До середины января 2022 года я даже не предполагал, что неподалёку от Иркутска – буквально в 70 километрах, в посёлке Усть-Ордынском – можно увидеть скульптуру, автором которой стал всемирно известный художник Даши Намдаков. Сейчас её окружают обшарпанная стена почтамта и табачный киоск. Возможно, из-за такого соседства о существовании скульптуры мало знают не только туристы, но и местные жители. Как же так получилось?
Журналисты «ИрСити» поехали в Усть-Ордынский, чтобы узнать о судьбе скульптуры Даши Намдакова, которая остаётся скрытой от чужих глаз.
Январское морозное утро. Мы с фотографом Ксенией Филимоновой едем в Усть-Ордынский. На въезде в посёлок нас встречает 8-метровый всадник на коне из железа и бетона. Этот монумент видно издалека. Он задумывался как путевой знак, но стал символом Усть-Ордынского. Проезжающие мимо люди частенько останавливаются там, чтобы сфотографироваться и повязать ленточку на ногах коня – наудачу.
Но нас интересует не этот исполин, а маленькая девочка на коне, отлитая в бронзе. Около 20 лет назад Намдаков сотворил скульптуру «Усть-Орда» по заказу местных властей – это был подарок к 85-летию с момента образования Эхирит-Булагатского района. Статую установили возле местного бизнес-центра «Байкал», где она находится и по сей день. Хотя заказывали её окружные власти, скульптура принадлежит коммерческой структуре, владеющей бизнес-центром.
Управлением гостиницей и рестораном, входящими в состав бизнес-центра, занимается акционерное общество «Бизнес-центр Байкал». Согласно системе раскрытия информации «Контур.Фокус», единственным учредителем АО является министерство имущественных отношений Иркутской области. С июня 2018 года генеральным директором организации является Наталья Данилюк. Скульптура «Усть-Орда» входит в уставной капитал акционерного общества.
У нас возникло ощущение, что красота, будто бы скрытая от посторонних глаз, порой остаётся неведомой даже для местных жителей. Мы несколько раз подходили к людям на улице, и на одного знающего человека находилось два-три таких, которые переспрашивали: «Скульптура? Даши Намдаков? А кто это?»
Но бывали и обратные случаи. Двое мальчишек, которых мы нашли где-то во дворах, объяснили нам на пальцах, как туда добраться, а потом шли за мной и Ксенией по тротуару, крича на всю улицу: «Вон там она! За табачкой! Вот туда, через дорогу перейдите!»
Скульптурная композиция, по задумке Даши Намдакова, должна была состоять из нескольких частей: самой скульптуры девочки на коне, постамента и окружающего пространства, вымощенного байкальской галькой, а также четырёх валунов, привезённых с побережья Байкала. Также предполагался фонтан, но он так и не был запущен.
Окружение скульптуры не настраивает на философское настроение – сугробы, деревья с голыми ветками и обшарпанная бежевая стена. Но если сугробы и «лысые» деревья – это временное явление (зима, однако), то облезлая стена – это вневременная тоска.
Скульптура «Усть-Орда» стоит буквально в соседнем дворе с центральной площадью Усть-Ордынского, над которой возвышается статуя Владимира Ильича Ленина. Во многих городах и посёлках вождь мирового пролетариата обычно указывает направление в светлое будущее, а вот в Усть-Ордынском он просто держится за лацканы пиджака. Позади Ильича тарахтит трактор, разгребавший снежные завалы, через которые мы идём в администрацию.
Охранник на входе, выслушавший наш вопрос про скульптуру Даши Намдакова, без промедления выписал пропуск и отправил нас на второй этаж к руководителю отдела администрации по национальной культуре Раисе Шадаровой. Она же в свою очередь предложила пообщаться с заместителем руководителя округа Андреем Дмитриевым, который «в теме, когда она была установлена, кем и кому принадлежит».
– Это было очень давно, лет 20 точно уже прошло, тогда ещё была администрация автономного округа, – рассказал Дмитриев. – Насколько я помню, скульптура была приобретена из средств окружного бюджета. После этого она была поставлена, как я понимаю, на баланс унитарного предприятия, теперь оно – акционерное общество, 100% акций которого принадлежат Иркутской области.
Он также добавил, что минимущества владеет акциями бизнес-центра, но не скульптурой, которая всё-таки принадлежит бизнес-центру. Поэтому распоряжаться судьбой объекта вправе только собственник, а не областное ведомство. Дмитриев предположил, что у бизнес-центра могут быть свои планы на скульптуру, может быть сделан расчёт на неё как на качественный турпродукт.
Раиса Шадарова отметила не совсем удачное расположение скульптуры. По её словам, власти Усть-Ордынского округа несколько раз предлагали собственнику передать объект в местный краеведческий музей, но неизменно получали отказы.
– После капитального ремонта в музее появилась хорошая площадка, где можно было бы разместить скульптуру, чтобы её видели туристы, и местные жители. Её бы там могли лучше содержать. В ноябре руководитель (округа Анатолий Прокопьев – ред.) обращался, она (гендиректор бизнес-центра Наталья Данилюк – ред.) сказала: «Подумаю», а потом отказалась, – добавила Шадарова.
В музее нам тоже рассказали, что были бы рады увидеть «Усть-Орду» на своей площади. Сейчас там есть ёлочки и лавочки, но нет какого-то знакового объекта, который придал бы месту особый смысл. Девочка на коне могла бы дать всё это, но она по-прежнему находится во дворе бизнес-центра. О ходе переговоров музейщики не в курсе, но очень надеются, что власти и собственники всё-таки договорятся друг с другом.
Гендиректор «Байкала» Наталья Данилюк рассказала, что скульптура на территории бизнес-центра находится с момента его открытия в 2002 году по инициативе тогдашнего руководителя Усть-Ордынского Бурятского автономного округа Валерия Малеева.
По словам Данилюк, скульптура досталась ей в удручающем состоянии. Бронзовой девочке в своё время сильно не повезло с окружением: несколько лет назад рядом со скульптурой находился уличный бар, который работал в летнее время, а прямо за её спиной был общественный туалет.
Столь «чудесное» соседство оставило свой след: вандалы отломали коню хвост. Кроме того, скульптуру красили, что недопустимо для объектов из бронзы.
– Мы обращались к скульпторам, к Даши Намдакову. Его секретарь нам сказала, что скульптуру [для реставрации] нужно везти в Улан-Удэ за счёт наших собственных средств, но это дорого, у нас таких денег нет. Администрация [Усть-Ордынского округа] приглашала скульптора, кажется, из Саянска, но тоже ничего не получилось, потому что нужно было статую демонтировать и везти куда-то, – рассказала генеральный директор бизнес-центра.
Она также пожаловалась на «безобразное» состояние стены, на фоне которой находится скульптура. По словам Данилюк, она стоит на балансе почтового отделения, расположенного по соседству, которая по каким-то причинам (вероятно, из-за отсутствия средств) не ремонтирует стену. Хотя там нужно ещё переносить водосток – дождевая вода оттуда льётся прямо на стену, поэтому любой ремонт смоет в течение одного-двух сезонов.
Руководство бизнес-центра решило заказать баннер, чтобы хоть как-то прикрыть этот «бежевый ужас». Уже готов эскиз, скоро его воплотят в жизнь. На баннере будет изображён степной пейзаж и бурятская деревня.
– Часто ли нам задают вопросы об этой скульптуре? Нет, потому что у нас туристов в принципе мало, в основном у нас проживают командированные. Конечно, бывает иногда, люди интересуются, что это такое, и мы им рассказываем об истории этой скульптуры, о том, что она символизирует, – добавила руководитель.
Говоря о том, почему она отказалась передавать скульптуру краеведческому музею, Наталья Данилюк заметила, что скульптура, во-первых, находится на балансе предприятия, и, во-вторых, она должна быть «визитной карточкой» бизнес-центра.
– Содержание тянем только мы, нам никто не помогает. Но мы изыскиваем силы и средства, чтобы поддерживать её состояние, чтобы облагораживать территорию, – подчеркнула она.
Данилюк считает, что рядом с девочкой на коне можно было бы установить ещё несколько скульптур, которые бы гармонично продолжили бурятскую тему, заданную «Усть-Ордой». Но всё упирается в деньги.
Пока же объект остаётся, по большому счёту, скрытым от посторонних глаз, причём не по злому умыслу, а просто по воле случая. «Усть-Орда» не бросается в глаза, как памятник Ленину или «Всадник». С одной стороны бронзовую девочку на коне окружает стена почтамта, с другой – табачный киоск на тротуаре.