Поиск информации по той или иной теме – всегда весьма увлекательное занятие. Чаще всего новую информацию можно обнаружить в архивах, ведь там собрано такое количество различных документов (от газет и всяческих официальных документов до никогда не публиковавшихся воспоминаний). Но данные о Забайкалье хранятся и в архивах Москвы, Петербурга, Новосибирска, Омска, Томска, Иркутска, Благовещенска и так далее. И порой исследователи, пишущие не о Забайкалье, в качестве примеров приводят и факты из истории нашего края, о которых мы прежде даже не догадывались.
Именно так, прочитав в ноябре 2018 года с карандашом в руках солидную монографию Александра Мосякина «Судьба золота Российской империи в срезе истории. 1880–1922», изданную в Москве в 2017 году, впервые узнал о секретном грузе императрицы Александры Фёдоровны, отправленном из Забайкалья в начале 1917 года. Но прежде стоит немного рассказать о том, какое золото добывалось в Забайкалье для императорской семьи.
Прииски КЕИВ
Начну с того, что в том же ноябре кандидатскую диссертацию по теме «История золотодобывающей промышленности в Забайкалье в ХIХ – начале ХХ века», защитил аспирант Михаила Васильевича Константинова Владимир Маруев. Мне повезло одним из первых в крае прочитать эту интересную работу и было доверено написать отзыв на её автореферат. Автор разрешил воспользоваться данными его труда. А ещё в 90-е годы XX века, когда я работал над книгой «Золотые тайны Забайкалья», свою диссертацию на ту же тему мне давала Александра Георгиевна Патронова. Надо отдать должное Владимиру Александровичу, в своей работе он не только по-иному (иные времена!) подошёл к этой теме, но и ввёл в научный оборот массу новых архивных данных. Они помогли и мне в подготовке данного материала.
Сразу обратимся к веку двадцатому. Добычей золота для императорской семьи (не большого Дома Романовых, представителям которого также принадлежали отдельные прииски, а семьи императора Николая II) руководило Управление двора Кабинета Его Императорского Величества (сокращённо КЕИВ) Нерчинского горного округа. В 1902 году офис Управления был переведён из Нерчинского Завода в столицу Забайкальской области Читу.
По данным Владимира Маруева, «Управлению подчинялись в 1907 г. округа Читинский, Нерчинский, Нерчинско-Заводский, Акшинский и Петровский железоделательный завод». В книге известного читинского краеведа Владимира Лобанова «Старая Чита» (Чита, 2001 г.) рассказывалось об этом управлении, расположившемся в двухэтажном особняке на улице Смоленская, 26.
«Ведомство кабинета Его Императорского Величества в те годы было весьма влиятельным не только в пределах Забайкалья, но и всей России, — писал Владимир Григорьевич. – И немудрено, ведь самой богатой семьёй в мире в те годы считалась семья российского императора, а достаток семьи, в основном, был от богатств, добываемых на землях кабинета двора Его Императорского Величества. Жемчужиной кабинетских земель, рассыпанных по окраине России, были земли Нерчинского округа… На кабинетских землях были золотые, серебряные и платиновые рудники».
«Управление кабинетскими землями, а также золотыми промыслами, — писал Владимир Маруев, — требовало привлечения квалифицированных специалистов и они здесь работали. Целая когорта выдающихся горных инженеров, лесных специалистов, межевых инженеров, юристов работала в здании управления на Смоленской улице».
Но о тайной операции, проведённой в январе 1917 года, наверняка, знали лишь считаные единицы из их числа.
Императорские золотые эшелоны
Союзники по Антанте, за вооружение, военное снаряжение или оборудование, даже за сырьё, которое было необходимо нашей оборонной промышленности, расчёт требовали исключительно золотом, причём со 100-процентной предоплатой. Сначала золото отправляли в Великобританию через Архангельск, но когда Германия обзавелась целым флотом подводных лодок, маршрут поменяли.
В декабре 1915 года по Транссибу во Владивосток отправился первый золотой эшелон. Оттуда на зафрахтованных японских военных кораблях золото было отправлено в Канаду, а уже оттуда в Великобританию. В середине июня 1916 года застучал по Транссибу второй транш. В ноябре того же года – третий. Четвёртый отправился уже после Февральской революции 1917 года (эта часть была захвачена японцами, которые просто разделили его с англичанами).
Часть оружия и военного снаряжения, за которое рассчитывалась империя, так никогда на её территорию и не поступили. Часть (весьма незначительную) американцы и японцы направили армиям Колчака и атамана Семёнова. Но сейчас речь не об этом.
К третьему траншу, видимо в Иркутске, был присоединён особый груз. Почему в этом городе? Потому что именно там находилась специальная лаборатория, в которой золотые самородки и песок превращались в «клеймённые» слитки (в Забайкалье золотопромышленники неоднократно просили открыть такую лабораторию в Чите, что было сделано лишь после Февральской революции 1917 года).
Нарушив решение «семейного совета»
Один из видных российских исследователей истории разграбления золота Российской империи Владлен Сироткин в книге «Зарубежное золото России», изданной в 1999 году, написал: «Следует напомнить, что с началом мировой войны Николай II и все его родственники – великие князья, на «семейном совете» Дома Романовых решили закрыть свои личные счета за границей и перевести все средства в Россию – «на победу»…»
В конце 1916 года императрица решила нарушить решение «семейного совета». Почему? Ответ нашёлся в книге Александра Мосякина, цитата из которой «зацепила» меня в ноябре 2018 года: «В конце декабря 1916 года, сразу после убийства Григория Распутина, по личной доверенности императрицы Александры Фёдоровны в банк Baring Brothers были отправлены 5,5 тонны золота из Нерчинского рудника в Забайкалье, принадлежавшего царской семье».
Секреты в то время уже строго не держались. И слухи об этом пошли гулять и по светским салонам, и по простым квартирам. По секрету историю передавали возмущённые родственники императора, те, кто занимался подготовкой к отправке груза, кто его отправлял, а затем грузил во Владивостоке. Это была ещё одна «капля», которая перевесила «чашу весов» Истории, положив конец самодержавному правлению. Неслучайно в низложении монарха приняли участие и члены Дома Романовых.
***
Ни Романовым, ни России это золото так и не досталось. Царскую семью расстреляли, а другие член Дома Романовых получить это золото не могли.
Авантюристка Анна Андерсон, пытавшаяся в 20-е годы выдать себя за дочь императора Анастасию, пыталась через лондонский суд вытребовать это золото себе, но проиграла. Она не знала, что золото находится в частном банке и требовала его от Bank of England. А из государственного банка Великобритании ей ответили, как писал Владлен Сироткин, «что «личного» золота её «отца» у них нет, а «казённое» её не касается».
Точка в этой истории была поставлена первым и последним президентом СССР Михаилом Горбачёвым. При участии министра иностранных дел Эдуарда Шеварднадзе он подписал с премьером Великобритании Маргарет Тэтчер так называемый нулевой вариант. Наша страна навсегда отказалась от претензий на золото Российской империи и её императора.