Телеканал «Россия 1» показал 9 декабря очередной выпуск программы «Прямой эфир» с Андреем Малаховым, посвящённый упавшему с моста автобусу в Забайкалье. Анонс обещал несколько скандальных подробностей. О всех них максимально кратко — на «Чита.Ру». Каждый пункт следует воспринимать со словом «якобы», так как официально ведомства почти все эти данные не подтверждали.
Авария произошла днём 1 декабря на маршруте Сретенск — Чита, когда автобус ехал по мосту через реку Куэнгу. В итоге погибли 19 человек, в том числе водитель и два малолетних ребёнка. Ещё 19 пассажиров остаются в больницах, среди них один в тяжёлом и один в крайне тяжёлом состоянии. Подозреваемым по уголовному делу о нарушении правил перевозок проходит читинский предприниматель Иван Стрельников. Сейчас он под домашним арестом.
1. Задержанный по делу о ДТП предприниматель просто оказался крайним.
По словам родителей Ивана Стрельникова, конкурс на обслуживание маршрута выиграл другой читинский перевозчик Сергей Пнёв и именно он должен отвечать за ДТП. При этом разбившийся автобус Пнёву уже не принадлежал — в сентябре он продал его Стрельникову, и лицензия по перевозке пассажиров конкретно в этой машине была оформлена на последнего.
На программе от Сергея Пнёва никого не было. Сам он в разговоре с корреспондентом «Чита.Ру» заявил, что не может комментировать дело по соглашению со следствием.
2. Водитель автобуса раньше был лишён прав за пьяную езду.
Как рассказал Андрей Малахов, разбившегося водителя Сергея Кубасова 2 года назад лишили прав за пьяное вождение. За руль ему разрешили вернуться за месяц до ДТП.
3. Автобус выехал из Сретенска с грыжей на колесе.
Ведущий со ссылкой на очевидцев заявил, что пассажиры перед выездом видели грыжу на колесе и поэтому просили водителя ехать медленнее. В ответ на это шофёр якобы предлагал недовольным идти пешком.
4. Водитель сам ремонтировал автобус в гараже.
Друг погибшего водителя Владимир Подшивалов рассказал, что незадолго до аварии заходил в гараж, где Кубасов сам перебирал автобус. По мнению присутствующего на передаче автоэксперта, этим должны заниматься механики на станции техобслуживания. Шины, по словам Подшивалова, водитель купил недавно, и они были новые.
5. Водитель второго автобуса забрал путевые документы из разбитой машины и уехал.
Александра Карелина, которую представили как пассажирку автобуса Кокуй — Чита, заявила, что водитель их маршрута подъехал к месту аварии, спустился к разбитому автомобилю и вернулся с каким-то пакетом.
«Мы доехали примерно до Болотово, остановились. Водитель вышел, ему кто-то позвонил, он поговорил какое-то время, сел в автобус, мы развернулись, поехали обратно. Он ничего не объясняет, мы просто разворачиваемся и уезжаем. Едем, навстречу нам попадается скорая помощь со Сретенска. [...] Скорая помощь говорит, что, типа, вы куда едете, автобус же перевернулся в той стороне. Мы разворачиваемся обратно и едем сюда. Водитель вышел, мы, соответственно, за ним. Мы с моста наблюдали эту картину. Он спустился туда, порыскал-порыскал, в итоге простояли полчаса. Потом он вернулся с каким-то пакетом», — сказала пассажирка.
Как добавил Малахов, до эфира девушка уточняла, что в пакете были путевые документы. Гости студии сразу предположили, что этот водитель по чьей-то просьбе помогал скрыть нарушения на маршруте.
6. Прежний владелец транспорта скрутил пробег перед продажей.
Журналисты канала проверили диагностические карты на автобус и выяснили, что старый владелец автобуса Сергей Пнёв продал Стрельникову автобус со скрученным пробегом. За полгода показания на одометре упали с 481 тысячи до 150 тысяч километров. В итоге к моменту ДТП реальный пробег перевалил за полмиллиона километров.
7. Бизнесмены подстроили отмену железнодорожных перевозок между Сретенском и Читой, чтобы зарабатывать на автобусах.
«Как удалось выяснить нашей программе, для того чтобы увеличить количество людей, путешествующих автобусом на этом рейсе, кто-то убрал железнодорожную ветку. Поезда, которые следовали по этому маршруту, больше не ходят», — сказал Андрей Малахов.
Кто именно якобы участвовал в этой схеме, в программе не уточнили. Один из гостей поделился, что до 2014 года от Сретенска до станции Куэнга ходило два вагона, которые прицепляли к составу дальнего следования до Читы.