Многоликий Арбат

«Мы особо не заморачивались тем, чтобы ходить по инстанциям и просить у кого-то содействия нашим творческим инициативам, потому что мы - молодёжь, а нам должны. Просто жили в своё удовольствие и играли, где получалось».

Всемирный день рок-н-ролла отмечали 13 апреля. В честь этого праздника мы решили прогуляться по местам Читы, ассоциирующимся с ритм-энд-блюзом, как изначально называли рок-н-ролл. По улочкам и пятачкам, которые хранят память о молодости, дух бунтарства, непокорности, выхода за рамки общепринятого и страсти к свободе мысли и жизни.

В числе первых, конечно, стал читинский Арбат – небольшое местечко, прижавшееся к нескольким узким и уютным аллейкам, где можно спрятаться, например, вдвоём и поговорить о самом важном, в тишине. Это в самом-то центре города.

1 из 4

Сегодня радость свиданий здесь кратно увеличивается близостью ресторана японской кухни «Нияма», драмтеатра и кинотеатра «Удокан». Тогда как лет 10 назад у этого культового места была совсем другая атмосфера – неформальная.

После Второй мировой войны люди в разных странах мира стремились к спокойствию и размеренности, которые выражались в сентиментальной музыке. Неофициально в США культивировалась идея отделить добропорядочную музыку от дикой и громкой культуры чёрных.

В противовес ей существовала ритмичная и полная музыка – ритм-энд-блюз. На одном из своих дежурств диджей радиостанции Кливленда Алан Фрид рискнул пойти против общепринятых норм и поставил записи ритм-энд-блюза в эфир. Чтобы не спровоцировать скандал, он переименовал его в рок-н-ролл.

Цирковая площадка

«На этом пятачке регулярно размещалась цирковая площадка. Я сам помню, из детства: был круг типа бочки, там бегал мотоцикл. На этом месте в дореволюционное время размещались заезжие цирки. Весь этот квартал – так называемый Горсад», - рассказывает сотрудник отдела по связям с общественностью администрации города и краевед Александр Лыцусь.

Вообще привычная нам сегодня Театральная площадь, около которой находится Арбат, появилась относительно недавно, в 70-х годах прошлого века. До этого времени там был Городской сад.

Название «Арбат», по словам Александра Лыцуся и свидетельствам бывавших там музыкантов, за оставшимся от горсада пятачком закрепила группа молодёжи, в которую входил бард Константин Шлямов.

«Название «Читинский Арбат» вроде бы придумал Костя Шлямов, который хотел, чтобы там собирались барды. Но получилось в результате нечто совсем другое. Насколько я помню, там собирались самые разные люди, от рок-музыкантов до простых постсоветских студентов. Сидели на скамейках, общались, случалось, что и песни пели. Лично мне казалось, что всё самое интересное тусовочное закончилось ещё до Арбата, когда собирались по кухням, ходили в лес, и на первых читинских рок-фестивалях», - рассказал один из завсегдатаев Арбата.

Рок и свобода

«В наше время, кажется, действительно было побольше искреннего драйва. Мы особо не заморачивались тем, чтобы ходить по инстанциям и просить у кого-то содействия нашим творческим инициативам, по той причине, что мы - молодёжь, а нам должны. Просто жили в своё удовольствие и играли, где получалось. Часто просто на квартирах», - продолжает мой собеседник.

В то время на слуху был один из первых рок-концертов в Доме культуры машзавода ( будущем детском центре «Орешки»), который отыграли в 1990 году, и рок-концерт 1994-го в драмтеатре. Впрочем, мы немного ушли от Арбата. Вернёмся?

Эхом тех, кто когда-то слушал «Триал», «Чёрный драл», пел песни «Детей города», «Касты», «ТВ», «БМВ» и был участником «колоссальной движухи» 90-х и начала двухтысячных, остались еле заметные надписи на бетонных основаниях Арбата.

«Я бы не переоценивал значение Арбата в тусовочной жизни. Там было много простого бесцельного времяпрепровождения, посиделок с выпивкой. Всё это, конечно, весело, но мало чем отличается от нынешнего времяпрепровождения молодёжи, только во времена Арбата не было пабов. Это ведь неплохо, когда есть, где побыть с друзьями без особой претензии на творческие свершения. Не всё же бродить по музеям и планетариям, особенно когда тебе 18-20», - улыбается мой собеседник.

Как выглядел Анохин?

Одной из главных арбатских тайн стал памятник революционеру Петру Анохину, который отличается от оригинала настолько, что исследователи засомневались, кого запечатлел скульптор.

«Известный журналист Владимир Галактионов, когда разбирался в этой истории, пытался сопоставить изображения памятника и самого Анохина и не нашёл сходства. Я его тоже не нахожу, но в данном случае это единственная работа скульптора, после которой он ничего не сделал. Галактионов пишет, что образ похож на чапаевского Фурманова. Пока на этом дело остановилось. Портретного сходства там почти нет. Не более того», - рассказывает Александр Лыцусь.

Памятник изначально установили в 1964 году в Горсаду на правой стороне речки Кайдаловки. В 1991 году, в год столетия со дня рождения революционера, бюст перенесли на то место, где он находится сейчас.

Сегодня о свободе, готовности к кардинальным изменениям в жизни страны и своей жизни, коими были пропитаны песни и мысли создавших Арбат, кроме революционера, напоминает разве что еле видная надпись у постамента: «Выборы честными не бывают».

Всё проходит. Остаётся память и любовь к тому, что сосредоточили в себе те или иные места, остаётся тяга к независимости, лёгкости и решимости, резкости, угловатости движений и громкости. Любовь ко всему неформальному, нестандартному, любовь к свободе и молодости. Ещё остаются уже рассыпающиеся лавочки и разбитая плитка, которые уже точно пора бы отремонтировать и заменить.

1 из 4
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления