Общество мнение Как наивными россиянами манипулируют телефонные мошенники

Как наивными россиянами манипулируют телефонные мошенники

Чаще всего мошенники пользуются не хитрыми программами, а собственной убедительностью и речью, воздействуя и манипулируя человеком.

Компания Visa провела опрос россиян и выяснила, что только 0,2% опрошенных знают, какие данные банковских карт нельзя передавать посторонним лицам — кем бы они ни представились. Остальные — то есть почти все — осведомлены лишь частично, а значит, уязвимы для телефонных мошенников.

Колонка впервые опубликована в обзоре событий недели от журналистов «Чита.Ру» 14 ноября 2021 года.

Банковские специалисты говорят, что чаще всего мошенники пользуются методами социальной инженерии — то есть не хитрыми программами, а собственной убедительностью и речью, воздействуя и манипулируя человеком. В 2019 году проходил круглый стол представителей Банка России с экспертами в области рисков, финансовой безопасности, психологии, чтобы выяснить, почему люди так доверчиво расстаются со своими средствами. И можно ли что-то с этим поделать. Полностью итог круглого стола и мнения экспертов можно прочитать в статье.

Были и другие разговоры с психологами, исследования, опросы. Потому что каждого, наверное, после очередной новости об отданном мошенникам миллионе мучает вопрос: «Ну как так?»

Среди возможных причин называют:
• состояние стресса — человека пугают, что его деньги сейчас в опасности, или же выводят из равновесия вестью о близком, попавшем в беду. В такой момент критика отключается, особенно у пожилых;

• нехватку времени. Мошенник даёт понять, что счёт идёт на секунды, средства вот-вот украдут. И тут же подсовывает готовую схему, как от этого спастись. Напуганному, встревоженному человеку легче действовать по шагам, которые кто-то мудрый для него подготовил, чем остановиться и всё осмыслить самому;

• феномен Деда Мороза — ведь многим с детства закладывают установку, что щедрые подарки можно получить чудом, за просто так;

• простую наивность — человеку свойственно жить, доверяя другим, чем наоборот;

• авторитет — аферисты представляются сотрудниками банка или Центробанка, а недавно начали выдавать себя за работников правоохранительных органов.

Мне и самой звонили мошенники. Чтобы проверить свою теорию, почему ещё так легко обмануть человека по телефону, я устроила опрос в читарушном Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) и в telegram-канале. Большая часть опрошенных, как оказалось, смогла распознать аферистов и не лишилась своих средств. Среди тех, кто не попался в ловушку, в Telegram 44% отмечали напористость и давление авторитетом со стороны звонивших. А 31% ответивших вспомнили, что мошенники вели себя ласково и заботливо.

Опрос о мошенниках в читарушном telegram-канале

В Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) перевес был в сторону ласковых мошенников: 43% не попавшихся опрошенных отметили мягкий и ласковый подход. Агрессивность и напористость проявляли мошенники в 32% случаев с теми, кто смог их распознать. Аудитория Instagram (запрещённая в России экстремистская организация) оказалась, судя по опросу, более доверчивой: около 24% опрошенных так и или иначе попались или почти попались мошенникам. Ласковые и агрессивные аферисты поделились для этой части аудитории пополам.

Результаты опроса о мошенниках в читарушном Instagram

А теперь теория: жертв для мошенников люди из поколения в поколение растят своими руками. Стоит представиться кем-то «выше» и «главнее», повысить голос, добавить надменности, резкости, начать торопить — и человек выложит любые сокровенные данные. Хотя, может, даже и помнит, что вроде как три цифры с карты и секретный код говорить никому нельзя.

Тут, мнится мне, вступает усвоенный с детства механизм. Сейчас он проникнут «цифрой», раньше был аналоговым — какая разница?

«А ну, покажи телефон!»

«Показывай, что у тебя там за тетрадка!»

«Нет, дверь в комнату даже не вздумай закрывать! Скажи спасибо, что у тебя своя комната есть».

«В смысле пароль на телефоне? Немедленно убирай, что ты от меня скрываешь? Если не уберёшь, телефон отберу, не получишь».

«С кем разговаривала? Ты что, скрывать о меня что-то вздумала?»

«Что за записочки? А ну, давай сюда».

«О чём шепчемся? Скажи всем, вместе посмеёмся».

Первый в жизни человека авторитет — родитель. Второй — учитель. Но родитель важнее. Именно родитель учит через крики, угрозы и порой синяки, что нет и не может быть у тебя чего-то своего. Тайного. Скрыть равно понести наказание. Скрыть равно быть плохим.

Социальные инженеры-мошенники не просто так жестят по телефону, стараются запугать и грозят последствиями. Умные, заразы. И, возможно, сами пережили такое воспитание — только выросли в нечто другое.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления