут уборщица, но ей же зарплату надо платить, поэтому уволили. Нам говорят — убирайтесь сами, а будут ли за то доплачивать — большой вопрос. Мы всё сами. Окно в котельной так бы и стояло пустым, если бы мужики из дома не принесли рамы со стёклами. Спецодежды у нас нет. Даже рукавиц нет. Сварщик наш Олег шьёт дома и приносит сюда. Покупают за 10 рублей — дешевле чем в магазине, да потом с оплатой тянут месяцами», - рассказывают рабочие.

1 из 2

В бытовке они начинают говорить наперебой. Видно, что коллектив уже на грани кипения.

«1 ноября пошёл пятый год, как тут работает «Энергосервис». Задержки начались в этой компании. У нас было предприятие Щеглова. Мы всегда получали вовремя, задержка самая большая — на три дня — но пусть так. Потом была Непомнящих — тогда накапливали сумму, и мы в один день получали, как положено. А сейчас вообще никакой ясности нет. С 2014 года — задержки. Мы идём за зарплатой вдвоём, первому говорят — нет денег, а второму дают. Непонятно, почему так», - рассказывает машинист.

Его подхватывает электрик: «Даже когда о мелочи речь идёт. Мне надо было ребёнка из Читы забрать, я пошёл просить тысячу рублей. При мне из бухгалтерии звонили начальнику, и он задавал вопросы — а давно он работает, а есть у него заработанные деньги? Я шесть лет тут работаю и должен ходить».

1 из 3

В унисон звучит голос водителя: «У нас если кто-то в семье умер, то мы не можем свои заработанные деньги забрать. Мы нули вообще».

Отдельный вопрос — начисление премий. Раньше, как вспоминают работники, премия составляла до 70% зарплаты, но в случае серьёзных проступков сгорала подчистую. Сейчас её привязали к собираемости платежей. Логика в духе «больше тепла — больше денег» разбивается об аргументы коллектива. Во-первых, данные о платежах им никто не показывает. Во-вторых, влиять на жильцов кочегары не могут. Даже тепло в квартирах, за которое платят жильцы, зависит тоже не от них.

«Мы не можем повлиять на собираемость, если у нас 15 сентября начался отопительный сезон, а 20-го к нам приехали менять топку котла. Если у нас траншея, трубы в которой мы сами меняли, до сих пор стоит незакопанной, обогревает улицу. У нас сегодня не работает один из трёх котлов — полетел редуктор, а запчастей нет. Уже 2,5 года на первом котле не работают контрольно-измерительные приборы. Это полное нарушение техники безопасности, к нему даже подходить нельзя. А мы работаем не отходя, потому что если он погаснет — будет швах. А это от сырого угля даже может случиться — надо будет 13 литров солярки сжечь, но для неё нет ни насоса, ни бака. Мы правдами и неправдами научились этот котёл запускать. Но если к нему подойдёт посторонний человек, то там беда случится», - сердится машинист, работавший ещё во времена, когда котельной владел разрез.

1 из 2

В прокуратуру, по словам работников, они обращались неоднократно. Компанию штрафовали, понуждали к устранению нарушений. Однако после этого у коллектива сократились премии. «Сами себя наказали», - горько шутят истопники.

Во время разговора в котельной появился заместитель директора Арсен Ширабхонян. Находится, как утверждает, между двух огней: «Люди хотят увольняться, а начальник планирует набрать новых. Но это будет не то — пока людей обучат, пока научат — в середине зимы это не дело. Я его заставляю идти на компромисс с коллективом. У нас котельная уникальная, котёл работает без КИПа. Наши люди знают все его повадки, а посторонние не справятся. Я не желаю менять людей, хочу сохранить коллектив».

Почему не платят зарплаты, он сказать не может. Но совершенно точно знает, что денег в организации нет.

Рабочие опять начинают раскаляться, вспоминая все неудобства. Некоторые работники уже пенсионеры и готовы жить без работы: «Мы тут работаем — я со смены иду — углём харкаю. Ну ладно я — детей вырастил, жизнь, можно сказать, прожил. А вон парни — у этого двое ребятишек, у этого двое. Им-то каково?»

1 из 5

Горячая вода к приезду замминистра

В бухгалтерии «Теплосервиса» задержки зарплаты списывают на долги населения. Средняя собираемость платежей за год около 75%. За октябрь компания сделала перерасчёт, и потребители заплатили только 50%.

«У нас денег столько, сколько нам люди принесли. Купили уголь, ГСМ, запчасти, всё что осталось — на зарплату. Мы даже налоги не платим — нет денег. Нам население должно 8,2 миллиона, из них просроченная задолженность — 6,7 миллиона», - рассказывает бухгалтер.

Ещё одна причина нехватки денег — несоответствие утверждённого тарифа с реальными расходами. В тарифе цена угля заложена в размере 798 рублей, с транспортными расходами — 853,6 рубля. Для компании тонна угля стоит 890,9 плюс комиссия банку, транспортировка 10 тонн — в 1 тысячу. В итоге тонна угля у нас стоит 1 017 рублей. В морозы котельная сжирает до 30 тонн угля в сутки. А за месяц предприятие получает меньше 1,5 миллиона рублей.

«С должниками мы работаем. Отсудили больше миллиона, решения находятся на исполнении. Но отчисления небольшие — 200-300 рублей, даже копейки перечисляют», - подытоживает финансист.

В коридоре конторы стоят местные жительницы. Одна из них принесла только половину платы за коммунальные услуги. Остальные деньги, говорит, платить не за что: «У нас с апреля нет горячей воды, чуть тёпленькая. Только в ноябре на неделю дали, когда замминистра приезжал Сергеев (заместитель министра территориального развития Пётр Сергеев — ред.)».

Зима близко

Директор «Теплосервиса» Ремигиюс Пуслис сидит в бытовке котельной и курит сигарету за сигаретой. Разговор не из приятных, ведь увольняющиеся работники не очень следят за субординацией и на просьбу остаться отвечают откровенной грубостью.

«Как не получали деньги так и не будем получать? Я уже себе ноги до жопы стёр за зарплатой бегать. Хоть на пенсии, а в контору хожу и унижаюсь. А там мне говорят — хочу дам, хочу не дам», - бушевал водитель.

И всё почти в таком духе. Какое им дело до цен на уголь, если в магазинах уже перестали давать в долг? Как объяснить банку, что денег для оплаты кредита нет, потому что население в Дровяной не платит за тепло? Зачем работать бесплатно, если стоя на бирже труда можно вовремя получать пособие по безработице?

Ремигиюс Пуслис объяснил, что из-за того, что 25% населения не платит, компания получает всего-то около миллиона рублей. Он надеется, что работники останутся.

Разговор кончился тем, что директор «Теплосервиса» пошёл подписывать заявления на увольнение и выдавать расчёт. Большая часть работников на его уговоры не согласилась. Дровяную ждёт тяжёлая зима. Если прибавить к этому грядущее банкротство «Теплосервиса», то просто ужасная.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления