Общество Правда на правду — два мнения о судьбе Музея Декабристов

Правда на правду — два мнения о судьбе Музея Декабристов

Представитель РПЦ и Музея декабристов высказывают разные взгляды на одну и туже проблему.

Власти Забайкальского края заявили о грядущей реорганизации Музея Декабристов. О том, что здание Михайло-Архангельской церкви, в котором сейчас располагается музей, передадут епархии, напрямую никто не говорил. Но общественность Читы уже написала письмо на имя губернатора Забайкальского края Александра Осипова с просьбой защитить музей. «Чита.Ру» направило официальный запрос в епархию, чтобы узнать, действительно ли готовится передача музея.

Споры о судьбе старейшего здания Читы идут уже много лет. То затихают, то вспыхивают вновь. Но главные аргументы здесь у двух сторон — церкви и музея. Им слово.

Протоиерей Роман Витюк, бывший клирик Читинской епархии:

Много лет прожил в соседнем квартале - и всегда было жалко наш обезображенный исторический центр: церковь, острог, озеро. Великое благо для города, если государство действительно дозрело, чтобы вложиться в музеефикацию и создание туристического кластера на этой территории. Ездили изучать своё наследие в парк Матрёшек (площадь Матрёшек в приграничной Маньчжурии, КНР) - но и туда теперь не попасть.

Несколько лет назад бывший глава митрополии создал приход при церкви декабристов, имея в виду получить здание храма в пользование. В прошлом году я был руководителем этого юрлица, и могу заверить, что никаких известных мне планов принять во владение здание церкви нет. Поэтому не буду обсуждать фантастическую идею «епархия опять забирает храм», но выскажусь относительно азов сохранения культурного наследия.

Совсем недавно, в новогоднем обзоре «задач десятилетия» на «Чита.Ру», я уже выделял проблему отсутствия консенсуса в вопросе полной функциональности церкви декабристов. Чтобы было понятно широкому кругу читателей, прибегну к аналогии.

Крейсер «Аврора» в 1948 г. был снят со службы, но долгие годы числился кораблём №1 ВМФ и до сих пор имеет настоящего командира и команду. Прошедшая в 2009 году на борту крейсера великосветская вечеринка была всеми воспринята как кощунство. И максимально возможное сохранение функциональности очень ценно. Хотя, казалось бы, какой смысл за это держаться? Вдруг вояки что-нибудь угробят ценное старинное? Зачем они там вообще нужны? Посадить музейщиков: уж они-то знают толк, уж они-то сохранят!

Почти все храмы, входящие в состав российских музеев, имеют научно восстановленный интерьер. Последнее по времени впечатление: в декабре, реставрация домового храма Екатерининского дворца в Царском Селе, где молились воспитанники Лицея, будущие декабристы. Кстати, даже на борту крейсера «Аврора» пару лет назад восстановили исторический корабельный храм, в котором теперь идут регулярные службы. Шах и мат, коммунисты?

Необходимо отдать должное экспозиции музея декабристов 1985 года. Для своего времени она была прорывом. Но мы давно живём в XXI веке. Самим своим местонахождением экспозиция грубо искажает внутреннее убранство ценнейшего памятника нашего города. Объективно, независимо от чьих-то сентиментальных чувств. И ветхие стены храма не позволяют воспользоваться современными возможностями музейного дела. Можно сформулировать двуединую задачу: новое помещение для новой экспозиции, старый интерьер для старой церкви.

Ещё раз отмечу, что из всего вышесказанного никаким разумным образом не следует выделение церкви из состава музея. Во многих музеях есть практика совершения богослужений в храмах, под контролем музея. Вряд ли сегодня есть смысл и возможность служить в церкви декабристов чаще, чем раз в год, в день престольного праздника. И несколько раз в год венчание — именно этим знаменит наш храм в истории.

Переоформлять для этого здание в пользование, тем более в собственность епархии, не нужно.

В заключение, ещё аналогия. Представьте, если раз в год, 9 мая, заводить хотя бы половину бронетехники из сада ОДОРА и пускать во главе парада. Разумеется, далеко она не уедет, разумеется, что-то может отвалиться и даже развалиться. Но это будет величественнее и радостнее всего остального! Вот так же и восстановление уничтоженного интерьера церкви декабристов, с принципиальной возможностью совершить там богослужение.

Заведующая отделом ЗККМ «Музей декабристов» Любовь Носова (она представила общую позицию сотрудников музея):

Михайло-Архангельская церковь, в которой размещается Музей декабристов, уникальный памятник деревянного зодчества XVIII века. Это единственное культовое здание такого типа в Сибири и на Дальнем Востоке. Большое значение имеет это здание и как исторический памятник, связанный с пребыванием декабристов в Чите. На протяжении трёх с половиной лет осуждённые на каторгу 85 декабристов были прихожанами этой церкви. В ней они венчались, здесь отпевали умерших, у стен церкви могилы их близких.

Находясь в Чите, декабристы отмечали «преклонный возраст» храма, построенного за полвека до их прибытия в Сибирь. За долгие годы своего существования церковь неоднократно подвергалась ремонтно-восстановительным работам.

Один из таких эпизодов описывает декабрист Дмитрий Завалишин в своих воспоминаниях: «Когда я приехал жить в Читу, церковь была уже очень ветхая. Разрешённый по всей Сибири сбор не доставал даже на исправление её. Тогда я обратился к своим товарищам и их родным с просьбою о содействии к поддержанию церкви в Чите, в память нашего пребывания первоначально в ней». Таким образом, при активном участии декабриста Завалишина, проживавшем на поселении в Чите после окончания срока каторжных работ, в здании церкви был проведён капитальный ремонт.

Михаило-Архангельская церковь, 1888 год.

В XX веке от окончательного разрушения здание спасло создание музея. Службы в церкви прекратились с установлением советской власти. На протяжении многих лет здание занимали разные организации: аэроклуб, склад, общежитие. По решению Читинского облисполкома в 1969 году оно было передано Областному краеведческому музею для размещения в нём Музея истории Читы. В 1975 году было принято решение о реставрации здания и последующем открытии Музея декабристов.

В настоящее время церквей и часовен в Забайкалье построено много. И это хорошо. Музей же декабристов в городе один. Его посещают тысячи читинцев. Многие люди специально едут по местам пребывания декабристов. Работники музея проводят экскурсионную, широкую массовую, научно-исследовательскую работу. Экскурсии проводятся не только на русском, но и на немецком языке.

Зачем разрушать то, что хорошо работает и пользуется большим спросом? Нет другого места, где бы так тесно переплетены были судьба старинного храма с судьбами такого большого количества исторических деятелей общероссийского масштаба. Как ни одно другое здание в городе, оно хранит память о декабристах, находится на территории, где в непосредственной близости размещались казематы, дома жён декабристов.

Кроме того, проводившаяся в 1991-1992 годах экспертиза технического состояния здания, показала, что несмотря на реставрацию, перекрытия слабые, и посещаемость музея следует ограничивать.

В настоящее время в здании осуществляется устойчивый режим эксплуатации, охрана, проводятся регулярные косметические ремонты. Перемещение существующей экспозиции в другое здание невозможно, поскольку она создана с учётом архитектурных и градостроительных особенностей объекта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления