Общество Происшествия 90-е Среди обломков были тела людей, красная рыба и Toyota. Вспоминаем крушение Ан-8 под Читой

Среди обломков были тела людей, красная рыба и Toyota. Вспоминаем крушение Ан-8 под Читой

В авиакатастрофе в 1992 году погибли 14 человек

Самолет Ан-8 (RA69346) при заходе ночью на посадку 30 октября 1992 года в простых метеоусловиях исчез с радаров за 6 километров до начала ВПП аэропорта Кадала в Чите

Ночью 30 октября 1992 года при заходе на посадку у аэропорта Читы (Кадала) потерпел крушение военно-транспортный самолет Ан-8. Все, кто находился на борту, погибли. Как выяснится позже, самолет был неплохо загружен, но вовсе не военной техникой или специальным оборудованием. На злосчастном рейсе нашли, помимо экипажа, тела обычных пассажиров, рыбу и даже иномарки.

Кажется, это было совсем недавно, но прошло больше 20 лет. 1990-е — эпоха, которая никак не может нас отпустить. Яркая, шумная, свободная. Ее по-прежнему переосмысливают в искусстве, она во многом определила нас. 90-е запомнились новизной. Всё было другое — другая жизнь, другие радости и печали. И люди стали другими. Это время новых открытий и веяний. Время невиданных до этого по своим масштабам китайских рынков, праворульных автомобилей, кассет, плееров, пейджеров, невообразимой одежды и музыки. И, конечно, это непростое время. Какой эпоха 90-х была для Читы и Забайкалья? Давайте вспоминать вместе!

— Помню, раздался звонок: «У нас ЧП, крушение в районе аэропорта!» (авиакатастрофа произошла в 04:47 утра по местному времени. — Прим. автора). Я немедленно выехал на место, где уже работали все необходимые структуры: там и милиция, и следователи, и спасатели — МЧС тогда только формировалось, — вспоминает события 30 октября 1992 года Равиль Гениатулин, руководивший в тот период администрацией Читы.

Самолету не хватило всего около пары километров, чтобы приземлиться в читинском аэропорту

Самолет Ан-8 с бортовым номером СССР-69346 собрали в далеком 1960 году на Ташкентском механическом заводе (завод № 84). В этом же году он и совершил свой первый полет. Из карточки борта, размещенной на портале RussianPlanes, следует, что воздушное судно эксплуатировало частно-индивидуальное предприятие (ИЧП) «Авиа» из Новосибирска. А на злосчастный рейс его зафрахтовала новосибирская коммерческая фирма «Польснаб».

СССР начал использовать Ан-8 в 1950-е годы для перевозки до 11 тонн груза (40 парашютистов) на расстояния до 2000 километров

Рейс вылетел из аэропорта Елизово Петропавловска-Камчатского и должен был приземлиться на аэродроме Ельцовка в Новосибирске с промежуточными посадками, в том числе в Чите.

— Картинка, что я застал на месте трагедии, была страшная. Лежали среди обломков тела людей, а один человек был еще жив. Его быстро отправили на скорой в клиническую больницу Читы, но он скончался тоже. Всего летели 14 человек, на борт погрузили большое количество дальневосточной рыбы — крупные такие рыбины лежали. И плюс еще я впервые увидел тогда перемещенный по воздуху автомобиль. Легковой, но все-таки автомобиль. Кажется, это была Toyota. Это же больше военный борт, с задними откидными люками — видимо, так и погрузили, — рассказал Равиль Гениатулин.

Газета «Коммерсантъ» в ноябре 1992 года по горячим следам, пока департамент авиационного транспорта России занимался расшифровкой «черных ящиков», описывала подробности произошедшего.

— Связавшись с аэропортом Читы, экипаж получил разрешение на посадку, но неожиданно при подлете к аэродрому исчез из виду. Сразу же после прекращения связи с ним были организованы поисковые работы. По прошествии запланированного времени посадки Ан-8 в воздух были подняты самолет и вертолет спасательных служб. В ночной темноте они искали предполагавшийся в случае крушения пожар. И не нашли. Только около 7 часов утра упавший и развалившийся два часа назад Ан-8 был найден недалеко от взлетной полосы аэродрома. Единственный оставшийся в живых из 14 летевших в самолете Николай Хренов скончался в больнице. Долгое время спасатели не могли найти полетные документы, так как часть кабины утонула в протекавшей рядом с местом падения реке Кадалинке. Около развалин самолета были разбросаны остатки копченой красной рыбы, консервов и трех автомашин Toyota, — писал тогда «Коммерсантъ» со ссылкой на исполняющего обязанности директора читинского авиапредприятия Александра Прутских.

Оперативные службы не сразу нашли место крушения самолета, так как на месте происшествия не было пожара

О том, что самолет лишь немного не долетел до взлетно-посадочной полосы (позже выяснилось, что до нее Ан-8 не хватило 1,6 километра), рассказывает и Равиль Гениатулин.

— Как говорили потом опытные летчики, не хватило буквально полведра топлива, может, даже и меньше, чтобы двигатели доработали, и борт мог приземлиться. Поэтому и пожара никакого не было, топливо было на ноле. Он просто нырнул в овражек, штопором вошел и рассыпался, развалился. Не на крупные фрагменты, но разрушился. Потом мы начали заниматься вместе с руководителями аэропорта и другими структурами тем, чтобы были проведены все необходимые экспертизы, а тела доставлены, куда надо. Потом началось расследование, но мы глубоко не вникали в это дело, не наша компетенция. Поэтому я окончательных выводов не знаю, — добавил экс-мэр.

По начальной версии, которую приводит «Коммерсантъ», в самолете находились женщины, тела которых, однако, обнаружены не были. Кроме того, найденная на месте падения самолета женская шуба оказалась подарком одного из членов экипажа теще, а косметичка использовалась кем-то в качестве кошелька.

Позже станет известно, что погибли пять членов экипажа во главе с командиром воздушного судна Валерием Ефимовым и девять пассажиров, двое из которых отмечены как «служебные». Все — граждане России. На борту действительно были рыбопродукты, упакованные в картонные ящики, и не один, а целых три автомобиля марки Toyota. Общий вес груза составлял 4,2 тонны.

Уголовное дело по факту крушения самолета заводили еще по кодексу периода СССР

Как удалось выяснить ИА «Чита.Ру», транспортная милиция в октябре 1992 года возбудила уголовное дело по части 1 статьи 85 УК РСФСР (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта). Правда, в марте 1993 года дело передали в Дальневосточную транспортную прокуратуру, после чего следы теряются, так как из-за реорганизаций в ведомстве архив с уголовными делами оказался в ведении Следственного комитета на транспорте, но в каком именно подразделении — установить не удалось.

И это, кстати, было не единственное уголовное дело, связанное с крушением Ан-8 под Читой. По данным «Коммерсанта», еще несколько дел УВД на транспорте возбудило по фактам мародерства: прибывшие на место катастрофы спасатели стали собирать остатки продуктов из развалившегося самолета, а также прикарманивать личные вещи и деньги погибших, что наделало немало шуму в самой Чите.

Выводы комиссии, проводившей расследование по факту крушения самолета Ан-8 в 1992 году, можно найти на сайте федерального информационного агентства Avia.pro.

— Авиакатастрофа была следствием нарушения правил подготовки к полету со стороны экипажа, что вызвало вылет воздушного судна с объемом топлива, который был недостаточен для благополучного окончания задания полета. Происшествие стало следствием: невыполнения диспетчером АДП аэропорта Елизово и дежурным штурманом собственных обязанностей в отношении контроля за подготовкой экипажа к полету; невыполнения экипажем правил исполнения полетов, которое выразилось в непринятии решения садиться на ближайший аэродром при критическом остатке топлива, — говорится в сообщении.

Эксперты уверены, что причиной катастрофы стала именно ошибка экипажа плюс превышение допустимого посадочного веса при небольшом остатке топлива (к тому же с учетом встречного ветра).

Останки воздушного судна, по воспоминаниям очевидцев, долгое время оставались на месте крушения — практически в чистом поле. Но позже их вывезли и утилизировали. Мемориала или памятного знака там не появилось.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления