Общество Долги Ильковского

Долги Ильковского

Ильковский фактически раздавал губернаторские векселя, а наши бизнесмены их принимали на веру, памятуя об умении держать слово первого губернатора края.

Отставка экс-губернатора Константина Ильковского, по версии Кремля, была связана, в том числе, с низкой финансовой дисциплиной. Задержки зарплат бюджетникам, несвоевременное исполнение обязательств по строительству соцобъектов, проведение массовых мероприятий, которые были не по карману региону – только первое, что приходит на ум в качестве примеров работы правительства 2013-2015 годов. Действующая власть с «долгами Ильковского» разбираться не очень и хочет, несмотря на то, что проблемы эти - не только вина экс-губернатора, а, скорее, общее достояние.

Веселиться надо в меру

Фестиваль «Студенческая весна стран Шанхайской организации сотрудничества» в 2014 году проводился в Чите впервые. Событие начали обсуждать ещё за год до проведения, даже по версии РИА Новости - это было одно из самых ожидаемых мероприятий того года. Для Забайкальского края фестиваль стал едва ли не самым ярким с момента появления региона на карте страны. За пять дней город посетили более 3 тысяч гостей из 14 государств-участников и государств-партнёров ШОС, а президент России Владимир Путин назвал фестиваль «успешным».

Успешность мероприятия можно оценить не только по его масштабности, но и в финансовых операциях. Всеми средствами на проведение фестиваля руководила Автономная некоммерческая организация (АНО) «Исполнительная дирекция международного фестиваля «Студвесна стран ШОС», которая без проведения закупок и торгов распоряжалась потоками из бюджетов и не должна была ни перед кем отчитываться. Единственным учредителем АНО и по совместительству директором стал бизнесмен, владелец медиахолдинга Михаил Степанов.

Бюджетный кодекс РФ позволяет предусматривать в бюджете субъекта субсидии некоммерческим организациям, не являющимся госучреждениями. В бюджете Забайкальского края на 2014 год средства на эти цели были предусмотрены, между минобразования края и дирекцией - заключено соглашение на предоставление 110 миллионов рублей. В апреле 2014 года депутаты заксобрания региона по согласованию с минфином и экс-губернатором Ильковским увеличили дефицит бюджета в 1,6 раза — до 6,56 миллиарда рублей. Больше упоминаний о некоммерческой организации Степанова, занимающейся не только СМИ, но и другими видами деятельности, в официальных документах не было, и как расходовались средства - неизвестно.

Бывший первый зампред краевого правительства Алексей Шеметов говорил, что всего на организацию фестиваля было потрачено 1,2 миллиарда рублей, в том числе 100 миллионов на доставку и размещение гостей, их питание, приобретение инвентаря, раздаточной продукции с символикой фестиваля. За счёт увеличения дефицита бюджета на 320 миллионов рублей увеличились бюджетные ассигнования. На покрытие расходов «Студвесны» задействовали кредиты, и к 1 сентября 2014 года госдолг региона составил 17,1 миллиарда рублей.

Экс-министр финансов края Андрей Кефер заявлял, что на проведение подготовительных мероприятий, связанных с ремонтом дорог, подготовкой спортивных и культурных объектов, за счёт текущих расходов бюджета было направлено около 400 миллионов рублей. Остальные деньги вложены в инфраструктуру, связанную со строительством объектов, в том числе и общежития. «Причём это отсроченный платёж, по этим деньгам мы сейчас проводим работу с федеральным центром. И есть понимание, что основные средства удастся привлечь из вышестоящего бюджета», - говорил Кефер и подчёркивал, что краю удалось потратить совсем немного, по сравнению с аналогичными мероприятиями в других регионах. С ним соглашался и Шеметов - по его расчётам, малый и средний бизнес заработали на фестивале 800 миллионов рублей. Показательный пример, как отразился фестиваль на работе городских предприятий - это ремонт дорог силами ДМРСУ. По информации экс-министра территориального развития Александра Бутырского, в 2014 году из краевого дорожного фонда Чите выделили 350 миллионов рублей на дороги. Председатель комитета ЖКХ администрации Читы Андрей Галиморданов, позже жаловался, что край задолжал ДМРСУ 80 миллионов рублей, что сильно подкосило работоспособность компании. Насколько жизнеспособно предприятие сейчас, думаю, не нужно рассказывать.

Следователи весной 2015-го заинтересовались финансовой деятельностью минобра и дирекции Степанова и начали доследственную проверку информации Контрольно-счётной палаты края о финансовых нарушениях. По информации КСП, выявлено расходование 90,6 миллиона рублей, из которых дирекция допустила нецелевое использование 18,9 миллиона рублей, также неправомерное использование 62,9 миллиона и неэффективное использование 8,9 миллиона рублей. Палата сообщила, что министерство образования Забайкальского края тихонечко включило в состав кредиторской задолженности 116,9 миллиона рублей для выплаты дирекции за купленные к мероприятию автобусы, выступления артистов и организационные расходы. Перед проведением фестиваля дирекция и правда купила 44 автобуса без торгов и арендовала ещё 40, потратив около 90 миллионов рублей. В августе 2014 года глава региона передал автобусы школам края. Многие из этих автобусов до районных школ так и не доехали и остались залогах у банков.

КСП края до сих пор не огласила, сколько именно было выделено средств на погашение кредиторской задолженности по организации и проведению фестиваля с 1 января 2015 года до 1 января 2016-го, но аудиторы КСП установили, что бюджетные деньги были использованы с нарушением принципа эффективности. Кроме того, выявлено нарушение требований по возврату неиспользованного остатка средств субсидии.

Проведение «Студвесны» показало подход прошлого правительства к ведению дел. Учитывая, что Ильковский, прежде всего, бизнесмен, использование средств бюджета для проведения мероприятия было больше похоже на трату собственных активов. Однако, по мнению экономиста, прокомментировавшего ИА «Чита.Ру» ситуацию и пожелавшего не раскрывать имени, такая логика возможна лишь в том случае, когда регион финансово самодостаточен и не является реципиентом по отношению к федеральному центру.

«Федерация даёт деньги для обеспечения социальной стабильности, а не на реализацию каких-то идей губернаторов на местах. Прежний губернатор пошёл по методу «общего котла», которого банально в совокупности не хватило. Пошли обещания «выбить деньги», выдавались векселя, которым верили бизнесмены, - заявил эксперт.

Фестиваль «Студвесна стран ШОС» хотели провести и в других регионах, но именно губернатор Ильковский выбивал его в Забайкалье, поскольку это отличный способ заявить миру о себе. При этом федеральных денег на это выделялось мало, а софинансирование из регионального бюджета банально не окупало весь проект. «Просто экс-губернатор или его советники слишком оптимистично посмотрели на этот проект. На самом деле, фестиваль не так критично отразился на бюджете. Общая ситуация с финансами в стране стала плохой. Санкции, сжатие экономики, снижение поступлений в бюджеты всех уровней. Мне кажется, и это было недооценено региональной властью. И они начали занимать у банков под достаточно высокий для субъекта процент», - уточнил экономист.

Школьное безобразие

Депутаты заксобрания края в декабре 2014 года приняли бюджет на 2015 год с предельно возможным дефицитом в 14,9% от общего объёма доходов или в 5,3 миллиарда рублей. Предполагаемые доходы составили 40 миллиардов рублей, расходы — 45,6 миллиарда рублей. В 2015 году государственный долг края увеличился на 32,3% или на 6,4 миллиарда рублей и составил 26,4 миллиарда. Расходы на обслуживание государственного и муниципального долга составили 1,5 миллиарда рублей и по сравнению с 2014 годом увеличились на 37%.

В итоге слабое наполнение бюджета региона стало результатом нехватки средств на выплату зарплат учителям - это недостаточный контроль за органами государственной власти края и местного самоуправления по взысканию платежей, штрафов, пени по ним и иных видов доходов. Следом за этим власти края начали экспериментировать с обязательствами по поддержке семьи, многодетных матерей и прочей социальной защите, срывая сроки выплат пособий.

Такая экономическая ситуация спровоцировала задержки зарплат бюджетникам, что стало вторым пунктом в низкой финансовой дисциплине экс-губернатора Ильковского. Причиной неисполнения обязательств послужило не только общее снижение доходов региона, но и невозможность брать коммерческие кредиты. Весной 2015-го Константин Ильковский встречался с председателем правительства РФ Дмитрием Медведевым, его заместителями Игорем Шуваловым, Ольгой Голодец, министром финансов РФ Антоном Силуановым и другими представителями федерального центра, в результате чего была достигнута договорённость о предоставлении краю бюджетного кредита на сумму 5,9 миллиарда рублей, из которых 3 миллиарда рублей должны пойти на погашение дефицита бюджета и 2,9 миллиарда рублей – на замещение коммерческих кредитов.

Быстро сгладить финансовую ситуацию всё же не удалось, поэтому из-за задержек зарплат начали бастовать. Первыми в марте вышли учителя - более 60 педагогов по краю приостановили работу, а в нескольких школах весенние каникулы начались на три дня раньше срока. Задержки коснулись и социальных выплат - так многодетные матери провели два пикета около здания правительства края в Чите. Счета некоторых из школ, в основном, в муниципалитетах, с начала 2016 года начали арестовывать из-за долгов по коммунальным платежам и налоговым отчислениям, в результате, педагоги не получали зарплату вовремя. Бюджетная задолженность по заработной плате на середину января 2016 года составила 75,1 миллиона рублей, в том числе просроченная – 36,4 миллиона рублей, за вторую половину декабря – 38,7 миллиона. Вся сумма задолженности по заработной плате приходится на муниципальные учреждения, в том числе учреждения культуры – 14,8 миллиона рублей, учреждения образования – 30 миллионов, органы местного самоуправления (включая муниципальных служащих) – 30,3 миллиона.

На одной из встреч с руководителями СМИ Ильковский, отвечая на вопрос о госдолге региона, заявил, что он образовался из-за постановки социальных задач без детального прогноза. «Затраты на соцсферу нагоняли, а прирост доходов не происходил. В 2011 году были доходы 46 миллиардов, и в этом году 46 миллиардов, при этом расходы по некоторым направлениям выросли в разы. Минфин РФ не давал региону денег, советуя брать коммерческие кредиты. Когда была возможность — мы брали. Теперь ситуация изменилась. Почему была задержка с зарплатой? Мы уже не могли взять коммерческие кредиты. Мы объявили конкурс под 17%. Ни один банк не пришёл», — сказал губернатор.

После отставки губернатора виноватых в задержках зарплат удалось найти: первым стал экс-министр образования Забайкалья Анатолий Чумилин, которого отставила врио губернатора Наталья Жданова, а второй - экс-министр финансов края Андрей Кефер, ставший фигурантом уголовного дела о задержках зарплат. Жданова, заступив в должность временно исполняющей губернатора края, заручилась поддержкой федерального центра по стабилизации экономической ситуации, благодаря чему весной 2016-го власти региона получили транш в размере 7 миллиардов рублей на выплаты авансов и зарплат бюджетникам региона, а также социальных пособий.

Правительство Забайкальского края ещё при правлении Ильковского взяло курс на перепрофилирование коммерческих кредитов в государственные. Так министерство финансов края перевело 17 миллиардов госдолга в бюджетные кредиты, ещё 10 миллиардов рублей пока остаётся в коммерческих. В сентябре 2016-го и.о министра финансов Вера Антропова рассказала, что регион сэкономил 500 миллионов рублей за счёт перекредитования госдолга.

На перекредитование из федерального бюджета в регион поступило 8 миллиардов рублей. Эти деньги были даны на условиях соблюдения нескольких условий: определённого уровня дефицита бюджета, уровня государственного долга. Если Забайкальский край нарушит договорённость, он будет обязан вернуть все 8 миллиардов рублей. По данным на 1 января 2016 года, госдолг края составлял 26,5 миллиарда рублей, из которых 15,7 миллиарда рублей — 59,4% — приходилось на коммерческие кредиты, 10,4 миллиарда рублей - 39,4% — на кредиты из федерального бюджета и 0,3 миллиарда рублей были госгарантиями субъекта. По прогнозу на 1 января 2017-го, госдолг составит 26,6 миллиарда рублей.

Проблема контроля поступлений доходной части новым правительством не решается так же, как и при Ильковском. Пока самостоятельный заработок региона, а как следствие, низкая финансовая дисциплина, остаётся незаметной, но только потому, что край получает поддержку федерального центра.

Стройте сами

Финансовую тряску в казне региона заметили и строительные организации, занимающиеся выполнением государственных и муниципальных контрактов по возведению соцобъектов. Депутат законодательного собрания Забайкальского края, председатель совета директоров ОАО «РУС» Александр Филонич на заседании совета парламента 26 сентября назвал преступлением нежелание нового правительства региона признавать долги предыдущей власти перед строительными организациями, и рассказал, что экс-губернатор почти обманул всех предпринимателей, обещая выплатить деньги по контрактам, не подкрепляя слова делом. Почти все договоры заключались в отсутствие лимитов, статей в бюджете по таким объектам прописано не было, но конкурсы проводились и заключались государственные контракты. Строители возводили сады, школы, общежития за свой счёт, но расчётов не получили до сих пор, и нынешняя власть платить старые долги не собирается.

Проблема здесь даже не в том, что власть не хочет возиться со старыми проблемами. На сегодняшний день лимитов в бюджете просто напросто нет. Это подтвердил и зампред правительства региона Александр Кулаков, комментируя заявления Филонича: «Мы нашли возможность перераспределить лимиты, и по некоторым объектам суммы были выплачены в течение этого года. Оставшаяся кредиторская задолженность будет учитываться при формировании бюджета на 2017 год». Кулаков добавил, что всего власти края должны строителям около 500 миллионов рублей, но каким образом будет выплачиваться этот долг, никто не имеет представления.

По мнению источника в финансовой сфере региона, вопрос выплат строителям нужно переводить в правовое поле и, наоборот, использовать в своих целях. «Понятно, что нынешним властям не очень хочется принимать эти долги на себя, но, строители же не особняки администрации строили. Это объекты социальной сферы. Просто властям и строителям нужно договариваться. Кстати, это больше в интересах власти - строительный бизнес даёт региональной экономике хорошую долю в валовом региональном продукте. Зачем рубить сук, на котором сидишь - непонятно. Тем более, строители все местные и независимы в своей финансовой политике, в отличие от холдингов, как РЖД и Росатом», - отметил собеседник агентства.

По его словам, при первом губернаторе края Равиле Гениатулине денежные обещания не были такими глобальными и всегда выполнялись. «Точнее, Гениатулин никогда не давал обещаний, если деньги уже стопроцентно не лежали на счёте в региональном минфине. Ильковский фактически раздавал губернаторские векселя, а наши бизнесмены их принимали на веру, памятуя об умении держать слово первого губернатора края», - объяснил он.

Если учитывать, что бюджет 2017 года будет ориентирован исключительно на социальную стабильность и ЖКХ, то строителям, скорее всего, придётся выпрашивать свои деньги через суды. А если так, то никто из крупных строительных компаний на участие в контрактах больше просто не согласится. Это может спровоцировать замкнутый круг, и краевые власти будут работать на авральное исправление ошибок предшественников. Не продумывая пути по обхождению разбросанных старых грабель.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления