В этом месте не ловит сеть сотовый телефон, интернета нет тем более. До трассы всего 300-500 метров, а в Шилку можно доехать за 5 минут, но детский лагерь при местном детдоме практически оторван от внешнего мира. Случайный водитель даже не заметит его с дороги — лагерь «Берёзка» живёт в своём мире за зелёным холмом.
Лагерю 53 года. Самый большой деревянный корпус стоит с самого основания — там живут «взрослые» девочки и мальчики. Руководство детского дома латает лагерь, как может, и старается сохранить его. Уже несколько лет строят новый корпус, и в этом году рабочие должны начать отделку: сейчас там вовсю пилят и стучат молотками. Дети, большинство из которых проводят здесь каждое лето, тоже ремонтируют свои комнаты: белят потолки, подклеивают обои.
Лагерем руководят две Ларисы — Петровна и Викторовна. Почти все из 18 воспитателей детдома работают и в летнем лагере. Их ежемесячная зарплата: 14–15 тысяч рублей, но каждый работает за двоих, ведь по штату детскому дому положено 30 воспитателей.
Из 97 детдомовцев только трое — сироты, отцы и матери остальных лишены родительских прав. «Кто-то уже в тюрьме, а кто-то от тюрьмы бегает, — рассказывает комендант лагеря. — Сидит ребёнок рисует и вдруг начнёт кричать: «Папа-папа, не бей!» — это страшно».
Некоторые родители обещают забирать детей хотя бы на выходные, но не держат слова - это, по словам Ларисы Петровны, ещё страшнее.
Деньги на питание, что в лагере, что в детском доме, приходят с большой задержкой. «Берём у поставщиков в долг, но это уже проблема администрации детдома — дети не знают об этом. Они питаются хорошо», — добавляют руководители лагеря. На одного ребёнка в сутки выделяют 210 рублей.
«Дети сложные, но хорошие. Нет дедовщины, нет АУЕ. Музыку блатную слушают, да, играют блатную лирику на гитаре, но ничего такого плохого нет», — уверяют Лариса Петровна и Лариса Викторовна.
На расположенной против лагеря сопке белыми кирпичами выложено название — «Берёзка». Каждый год дети и воспитатели поднимаются наверх и обновляют надпись. А возле жилых корпусов обустроены маленькие грядки и огороды, где дети сами выращивают овощи. Детдом как таковой отделяет детей от общества, но здесь они на три месяца оказываются на собственном краю мира, где отдыхают и учатся быть самостоятельными.
Лиза, 14 лет, воспитанница детдома
Живёт в шилкинском детдоме меньше года. Перевелась туда из другого детского дома — балейского — в сентябре вместе с братом. В Шилке её ждали сестра и ещё два брата. В лагере в первый раз. Надеется, что сможет переехать к старшему брату в село Казаново. После окончания девятого класса мечтает путешествовать.
«Утром мы встаём, умываемся и идём на зарядку. Потом моем руки и идём в столовую. После завтрака у нас трудовой десант: убираемся на территории и в комнатах. Вообще, мы хотим сделать стенд — там будут звёзды. По комнатам будут ходить дежурные и ставить звёзды тем, у кого они чистые. У кого в конце сезона будет больше звёзд, тому какой-нибудь подарок. Пока ещё не решили, когда начнём это.
После обеда у нас сон-час до 16.00. Потом полдник и ещё мероприятие: бывают беседы разные — в воскресенье вот будет день сказок. Мероприятия у нас пока нечасто, ведь открытия ещё не было. Организуем их сами: предлагаем идеи, проводим. Я предложила провести дискотеку и сделать её в костюмах. Интереснее будет, если друг друга не узнать, а костюмы будут на одну тематику — как на карнавале. День заканчивается часов в 11 — после огонька. Мы умываемся и ложимся спать.
Сейчас мы как раз делаем отрядные уголки: там название, девиз, речёвка, да ещё что. Но так как сезон ещё не открыт, мы ещё всерьёз этим не занимаемся. Потом уже начнутся всякие задания.
В лагере я первый раз, но сестра и двое братьев тут уже были. Братья сейчас живут отдельно — в другом отряде. Мы здесь на всё лето. Здесь так-то прикольно, лучше чем в Шилке (в детском доме — ред.) . Природа вокруг.
Пока в лагере не произошло ничего запоминающегося. Если бы мне дали волю решить, что стоит привнести в жизнь лагеря, я бы провела спортивное мероприятие. Например, не помню как оно точно называется, поиск клада — это бы сделала. Мы думаем над этим, уже даже карту собираемся составлять со старшими девочками.
Я перешла в девятый класс. Через год, если поступлю, хочу пойти на проводника. Хочу путешествовать. За пределами Шилки была — в Балейском районе в детском доме. Где хочу побывать потом — я над этим ещё не думала. Хочется съездить и в Читу, и в Москву. В Чите у меня живут родственники, и я к ним ещё ни разу не ездила. Была там в больнице, но это ещё в детстве».
Андрей Белошапкин, 24 года, культмассовый организатор
Заочно учится на третьем курса училище культуры в Чите. В детском доме работает недавно — организует мероприятия, отвечает за досуг детей в лагере. Родился в Шилке. Сам воспитывался в семье, но выбрал работу в детдоме, несмотря на первоначальные сложности в общении с детьми.
«Работу в детском доме выбрал сам. Сначала учился на инженера в политене, но на втором курсе понял, что это не моё, и пошёл в культуру. Даже не гуманитарием — что-то среднее поймал. Начал музыкой заниматься, пошёл ещё дальше, и вот я здесь работаю с детьми. Интересно.
Мой день начинается в 6 утра. Сначала сам делаю утреннюю зарядку, а потом провожу её для ребят вместо физрука. Помогаю воспитателям с уборкой, оформлением уголков. Затем обед, отдых — можем посмотреть фильмы, в мафию поиграть, провожу интеллектуальные игры, тренинги. Научил играть всех в мафию. И, когда ещё были в детдоме, собрал первых десять человек поиграть, а через неделю играл, наверное, весь детский дом. По вечерам: мафия, мафия, мафия... Ещё когда был в районном совете молодёжи ездил на слёт молодых парламентариев, не помню, в каком году, но оттуда я и привёз игру. Ещё планирую провести для них квест — а-ля «Дозор».
Дети постоянно меняются: сегодня он весёлый-довольный, а завтра плачет непонятно из-за чего. Считаю, что работать с детдомовскими детьми сложно. Если у меня получится здесь, то потом ничего не напугает. У детей трудные жизненные ситуации. У всех остался какой-то след из детства и теперь влияет на характер ребёнка. С каждым нужно заниматься отдельно.
Первую неделю я, конечно, вообще был дезориентирован. Потом начал с воспитателями по группам их собирать, по семьям — они братьями и сёстрами живут. Старался выделить самых сложных для себя. Вот Игорь (указывает на мальчика у колонок — ред.) мне казался самым тяжёлым, самым ужасным ребёнком для меня поначалу. Теперь вот он мне помогает. Нужно найти для себя ответ, почему мне с детьми работать интересно. Потом уже можно будет наладить с ними общий язык. Это интересно. Я не знаю, мне нравится.
За время работы в культурно-досуговом центре в Ясногорске понабрался опыта в работе с оборудованием — был звукорежиссёром. Там был отличный коллектив, и здесь коллектив хороший. В детдом я устроился на постоянную работу, в Чите доучусь заочно».
Денис Борисевич, 29 лет, музыкальный педагог
Начал заниматься музыкой в три года. Играет на всех инструментах, которые только держал в руках, и мечтает овладеть ещё большим числом. Хочет привить детям любовь к музыке, как когда-то сделал его отец.
«Начинаю я с подъёма, зарядки. С ребятишками мы сделали радиорубку — колоночки, микрофон там. Поэтому подъём у нас с музыкой. Дети встали на зарядку, позавтракали и дальше по расписанию — то есть, составляем их день по желанию. Главное, чтобы им было интересно.
Конкретно я учу играть их на инструментах: духовых, народных, гитарах — я привёз всё сюда. Занимаются почти все. Танцуем, поём — им нравится. В конце встанем в круг, так обнимемся — настроение хорошее, приподнятое. Они спрашивают: ещё к нам придёте? Детей много — и там, и там позанимаюсь с ними. Часто прибегают: музыку нам надо, компьютер надо. Пользоваться не умеют, я тоже стараюсь научить: ничего сложного, но чтобы могли создать папочку, открыть, напечатать. Я смело уже даю им нетбук. Не боюсь, что сломают — они бережно относятся к вещам. Им с детства прививается бережное отношение к вещам, не так чтобы взял и бросил — такого у них нет.
Также просят: нам песню надо разучить. Хорошо, пошёл в группу, в другую, поучили с ними песни. Когда появляется свободное время, вывожу ребят на природу. Музыкой интересуются почти все дети. Тяга, вообще, такая сильная у них, в этом году больше к духовым. Вообще, я привёз гитару, ударную установку, бас — и дети пробуют. Кто-то на барабанах, кто-то - на струнных. Не знаю почему, но предпочитают духовой. Видимо, для них это престижно.
Я с трёх лет на гармошке играю. Отец показал, мне понравилось. И в четыре года уже играл в садике на ёлке «В лесу родилась ёлочка». Посадили меня под ёлку с гармошкой — меня не видать, а я играю. Потом отец сказал: бери баян, учись. Научился. Позже записался в духовой кружок, начал играть в оркестре. Потом отец доверил мне аккомпанировать на синтезаторе эстрадной группе: где-то совру какой-то аккорд, он глянет на меня, и я исправляюсь. Так и продолжил. Духовыми владею, народными владею, гитарой и многими другими владею. Хочу ещё больше инструментов познать, намного больше. Что появляется у меня, на том сразу и учусь играть — мне легко это даётся.
Не знаю, почему решил работать с детьми. У меня отец в детдоме вырос. Он там начал заниматься музыкой и до сих пор продолжает делать это. Меня сюда дорога привела, я уже не хочу отсюда уходить. Мне здесь нравится».