Разбираемся вместе с минсоцзащиты Забайкалья в предложении губернатора переселять бедных жителей региона, чтобы они могли устроиться на высокооплачиваемую работу. Что не так? И что уже работает?
Предыстория
В феврале 2022 года Александр Осипов предложил минсоцзащиты региона продумать вопрос о переселении бедных жителей. Во всём Забайкалье за чертой бедности по итогам 2021 года живёт 202 тысячи человек — около 19% от всего населения края. В предложении губернатора было мало конкретики — её он как раз и попросил сформулировать министерство труда и социальной защиты населения.
«Нужно подумать, где, каким образом нужно перезанять этих людей. Где они живут, как создать рабочие места высокооплачиваемые? Там, где это невозможно, поработать с населением и понять, куда могут переехать эти люди, чтобы получить гарантированный доступ к работе, переподготовке или образованию», — сказал глава региона.
За рабочие места вместе с региональным минсоцем отвечает и минэконом. У ведомства широкий круг полномочий и обязательств, но в том числе оно прогнозирует социально-экономического развитие, поддерживает малый и средний бизнес, развивает конкуренцию и содействует инвесторам. В помощь Забайкальскому краю и другим регионам России были созданы ТОР и ЦЭР, которые по идее, как раз и существуют для того, чтобы эти рабочие места у нас были.
ТОР — это территория опережающего развития. Все мы помним, как много об этом говорили власти края. Такие территории создавались как зоны со льготными налоговыми условиями и упрощёнными процедурами для инвесторов, а также для привлечения инвестиций в целом и улучшения жизни населения. Главными факторами этого улучшения считались инфраструктура, которую инвесторы будут развивать, и, конечно, создание рабочих мест.
ЦЭРы — это центры экономического роста. Они создавались по принципу объединения территории одного или нескольких муниципальных образований, которые вносят значительный вклад в экономический рост макрорегиона. Макрорегионов в России с 2019 года — той же поры, когда были придуманы ЦЭР — 14. Забайкальский край входит в Дальневосточный макрорегион, а Чита считается перспективным центром экономического роста. Что всё это значит?
Это значит, что в макрорегион и край потекли свежие субсидии и субвенции (деньги под конкретные цели). Всего на три года с 2019-го Дальневосточному макрорегиону выделили чуть больше 94 миллиардов рублей.
ЦЭРы были придуманы в рамках Стратегии пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 года. Главная цель этой стратегии — сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни людей. По задумке, к 2025 году мы должны стать примерно как Приморский край. Или хотя бы как Хабаровский.
Центры экономического развития должны были запустить и новую большую волну переселения из аварийного жилья, и новые стройки разных важных объектов. Где-то в макрорегионе на выделенные средства строили дома престарелых, где-то аквапарк. То есть создавались и новые рабочие места.
Дмитрий Медведев, бывший в 2019 году председателем Правительства России, говорил, что ЦЭР — это центры по привлечению финансирования.
«[...] важно, чтобы были созданы условия для нормальной жизни, поэтому надо строить детские сады, школы, больницы, поликлиники, спортивные сооружения, культурные объекты, благоустроенные улицы, дворы, парки. Здесь без поддержки государства не обойтись», — заявил он на совещании о социальном развитии центров в августе 2019 года. Сейчас Дмитрий Медведев — зампред Совета Безопасности и он может больше не думать о ЦЭРах. Но это не важно, важно другое: то, как внедрялась в регионах система ЦЭР.
Руководители субъектов оказались не готовы к такому количеству денег. Об этом на том же заседании говорил тогда ещё министр России по развитию Дальнего Востока и Арктики Александр Козлов (сейчас он министр природных ресурсов и экологии — авт.). В Забайкалье по традиции опять срывали сроки, как было с программой переселения в далёких 2016-2017 годах, или уже со свежим нацпроектом «Демография», когда в Чернышевском и Тунгокоченском районах не успели вовремя достроить детские сады.
Если постараться, таких срывов можно насобирать массу. Это проблема взаимодействий региональных властей и муниципалитетов, муниципалитетов и подрядчиков, и конца и края ей нет. Опять же вопрос кадровый.
В случае с реализацией проектов ЦЭР в 2019 году полномочный представитель президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев поставил нам тройку. Но понадеялся, что губернатор региона со всём разберётся.
«За три года 90 миллиардов рублей на муниципальный уровень для строительства социальной инфраструктуры – здесь перед коллегами стоит большой вызов и большая ответственность и контроль», — говорил Козлов.
Ротация кадров в правительстве нашей страны, конечно, потрясающая. Жаль, она ничего не меняет. Потому что вытянуть Забайкалье на позиции сильного и экономически успешного региона — задача сверхсложная.
В рамках Стратегии пространственного развития значились и «меры по привлечению людей на территории со значительным экономическим потенциалом, характеризующиеся неблагоприятной демографической ситуацией, посредством стимулирования внутренней и внешней миграции».
Если проще, то стратегия предполагала и продолжает предполагать переселение людей внутри регионов и за их пределы в более выгодные условия жизни и работы. То есть в случае Забайкалья — из районов в Читу или за пределы региона. Нас интересует первый вариант.
Александр Осипов в феврале примерно это и имел в виду: он говорил, что большое количество бедных людей может стать не только проблемой, но и возможностью.
«Задействовать такое количество людей эффективно – это огромный вклад в рост экономики. Это другой уровень спроса из кошельков этих людей, которые поддержат малое, среднее предпринимательство, социальную сферу».
Очень красиво, но ничего не понятно
Мы спросили у минсоцзащиты, чем продолжилась эта история. Вот три основных вопроса:
— Актуально ли предложение Осипова?
— Насколько его реально выполнить?
— Что делается для борьбы с бедностью и трудоустройства на уровне региона сейчас?
Предложение актуально, конечно
По данным минсоца, официальных безработных в Забайкалье на 1 января 2022 года чуть больше 8 тысяч человек. К началу 2021 года их было 27,7 тысячи — почти на 71,2% больше. По сравнению с началом января 2020-го уровень безработицы в крае снизился всего на 3,8%. Эта разница как минимум интересна. Как и то, что уровень безработицы в 2021 году сократился во всех районах Забайкальского края.
В краевом центре занятости населения сегодня открыто 14 тысяч вакансий, из которых только 367 с предоставлением жилья.
Больше всего безработных на начало апреля 2022 года в Калганском, Красночикойском, Балейском, Тунгокоченском, Акшинском и Шелопугинском районах. Минсоцзащиты отмечает, что высокий уровень безработицы в этих районах связан с отсутствием рабочих мест. Поэтому предложение Осипова вполне логично. Идеально людей переселить и дать толчок очередному экономическому развитию. Переселить 8 тысяч официальных безработных кажется не таким сложным. Но Осипов предложил переселять бедных жителей края, то есть потенциально 202 тысячи человек.
«Обсуждение этого вопроса продиктовано требованиями времени, — говорят в минсоцзащиты о предложении Осипова. — Рынок труда Забайкальского края характеризуется не только квалификационным дисбалансом, [когда] уровень образования соискателей не соответствует уровню требований работодателей, но и территориальным дисбалансом, когда место нахождения вакансии не соответствует месту проживания гражданина».
Квалификационный дисбаланс преодолевают — есть вполне рабочая система профобучения. Но с территориальным дисбалансом всё непросто. В минсоце подчёркивают, что нужно будет перевозить не только соискателя, но и его семью, оплачивать им жильё и давать деньги на сам переезд.
«За счёт краевого бюджета этого сделать не представляется возможным. Необходима поддержка федерального центра», — считают в министерстве.
Ведомство пыталось решить этот вопрос, попросив поддержки у Минтруда России и направило предложения распространить механизм программы повышения мобильности трудовых ресурсов на региональный уровень.
То есть услуга по переселению у нас в стране есть. Называется она «Содействие безработным гражданам в переезде и безработным гражданам и членам их семей в переселении в другую местность для трудоустройства по направлению органов службы занятости». Но к сожалению, внутри региона получить такую поддержку на переезд невозможно. Это и просит наше министерство у федерального — выделить субсидии нашим работодателям на наших земляков, а не соседей по макрорегиону, например.
Финансовая поддержка этой услуги на федеральном уровне рассчитана на компенсацию стоимости переезда, предоставления жилья, повышения квалификации и социальной поддержки работника и членов его семьи. Размер субсидии работодателю на привлечение работников из других регионов — 1 миллион рублей. В Забайкалье предприниматели вряд ли бы отказались от возможности закрыть рабочие места местными обученными сотрудниками за средства субсидии.
И всё же, выполнить кажется нереальным. Почему?
Потому что в крае уже есть программы обучения, поддержки и финансирования малоимущих жителей, которые минсоцзащиты планово реализует. Но это не решает проблемы. И не оттого, что нет возможности людей перевезти или развить какое-то дело на месте. А потому, что число бедных жителей края большое, жилья не хватает, оно дорогое. Вся эта история требует очень больших затрат. Что решит миллионная субсидия для работодателей в рамках услуги переселения, если её сделают внутрирегиональной? На сколько семей её хватит?
У министерства разбираться в этом планов пока нет. Беседы с районами и поселения на тему переселения тоже пока не проводились. В ведомстве ссылаются на очередную стратегию развития Забайкальского края, которую вместе с муниципалитетами сейчас готовит ЗабГУ.
Сколько стратегий нам нужно, чтобы решить проблему безработицы и бедности?
Официальный ответ министерства о предложении Осипова вот такой: «Ввиду отсутствия реальных механизмов государственной поддержки работодателей при организации переезда граждан внутри Забайкальского края для работы на их предприятии, на данный момент этот вопрос находится в стадии обсуждения».
Но этот вопрос обсуждался и до него. Его предложение — не новинка. Оно — очередная потенциальная программа, которую отдадут в нагрузку минсоцу.
А у него этих программ — вагон и маленькая тележка.
Что делается сейчас?
Для снижения уровня бедности есть соцвыплаты, которые сегодня в крае получают более 370 тысяч человек – почти каждый третий житель. Всего предоставляются 84 вида социальных выплат, из них более 70% с учётом принципа адресности и критериев нуждаемости. Есть программы по снижению уровня безработицы и поддержке.
Смотреть список.
2. Программа «Содействие занятости населения» и федеральный проект «Содействие занятости» (любимый чернышевскими властями нацпроект «Демография»), в рамках которых безработных обучают профессиям, востребованным на рынке труда, в том числе, по заявкам работодателей. В 2021 году такое обучение прошли более 2,2 тысячи человек. Трудоустроились или сохранили свою занятость после прохождения обучения 83%.
3. С марта 2022 года с работодателями работают по постановлению Правительства России «О реализации [...] мероприятий, направленных на снижение напряжённости на рынке труда». Тоже обучают — тех, кто работает на промышленных предприятиях и находится под риском увольнения. В 2022-м планируют спасти 800 человек.
4. Есть для борьбы с бедностью проект «Финансовая поддержка семей при рождении детей в рамках того же национального проекта «Демография». Ежегодно на его реализацию выделяется более 3 миллиардов рублей. В 2021 году более 27,8 тысячи семей получили финансовую поддержку. В 2022 году это будут 20,5 тысячи.
5. С 1 мая 2022 года семьи смогут подать заявление на новую аналогичную выплату на детей в возрасте от 8 до 17 лет. Выплата будет производиться по линии Пенсионного фонда России.
6. Большая государственная программа «Содействие занятости населения», по которой безработным забайкальцам, готовым организовать своё дело, помогают консультациями, методиками и деньгами. Размер финансовой поддержки в 2022 году — 184 тысячи рублей. Главные условия для человека, претендующего на получение материальной поддержки – регистрация в органах занятости в качестве безработного и наличие одобренного рабочей группой бизнес-плана.
Возможности в крае есть. Но почему-то система не отлажена. Вроде бы обучают, вроде бы помогают, дают деньги, но 202 тысячи человек всё равно за чертой бедности.
Есть и зависимость от соцвыплат, с которой мало кто в районах готов будет завязать. Потому что выплаты зависят от доходов. Никому из членов семьи невыгодно будет трудоустраиваться и никакие перспективы пользоваться благами цивилизации в больших поселениях или в Чите их не убедят.
Остаётся другая часть. А что, если у них есть жильё? Кто купит его в условном Акшинском районе? Что дадут взамен в месте, где есть работа? Ведь мы знаем, какое жильё в регионах выдаётся в социальный найм. Кто будет покрывать в итоге все расходы, если Минтруд не согласится на изменения программы трудовой мобильности?
Суть в том, что деньги на это можно найти. Можно придумать ещё одну стратегию. Но вся соль в реализации. Реализовывать в Забайкалье пока ещё умеют плохо. И пока предложение Александра Осипова — просто брошенные фразы. Потому что на главный вопрос — был ли подобный опыт в других регионах — минсоц Забайкалья отвечает: «Не установлен».
А как мы знаем, обкатка федеральных программ и проектов редко проходит в регионах, подобных Забайкальскому краю.
Остаётся только надеяться, как Трутнев, на то, что губернатор со всем справится.