С 1 апреля 2022 года изменяется таблица коэффициентов бонус-малус (КБМ), которая учитывает аварийность водителя при расчете стоимости ОСАГО. Для аккуратных водителей он слегка подешевеет, но для проблемных станет дороже сразу на 60%, а максимальная стоимость полиса в некоторых случаях превысит 200 тысяч рублей.
Изменение таблицы КБМ произошло во время январской реформы ОСАГО, но перерасчёт этого коэффициента страховщики делают по состоянию на 1 апреля каждого года, поэтому новые значения будут применяться к водителям, начиная с завтрашнего дня. Изменение не касается действующих полисов: новый КБМ скажется при оформлении новой страховки.
Безаварийные смогут сэкономить
Пару слов о том, как рассчитывается КБМ. При первом обращении водителя в страховую ему присваивается третий класс аварийности, что раньше соответствовало КБМ = 1, сейчас КБМ = 1,17 (+17%). Далее, если водитель ездит без аварий, каждый год его КБМ снижается. Для водителей, которые более трёх лет отъездили без аварии, с 1 апреля новые КБМ будут чуть выгоднее прежних, хотя разница не очень существенна. Наибольшая экономия будет у тех, кто ездит без ДТП 10 лет и более: для них КБМ после 1 апреля снизится с 0,5 до 0,46 единиц (-8%).
С аварийных сдерут полторы шкуры
Если же водитель попадает в аварии по своей вине, при следующем страховании КБМ резко растёт. Например, если молодой водитель попадал в ДТП в первый год, по старым правилам его КБМ вырастал до 1,55, но после 1 апреля значение вырастет до 2,25 (+45%). Предельное же значение КБМ увеличится с 2,45 единиц до 3,95. Такой коэффициент может получить, например, начинающий водитель, если в первый год угодит в две аварии.
Ситуация усугубляется тем, что в 2020 году изменились лимиты стоимости полиса, поэтому цена страховки для проблемных водителей может составлять 100–200 тысяч рублей и даже больше.
Показываем в цифрах
Для примера возьмём водителя в возрасте 30 лет со стажем 10 лет, который владеет автомобилем мощностью 180 л. с. и живёт в городе с территориальным коэффициентом 1,64 (Екатеринбург, Нижний Новгород, Санкт-Петербург, Ростов-на-Дону, Архангельск, Магнитогорск, Череповец). Если в прошлом он часто попадал в аварии и имеет максимальный КБМ, то предельная стоимость его ОСАГО раньше составляла 37 тысяч рублей. После 1 апреля при тех же параметрах он заплатит уже почти 60 тысяч рублей за счёт увеличения КБМ на 60%.
За какой период учитываются аварии?
Директор компании «Центр Страхования» Кирилл Смолин объясняет, что страховые пересчитывают КБМ именно 1 апреля, учитывая аварии, которые были заявлены до этой даты.
— Допустим, человек обычно продлевает полис 1 мая, — объясняет он. — 1 апреля 2022 года его КБМ изменится с учетом тех аварий по его вине (или их отсутствия), которые он заявил в страховую с 1 апреля 2021 года по 31 марта 2022 года. Если он попадёт в ДТП уже в апреле, то его КБМ не изменится сразу — это скажется на нём после 1 апреля 2023 года. То есть в мае этого года он ещё застрахуется, как если бы он не попадал в эту аварию.
В этом году естественное изменение класса аварийности совпадёт с изменением самой таблицы коэффициентов. Например, если водитель первый раз страховался в 2017 году и с тех пор ездит без аварий, по старым правилам 1 апреля 2022 года его КБМ понизился бы с 0,8 до 0,75, но с учётом новой таблицы станет 0,74.
Кирилл Смолин подчёркивает, что 1 апреля страховые учтут аварийность водителя по всем полисам, которые у него есть.
— Если у человека несколько машин и с 1 апреля 2021 года он попал в несколько ДТП, пусть на разных автомобилях, в этом году его ждёт большой сюрприз. КБМ для него вырос бы и так, но в данном случае это будет усугублено новой таблицей, — говорит специалист.
ОСАГО разрешили дорожать
В ближайшее время специалисты РСА проведут внеплановую корректировку справочника, который определяет стоимость запчастей и работ при ремонте автомобиля. В последние месяцы запасные части подорожали, и это будет учтено в новой версии базы данных. Это почти наверняка повлечёт увеличение страховых тарифов: в марте Банк России разрешил менять принципы расчёта ОСАГО неограниченное число раз. Раньше тарифы и коэффициенты корректировались не чаще раза в год.