Общество обзор Пять книг, которые нельзя было пропустить в 2016 году

Пять книг, которые нельзя было пропустить в 2016 году

Не стоит проходить мимо нашумевшей «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары, рассказов Харуки Мураками и биографии Шостаковича, рассказанной англичанином.

Начало каждого года полно ожидания – новых достигнутых высот, сюрпризов, захватывающих дух приключений и умных книг. В конце 2015 года критики и люди, знающие толк в современной литературе, с интересом поглядывали на многие романы. Тогда они только готовились к выходу, сейчас – стоят в большинстве книжных магазинов в ожидании своего читателя. И есть среди них пять романов, которые точно стоит снять с полки.

Кадзуо Исигуро. Погребённый великан

«Погребённый великан» — роман необычный, завораживающий. Автор переносит нас в Средневековую Англию, когда бритты воевали с саксами, а землю окутывала хмарь, заставляющая забывать только что прожитый час так же быстро, как утро, прожитое много лет назад. Пожилая пара, Аксель и Беатриса, покидают свою деревушку и отправляются в полное опасностей путешествие — они хотят найти сына, которого не видели уже много лет. Исигуро рассказывает историю о памяти и забвении, о мести и войне, о любви и прощении. Но главное — о людях, о том, как все мы по большому счету одиноки.

«Погребённого великана» называли одним из главных переводных романов зимы, и это была чистейшая правда. Ждать новой истории Кадзуо Исигуро стоило прежде всего потому, что в любом жанре, в любом даже самом избитом сюжете он умудряется найти новизну. Так было с романом «Остаток дня», который вывел обычно второстепенного дворецкого на первый план, так стало и с последним романом автора.

«Погребённый великан» – неожиданно, самое настоящее фэнтези. В нём нашлось место рыцарям, драконам, троллям, загадочным туманам, пропадающим детям. И в то же время – глубокомысленному разговору о том, нужно ли помнить ужасы прошлого или лучше стереть их из памяти, вместе с любимыми людьми.

Джонатан Франзен. Безгрешность

Двадцатитрехлетняя Пип ненавидит своё полное имя, не знает, кто её отец, не может расплатиться с учебным долгом, не умеет строить отношения с мужчинами. Она выросла с эксцентричной матерью, которая боготворит единственную дочь и наотрез отказывается говорить с ней о своём прошлом. Пип не догадывается, сколько судеб она связывает между собой и какой сильной её делает способность отличать хорошее от плохого. Следуя за героиней в её отважном поиске самой себя, Джонатан Франзен затрагивает важнейшие проблемы, стоящие перед современным обществом: это и тоталитарная сущность интернета, и оружие массового поражения, и наследие социализма в Восточной Европе. Однако, несмотря на неизменную монументальность и верность классической традиции, «Безгрешность», по признанию критиков, стала самым личным и тонким романом Франзена.

Каждый роман Джонатана Франзена – событие в мировой литературе. Объясняется это прежде всего сильной привязкой каждой истории к современности. Даже описывая человека из 1990-х годов, Франзен умудряется говорить о себе и своих читателях, об окружающей его реальности. В этом отношении «Безгрешность» заметно выделяется на фоне предыдущих книг. Пускай в аннотации её и называют «самым личным романом» автора, однако на деле она оказывается куда более объёмной и всеохватной.

«Безгрешность» – история не о конкретном герое и даже не о поколении. Это история о недавнем прошлом, которое читатель только что пережил. В ней есть своя WikiLeaks, борющаяся с мировой коррупцией, преступления, путешествия везде, включая джунгли Боливии. И, несмотря на все сюжетные аттракционы, роман кажется реалистичным и заставляет задуматься ещё и о том, что происходит с политикой и миром прямо сейчас.

Патти Смит. Поезд М

Новая книга Патти Смит — это удивительная одиссея легендарной певицы, путешествие из настоящего в прошлое и обратно, тропинка между мечтами и реальностью, путь от депрессии к вдохновению. Читатель побывает в Синем доме Фриды Кало, на заседании Клуба дрейфа континентов в Берлине, на могилах Жене, Плат, Рембо, Мисимы. В этой книге отчаянье переплетено с надеждой, а тоска с любовью, и все озарено талантом писательницы, уже получившей Национальную книжную премию за свою первую книгу воспоминаний «Просто дети».

Роман «Поезд М» немало сравнивали с предыдущей автобиографичной работой Патти Смит, хотя общее в них – только человек в центре повествования. Сама автор же неоднократно предупреждала: «Я хотела написать что-то, не похожее на «Просто детей». В той книге мне приходилось строго придерживаться фактов, а, когда я взялась за «Поезд М», мне захотелось написать нечто абсолютно ничем не скованное, и чтоб не было ему ни конца, ни краю. Мне хотелось только одного — свободы».

Оттого, вероятно, «Поезд М» похож на неспешный разговор за чашкой кофе. В нём нет строгости фактов, точных дат и подробно выписанных событий. Вместо этого – впечатления, неспешный язык, рассказ о любимых книгах и ворох старых фотографий меж страниц. Патти Смит вспоминает своего мужа, других дорогих людей и страны, в которых жила. А читатель сидит напротив, смотрит на эту семидесятилетнюю женщину и невольно задумывается, а будет ли ему о чём вспомнить в таком же возрасте.

Джонатан Коу. Номер 11

Это роман о сотнях крошечных связей, что пронизывают общество, соединяют миры отдельных людей и определяют всех нас. Это роман о вине и невиновности и о том, что мы живём во времена, когда больше не осталось невиновных. Это роман о последнем великом сражении между политикой и комедией, и нам лишь остаётся надеяться, что комедия победит. Это роман о том, как легко сделать из всех нас дураков. Это новый роман Джонатана Коу, который лучше всех умеет в истинном свете показать мир, в котором мы живём.

Однажды маленькая Рэйчел гостила у бабушки и увидела странную Птичью Женщину. А в свой следующий приезд нашла в лесу одну зловещую штуковину. А потом Рэйчел выросла и стала взрослой. И начала встречать куда более странных людей и натыкаться на куда более зловещие вещи. Обычная девушка оказалась в самом центре паутины. Но паутины чего? И чьей паутины?..

Джонатана Коу называют одним из лучших британских писателей современности и не зря, ибо читать его сатиру – сущее удовольствие. Известность автор получил, прежде всего, благодаря роману «Какое надувательство». В книге он рассказал практически полувековую историю могущественного семейства Уиншоу, попутно и с доброй долей иронии раскрывая его грязные секреты.

Переведённый в прошлом году роман «Номер 11» напрямую не связан с первым авторским успехом Коу, но входит в тот же цикл историй о далёком от идеала послевоенном обществе Великобритании. Он порядком проигрывает предыдущим книгам, но отлично подойдёт для знакомства с автором. Главный минус, как подметила литературный критик Галина Юзефович, – «ужасы социальной незащищенности в Великобритании едва ли так уж сильно впечатлят человека, хотя бы отдалённо знакомого с этой сферой в России». Они разве что напомнят нам, что везде не так хорошо, как кажется на первый взгляд.

Евгений Водолазкин. Авиатор

Герой романа «Авиатор» — человек в состоянии tabula rasa: очнувшись однажды на больничной койке, он понимает, что не знает про себя ровным счётом ничего — ни своего имени, ни кто он такой, ни где находится. В надежде восстановить историю своей жизни, он начинает записывать посетившие его воспоминания, отрывочные и хаотичные: Петербург начала ХХ века, дачное детство в Сиверской и Алуште, гимназия и первая любовь, революция 1917-го, влюблённость в авиацию, Соловки… Но откуда он так точно помнит детали быта, фразы, запахи, звуки того времени, если на календаре — 1999 год?..

Говорят, новый роман Водолазкина нужно читать до его же нашумевшего «Лавра» – чтобы не показалось, что автор исписался, не смог. И действительно, в отрыве от предыдущей книги «Авиатор» кажется восхитительным, ярким, живым и по-хорошему обыденным. Он рассказывает историю человека, который помнит столетнее прошлое, но помнит не по великим событиям из учебника. В его голове – приготовленная в такой-то день яичница, красивая девушка в трамвае, обычные дни.

Если напрочь забыть о «Лавре» и погрузиться в «Авиатора» с головой, то понимаешь – перед тобой большой роман. Он многогранный и сложный, полный философских споров и бытовых зарисовок. Евгений Водолазкин, как и любой хороший автор, не говорит однозначно о том, как нужно воспринимать историю и насколько важен один человек на фоне грандиозных событий. Он даёт читателю прийти к собственному выводу и уже только поэтому – не считая закрученный сюжет и красивый язык – новый роман можно и нужно читать.

Помимо перечисленных, в 2016 году вышло немало сложных и добрых книг. Не стоит проходить мимо нашумевшей «Маленькой жизни» Ханьи Янагихары, изданных в книге «Мужчины без женщин» рассказов Харуки Мураками и биографии Шостаковича, с любовью и беспредельным уважением рассказанной англичанином Джулианом Барнсом в «Шуме времени». Из русскоязычных романов внимания заслуживает «Лампа Мафусаила» Виктора Пелевина и притча «Лестница Якова» Людмилы Улицкой. Благодаря этим и ещё десяткам отечественных и зарубежных авторов, 2016-й - отличный читательский год.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления