В первые недели стажировки на «Чита.Ру» мне поручили взять интервью у человека, которого я считаю своим наставником. Наш редактор как в воду глядел, потому что беседа с Андреем оказалась именно тем, что мне помогло погрузиться в работу. На мой взгляд, Андрею пора создавать свой курс или писать книгу. Прочитайте это интервью до конца, уверена, что многим отзовётся его взгляд на жизнь и работу. Амбициозный парень из «крохотного местечка на отшибе вселенной». Тезисно, без воды и по делу.
Компания «Чита.Ру» запустила серию интервью с сотрудниками — журналистами, копирайтерами, бухгалтерами, менеджерами по продажам. Каждый расскажет о себе и своих увлечениях, а также о том, почему он работает именно здесь. Всё это для того, чтобы стать читателям ещё ближе.
— Андрей, как ты пришёл к работе копирайтера? И почему «Чита.Ру»?
— Камон, кому не понравится делать то, что интересно, и при этом тебе за это платят. Меня влечёт творческая суть работы: писать, излагать мысли, снимать видео, выражать себя. До этого я работал в компании 2GIS, в том числе мониторил сайты. Потом увидел вакансию с зарплатой от 30 тысяч — этого было уже достаточно. Выполнил тестовое задание и после собеседования сразу начал работать.
— Самые запоминающиеся проекты, с которыми ты работал?
— Хороший вопрос. Была съёмка, которая мне понравилась больше всего. Я сделал колбасу своими руками в сети супермаркетов. Мы много шутили и смеялись.
— Какие возникают сложности при работе с клиентами?
— Бывает, отправляешь клиенту материал, а он перезванивает и говорит: «Слушайте, мне что-то не нравится. В целом не нравится. Что именно непонятно, ну вы поправьте что-нибудь». Это частая ситуация, когда не знаешь, чего хочет твой клиент. Здесь важно помочь ему понять, что ему нужно.
— Что важно знать человеку, который хочет продать свой продукт?
— Ты спрашиваешь заказчиков, а чем вы круты, чем отличаетесь от других компаний? А они — да ничем, у нас всё то же самое. Читинским рекламодателям не хватает понимания преимуществ своего продукта, а это самое важное на конкурентном рынке. Хотя у большинства предпринимателей это отличие есть, но они не видят его и не продвигают. А продвигаться на конкурентном рынке нужно именно за счёт таких преимуществ. Открывая своё дело, ты должен понимать, что нового и необычного ты можешь предложить. Если ты такой же, как все, какой смысл выбирать тебя?
— Как оцениваешь свою работу копирайтера по 10-балльной шкале?
— Ой, если честно, я склонен к самобичеванию, наверное, на семёрочку максимум. Знаешь, тот случай, когда напишешь что-нибудь и думаешь, я явно могу лучше. Написал такой текст, а он тебе самому не нравится. В параллельной вселенной Андрей написал бы лучше.
— При работе тебе требуется вдохновение? Что тебя мотивирует?
— На самом деле вдохновение — это про те материалы, которые цепляют, которые мне интересны. Но если вдуматься, качественная реклама — это даже столько не творчество, сколько холодный расчёт и аналитика. Чтобы создать цепляющий продукт, тебе нужно учесть целевую аудиторию, преимущества, посыл, много разных факторов. В работе нужно не вдохновение, а хороший расчёт.
— Какие советы ты можешь дать начинающим копирайтерам?
— Легко сказать, не бояться, нужно стараться перебороть себя. Не бояться проще разговаривать с клиентом. Читать. Но я открою страшную тайну: я совсем немного читаю. В детстве я много читал, так как из друзей у меня были одни только книги. А сейчас процесс не идёт, если только раз в неделю сел и часа два почитал. Чтение — это не только книги. Это ещё и миллиарды текстов в интернете, разные телепередачи или видео на YouTube. Просматривать интернет как нейросеть — лексику, слова, обороты и мысли мы подпитываем из разных каналов и используем. В этом нет ничего плохого, режиссёры делают так же.
— Твой топ секретов и фишек в работе?
— Никаких особых секретов нет, есть совет: не скатываться в банальщину, повторы, шаблоны. Важно каждый раз находить свежий подход, даже если это крохотная новость про 100-тысячное поступление одежды, применяй то, что ты ни разу не применял за эти 100 тысяч раз.
— В день ты успеваешь написать несколько новостей, статей, съездить на пару съёмок. Как тебе это удаётся? В чём секрет твоей проактивности и продуктивности?
— На самом деле я бы сказал, что я один из самых непродуктивных людей в мире. Дома я прокрастинирую: отвлекаюсь на посторонние дела, вместо того чтобы заняться чем-то полезным. Но я заметил, когда ситуация цейтнот, не хватает сил, ресурсов, людей, ты как-то собираешься и начинаешь просто фигачить как на конвейере. Когда время ограничено и ты знаешь, что за спиной только Москва — делаешь как можно больше и время появляется на всё.
— Ты учился в Читинском институте Байкальского университета по специальности мировая экономика, пригодилась ли твоя специальность в работе?
— В «Чита.Ру» никогда не преклонялись перед корочками. В жизни и работе тебя определяет не то что ты закончил, а то что ты умеешь и делаешь хорошо, твои умения, таланты, навыки в любой сфере. Ну если это не медицина, конечно.
Копирайтером я работаю как самоучка. Всё, что мне нужно — это быть эрудированным, хорошо знать русский язык, уметь излагать свои мысли и иметь облако знаний по максимальному количеству сфер жизни. Чем больше ты знаешь, тем проще тебе будет работать копирайтером.
А выбор специальности был не самым удачным. Я думаю, многие выпускники школ меня поймут. Но лайк и репост за базовые знания по общеразвивающим предметам в разных областях жизни, которые преподают в вышках.
— В чём твоё преимущество? Почему клиент должен выбрать именно тебя?
— Я сейчас столкнулся с проблемой, как и многие клиенты, которые не могут назвать свои преимущества. Тяжело говорить про себя. Во-первых, я работаю в компании уже три года. Я такого перевидал и речь не только о форматах текстов, но и о том, как взаимодействовать с клиентом, объяснять, разрешить любую ситуацию. Во-вторых, моя сильная сторона — это юмор. Он помогает при съёмке хороших видео. В-третьих, есть неочевидный плюс в том, что я мужчина, а мужчинам некоторые клиенты доверяют больше.
— Да, я заметила, что в твоём Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) короткие, но юмористические подписи. С самоиронией у тебя нет проблем.
— Юмор пошёл с детства. На уроках я всегда сидел и шутил. При этом я не был последней партой, где сидят двоечники и отпускают шуточки. Нет, я сидел на первой парте и, вообще-то, был отличником. Мне это не мешало отпускать шуточки. Чувство юмора присуще не всем, это можно развить, но есть врождённое качество — создавать смех вокруг себя, с этим легче и проще живётся.
Отдел копирайтинга самый смешной, у нас постоянно смех и радость. Когда творческие люди собираются вместе, они начинают много шутить. Это помогает справляться с нагрузкой и стрессом.
— Почему не активен в соцсетях?
— Со стороны кажется, что я общительный и социальный, на самом деле это не так. Я ценю одиночество, приватность. Инсту я завёл по побуждению коллег. Это не моё.
— В чём ты видишь свою миссию и цель в жизни?
— Считаю, что у жизни нет как таковой цели. Моя философия не в том, чтобы жить для чего-то, жить нужно для себя, и так, чтобы ты сам получал от этого удовольствие , не отказывать в мелочах, слабостях. Как поёт Валерий Меладзе: «Жить нужно непременно хорошо». Я не умею копить деньги, могу купить что-то, что принесёт удовольствие сегодня. И я не страдаю от этого, а кайфую. Деньги не суперважная вещь в этой жизни.
— Какой ты вне работы?
— Мои коллеги видят меня примерно таким же, какой я перед друзьями. Но на улице я серьёзен, и незнакомые люди для меня — стена. Но когда ты людей распробовал, ты им раскрываешься. С друзьями шутки на грани. Я люблю побыть один. Когда-то психолог мне сказал, что такие вещи помогают восстановиться. Не люблю толпу, шум, гам. Моё — камерные мероприятия. Люблю, когда мало людей.
— Каким ты видишь себя через 5 лет?
— Честно не знаю. Я живу сегодняшним днём, не строя планов. Когда-то я бы не поверил, что буду снимать видео для портала. Кто знает, что будет дальше.
— Ты счастлив?
— Сложно сказать. Не сказал бы, что да. Есть поводы для грусти. Проблемы с одиночеством, на работе завал. Не до конца счастлив.
— Что думаешь о любви?
— Я ненавижу знакомиться. Хочется половинку, но узнавать друг друга – так тошно и так дурно мне от этого, ненавижу прям. Было бы так: пришёл в супермаркет, выбрал то, что тебе нужно, на кассе пробили, распаковал, и дома у тебя отношения.
— Твой ментор?
— Британский журналист и телеведущий Джереми Кларксон. Мы непохожи, но его образ, как он пишет и ведёт себя в кадре — это именно то, кем хотел бы стать я. Он золото, нестандартный, нешаблонный. Именно за это его и любят. Он изысканно и вкусно говорит, что думает, изящно оскорбляет кого-то. Я бы и сам не прочь получать именно такие оскорбления, а не то что обычно в комментариях пишут.
— Читала, что ты увлекаешься современными технологиями.
— Обожаю изучать информацию про новые часы, телефоны. Читаю про нейросети и всё, что связано с интернетом. Буквально на наших глазах индустрия развилась до того, что компьютер сейчас есть у каждого в кармане — это супер-классно.
— Как по мне, даже в Сколково ты не будешь выглядеть мальчиком из глубинки.
— Когда я поступил в институт, все очень сильно удивлялись, что я приехал из какой-то тьмутаракани. Никто не мог догадаться по тому, как я говорю, веду себя и размышляю, что я с Ясной — крохотного местечка на отшибе вселенной. Преподаватель английского думал, что я учился в языковой гимназии, я был польщён. Я всегда выделялся, не место делало меня, а я сам.
— Твоё самое большое достижение в жизни?
— То, кем я являюсь сейчас. Моя карьера. Возможность знакомиться с успешными и продвинутыми предпринимателями. Сам факт того, что просто человек начал писать, снимать видео, это смотрят и одобряют — это очень круто. А вот суперпровала, кардинально испортившего жизнь — нет.
— Как найти себя и понять что именно твоё? Как найти своё предназначение?
— Тяжело давать совет, когда выборка была небольшая. По жизни мне много везёт, у меня всё круто складывается. В том числе в выборе жизненного пути. Я почти сразу попал туда, где я хочу работать. Сейчас я не вижу никакого другого места, где я бы хотел работать, кроме «Чита.Ру», где мне бы понравилось. Я не представляю себя в другой сфере, кроме медиа. Я не знаю ни одного места в Чите, где было бы так же круто работать. И в самые сложные моменты, когда хотелось бросить всё, меня останавливают люди, с которыми я работаю. На мой взгляд, у нас божественный коллектив.
— Что должен чувствовать человек, чтобы понять, что он на своём месте?
— Я бы хотел сказать, что когда ты идёшь на работу с радостью, то это твоё место. Но нифига это вообще ни разу не так. Порой я думаю, лучше б меня машина сбила, чтобы на работу не идти. Настолько бывает тяжело. Но твоё — это когда ты не можешь придумать, что было бы лучше. Я не могу придумать другого места, кроме «Чита.Ру». Когда ты найдёшь это место — ты поймёшь, что тебе здесь хорошо. Необязательно, что это на всю жизнь. Сегодня тебе хорошо здесь, а завтра тебе хорошо там.
Главное – не давать себе выгорать. Когда ты нашёл своё направление, лучше посмаковать его побольше. Не перенапрягаться. Работа — эта работа, какая крутая она бы не была. Должно быть место для карьеры, отдыха и своей жизни. Нужно балансировать между всеми аспектами. Если работа, даже самая любимая, занимает всю твою жизнь, ни к чему хорошему это не приведёт.
Если вы ищете интересную работу, хотите зарабатывать достойно и любите общаться с людьми, мы ждём вас у себя. Отправляйте резюме на почту ok.agafonova@chita.ru.
«Чита.Ру»: Мы сделаем вас знаменитыми, кем бы вы ни были.