Режим полной самоизоляции для забайкальцев означает возможность выбираться из дома только в магазин, аптеку или на прогулку с собакой не дальше 100 метров от дома. Но людям старше 60 лет, а также людям с хроническими заболеваниями вообще не рекомендуют покидать квартиры, ведь они больше всех подвержены опасности. Чтобы бабушки и дедушки не выходили на улицу ради похода в магазин или аптеку, им взялись помогать волонтёры.
Кто такие? Зачем пришли?
Волонтёрский корпус образовался буквально за несколько дней, когда в стране начали вводить строгие ограничительные меры. Парни и девушки, мужчины и женщины из клуба внедорожников «Диверсант», Поискового отряда имени Кости Долгова, «Союза добровольцев России», активистов организации «Волонтёры-медики», «Молодёжки ОНФ» и других организаций объединились в общий штаб под названием «Мы вместе».
Схема вступления в волонтёрский корпус такова. Человек регистрируется на сайте мывместе.ру, проходит там обучение, сдаёт тест и получает сертификат. Затем обращается в местный штаб ОНФ, где проходит инструктаж, получает перчатки, маску, антисептик и первую заявку.
Заявки поступают в специально созданный чат в WhatsApp. Волонтёры их разбирают в зависимости от местоположения и содержания заявки.
Социальная служба, поди?
Нам с клубом «Диверсант» предстояло развести горячие обеды от кафе «ВилкаЛожка», которые ежедневно отдают 16 порций нуждающимся. В Чите, кстати, к такой инициативе присоединился и ресторан «Мимино», решив отдавать пять бесплатных комплексных обедов тем, кто сейчас не может выходить в магазин. Такие обеды отвозят нуждающимся и малоимущим по заранее определённым спискам.
Добровольцы отсматривают заявки в чате, затем выдвигаются по адресам. Прежде чем зайти в квартиру, надевают маски и перчатки, протирают руки антисептиком. В квартире стараются не задерживаться, а от жильцов держат положенную дистанцию. Пакеты оставляют в прихожей, уведомив хозяев, что за нежданные гости к ним пожаловали.
Дедушка, открывший нам дверь, удивляется. Он уверен, что о нём заботятся не случайные люди, а власти.
- Социальная служба поди отправила ко мне?
- Нет, мы волонтёры, обед вам привезли.
- Как же вы обо мне узнали? Ну, спасибо.
В другой квартире нас у порога никто не встречал. Откуда-то из глубины кричала женщина, что она парализована, и обед ей нужно принести до кровати. Зато её приход волонтёров не удивил, она уверила, что к ней каждый день приходят.
Когда обеды доставлены по адресам, волонтёры начинают отрабатывать заявки на покупку продуктов и лекарств. Продукты они берут за свои деньги, затем приносят пакеты бабушке, заказавшей доставку, показывают чек и получают обратно потраченные деньги.
Но тут не обходится без неприятностей. Некоторые бабушки и дедушки, получив заказанные продукты, отказываются отдавать деньги. Другие скандалят, потому что им кефир вместо «Простоквашино» принесли «Домик в деревне». Третьи обвиняют, что им принесли дорогие продукты, а можно было взять дешевле.
Но, справедливости ради, скандалящих в разы меньше, чем благодарных за помощь. Это и помогает волонтёрам не опускать руки — впереди такой работы как минимум до конца месяца.
Волонтёрская горячая линия не замолкает ни на минуту, а нередко оказывается попросту перегруженной из-за большого числа звонков. Новые заявки, новые вызовы и выезда. Волонтёры снова и снова жертвуют своим временем и ресурсами, чтобы люди не рисковали своим здоровьем.