«Как меня сбил он, я помню. Мы толпой шли вдоль дороги, а он летел на «Ниве» сзади. Удар - я и мой товарищ отлетели в сторону. Товарищу ничего не сделалось, а я сам встать уже не смог», - семнадцатилетний Андрей Яковлев два месяца назад вышел из комы после ДТП в селе Мангут. Пьяный водитель на скорости сбил его и даже не остановился, скрылся. Нашли его полицейские дома - сопящим в кровати и совершенно не понимающим, что он только что искалечил жизнь подростку.
Андрей Яковлев родился в простой семье в маленьком посёлке Новоорловск. Когда умер папа, мама, вероятно, не смогла оправиться от горя и начала топить его в алкоголе. Вскоре её лишили родительских прав, и Андрей отправился в детский дом, который находился здесь же. С мамой они, конечно же, виделись, но забрать она его не могла. Потом Андрей уехал в село Мангут - учиться в техникум. Жил в общежитии, увлекался рэпом, писал стихи и старался зачитывать их под бит - получалось ловко. Полный сил и энергии Андрей в свободное время колотил грушу, занимался боксом. Немного хулиганил, зачем-то сделал татуировки на руке. Широкие плечи и прямая осанка, ещё в техникуме он уже представлял, как наденет военную форму - после учёбы пойдёт в армию, где останется по контракту.
Будет овощем
Планы резко изменились 12 сентября. Не имевший водительского удостоверения пьяный водитель сбил Андрея днём на одной из улиц посёлка. Подростка увезли в больницу, где он впал в кому.
Диагноз: сочетанная травма, закрытая черепно-мозговая травма (двухсторонняя трефинация 12 сентября), диффузное аксональное повреждение головного мозга с исходом в вегетативное состояние. Закрытый консолидирующий перелом малой берцовой кости, консолидированный перелом большой берцовой кости. Консолидированный перелом левой лопатки.
Хирурги в Кыринской больнице сделали чудо, но сами в него не верили. Девушке Андрея Лене и воспитателям из детдома они сразу сказали, что мальчик жить не будет, в лучшем случае останется овощем. Девушка не верила своим ушам. Вместе со школы, настоящая любовь, и неужели всё так ужасно закончится? С подругой они дежурили в палате у Андрея, разговаривали с ним, следили за состоянием. Через месяц он открыл глаза, но оставался неподвижным.
Яна Гранина вместе с Леной начали собирать деньги в интернете - на лечение, лекарства и сиделку, потому что в районной больнице мальчик находиться долго не мог. Сработало сарафанное радио, новости о мальчике дошли до СМИ.
«Его планируют отправить в хоспис (лечебное учреждение для безнадёжно больных, где созданы условия, облегчающие их страдания, — И.Х.). Но врачи говорят, что у него хороший прогресс по лечению только потому, что рядом люди, а отправлять в учреждение для инвалидов ни в коем случае нельзя. Шансы на выздоровление есть, он уже дышит самостоятельно», - Яна рассказывала по телефону историю, и голос её ничуть не дрожал.
Рэп зачитаем вместе
Девушки не знали, как правильно собирать средства для Андрея, но нашлись неравнодушные люди, которые помогли оформить счёт, объяснить, как это делается. На карту начали падать деньги. Кто-то переводил анонимно, другие писали тёплые слова, поддерживали Андрея. Суммы в основном круглые, а бывали и причудливые, например, 84 рубля. Как правило, это означает, что человек перевёл последние деньги со своей карты, оставив нули.
Нашёлся и попечитель - Ольга Кожемякина из Читы, которая уже несколько лет помогает людям, оказавшимся в сложной ситуации. Подростку оформили инвалидность до января 2017 года, после 18-летия нужно будет проходить комиссию снова, уже как взрослому. На собранные средства попечитель сняла квартиру мальчику, наняла сиделку - Виталю. Стали ездить на процедуры.
«Реабилитация проходит по плану. Кинезитерапия, иглоукалывания, физио и парафины. Массажи и прочие полезности. Но есть и приятная новость, Андрей сегодня впервые после ДТП смеялся. От души, в закат. Рассмешили друзья. Раньше его мучили сильные головные боли, теперь из-за препаратов они отступили, и, наконец-то, у него появилось настроение и хороший спокойный сон. Ну и, конечно же, главное, мы сегодня сделали первые шаги», - радовала Ольга подписчиков в группе для сбора средств в соцсети «ВКонтакте» в середине ноября.
Через силу, боль Андрей начал говорить. Сначала было непонятно. Бурчал под нос, а когда его переспрашивали по несколько раз, злился, в основном на себя. Скрежетал зубами, но всё же старался проговаривать чётко. Так слова начали складываться в предложения.
- Ты когда на ноги встанешь, куда поедешь сначала? - спросила его я, когда в первый раз пришла в гости.
- Хочу в Новоорловск съездить, потому что там родина. Живут родственники, мама, бабушка, тётя Катя, брат двоюродный, - Андрей неумело складывает пальцы в кулак и перечисляет родных.
В его съёмной квартире пахнет жареной курочкой - это няня Виталя готовит обед, ублажая его гастрономические вкусы.
- Аппетит у Андрея как у здорового мужчины! Я от плиты не отхожу, - Виталий отвлёкся от скворчащей на сковороде курочки и посмотрел на меня. - Мы с ним хорошо время проводим, я тоже петь люблю, так что даже рэп читаем вместе.
Левая часть тела у Андрея пока ещё малоподвижна, но он не ленится, старается сам подтягиваться. Ему не сидится на месте, на коляске катается по квартире, еле вписываясь в узкие коридоры. Всё свободное время Андрей проводит либо на реабилитации, либо отдыхает дома - разрабатывает руку, выводя каракули с сокровенными смыслами. Первые строки посвятил девушке. С любимой он часами напролёт болтает по телефону, как может, а когда говорит о ней, глаза блестят.
- Простил ты того мужчину?
- Нет, не простил. Я пока лежал в больнице, Бога молил лишь бы только встать. Лишь бы снова ходить. А он даже не извинился. Он же ведь мог хотя бы выйти из машины, помочь.
Потом попечительница украдкой рассказала, что мужчина, пока Андрей был в коме, приходил и плакался, просил не доводить дело до суда, потому что у него много детей, но сам так и не извинился.
Каждый день Андрей ездит к врачам. Половина процедур проходит по полису ОМС, а другая - за деньги. Продукты, одежда, книги, лекарства - всё это удалось приобрести благодаря пожертвованиям. Сколько проходить реабилитацию, никто точно не знает - всё зависит от самого Андрея. С педагогами в техникуме договорились - парень приедет доучиваться. А дальше вся жизнь открывается на его пути.
Попечитель пока ищет адвоката, чтобы защищать интересы мальчика.
- От нас пойдёт жалоба в прокуратуру, потому что до сих пор нет следователя в селе. Нужен человек, работающий на месте, чтобы опрашивать свидетелей, а там никого нет. Дело такими темпами может вовсе закрыться, - сказала Ольга Кожемякина.
Вторая жалоба, которую она хочет написать на больницу, за бездействие. Ведь, если девочки тогда поверили им и руки опустили, то Андрей бы просто умер никому не нужный. А он выжил.
Карта Сбербанка: 67628074 9007318561
Моб.банк: 89141468450, 89242736837
Держатель Ольга Владимировна К.
Куратор-попечитель Андрея.