Общество Рабочая смена Возглавить «Чита.Ру». Один день на месте Екатерины Шайтановой

Возглавить «Чита.Ру». Один день на месте Екатерины Шайтановой

За день надо выполнить 20–30 задач

Екатерина Шайтанова управляет крупнейшим СМИ Забайкалья

Я работаю журналистом в «Чита.Ру», Екатерина Шайтанова — главным редактором. В середине недели я на один день взяла на себя почти все ее задачи, кроме пары самых ответственных. Сегодня мы узнаем, чем занимается главный редактор, и попробуем понять, кто такая Катя Шайтанова и как она управляет крупнейшим СМИ Забайкалья.

Никуда без планирования


За день главред Шайтанова выполняет 20–30 крупных и мелких задач

Работа главреда строится на выполнении списка разноплановых задач, которые трудно (да и не нужно) держать в голове. В планировщик Катя Шайтанова заносит все дела, которые надо сделать за день. Первое, что я сделала, зайдя в рабочий кабинет, — получила на руки весь список на сегодня. Перед моими глазами лист примерно из 20 задач. Самые важные и срочные помечены красным.

«Чаще всего срочное — это про деньги, особенно про чужие»


Рабочий день Кати начинается примерно в 10 утра, заканчивается примерно в 7 вечера. Сдвиг на час позже случился после вхождения «Чита.Ру» в медиахолдинг Виктора Шкулёва, живущий по московскому времени. Планерки иногда проходят по московскому времени, хоть их и стараются подстраивать под Читу с Иркутском (получается не всегда, особенно в случаях форс-мажора).

Под контролем Кати я в первую очередь занялась теми самыми важными денежными задачами. Задача 1: посчитать зарплату стажерке, которая решила не оставаться. Девушка написала немного материалов, поэтому на подсчет у меня ушло 5 минут (на штатного журналиста обычно уходит около получаса). Оказалось, что Шайтанова всегда сама вручную считает зарплату редакции, а не бухгалтерия, как я думала раньше. Сама Катя и назначает премии главреда по результатам месяца.

В этот момент в мессенджер прилетает сообщение от журналиста: «Можно ли писать слово "труп" вместо слова "тело"»? Пока мы доделывали предыдущую работу, он уже разобрался. Некритичные проблемы иногда решаются сами собой. Кстати, в новостях мы обычно не пишем слово «труп». А во всплывающих уведомлениях можем.

Денежная задача № 2 оказалась более ответственной. Надо подумать о планах на будущий год. Расписывать, что мы решили на внутренней кухне, я не буду.

Приходит сообщение от знакомого, он прислал документ — это инфоповод о перестановках в правительстве. Быстро просматриваю и пересылаю журналистам, они этим займутся.

Тексты, новости, ежедневный разбор работы редакции


Работа журналистов под постоянным наблюдением и оценкой — для этого придуман разбор дня

Может быть, нужно обозначить разницу между новостью и текстом. Новость — это небольшой информативный материал без оценки автора: кого-то убили, случился пожар и т. д. Текст — это большой формат и всегда какая-то история, где может быть мнение журналиста, мнение разных сторон конфликта. Новость чаще всего пишется быстро и оплачивается меньше, текст — работа более сложная и основательная, ценится дороже.

Делаю ежедневную задачу: надо решить, какие материалы мы можем «отдать на сеть» — это значит, что такой текст опубликуют на всех новостных сайтах нашего холдинга в других регионах. По этой же системе на страницах «Чита.Ру» появляются истории из других городов. Попасть «на сеть» для текста журналиста круто: во-первых, это премия, во-вторых, твою работу высоко оценили, и теперь ее прочитают в других городах. Решение о том, какой материал возьмут «на сеть», принимают в Москве.

«Тут скандальчик, а вы про него не пишете», — прилетает очередное сообщение в соцсетях. Это могут быть как важные темы, так и полная фигня от людей, которые присылают свои работы для публикации и думают, что они могут побыть журналистами. Это немного отвлекает, почти всё я пересылаю журналистам или редакторам — они сами разберутся, писать о какой-то теме или нет. С некоторыми людьми работаю лично, другим вежливо говорю, что нам это не интересно. Таких важных и неважных сообщений много, они будут прилетать весь день, поэтому дальше я не буду про них писать.

Следующая задача: проконтролировать выход новости. Я как главред больше работаю с текстами, их выход я контролирую и их сама же вычитываю. Но есть новости, которые важно выпустить и сделать это оперативно. В этом случае включается главред, иногда даже, чтобы не навредить репутации «Чита.Ру», — например, когда человек пришел к нам с важной и срочной историей, а журналисты не поняли этой важности и тянут с выпуском, а человек напряженно ждет материала.

Еще одна практически ежедневная задача (кроме выходных) — это разбор предыдущего дня. В редакции есть дежурные журналисты — два человека по очереди отвечают за оперативный выпуск новостей, остальные в это время помогают парой новостей и пишут свои тексты. К обеду следующего дня все журналисты получают письмо с «разбором дня» — там разбирают ошибки, трафик, комментарии, замечания по новостям и заголовкам. Делают это совместно главред, его заместитель и редактор, которая у нас лучше всех знает, какие новости выпускаются за день и кто и как работает.

Внезапная задача — ремонт в офисе


По вопросам ремонта можно было не советоваться с журналистами, но мы развели демократию

Здесь я немного включусь как журналист. Мы давно ждали ремонта в нашем кабинете, и Катя дала нам возможность выбрать цвет стен и ламината. Во-первых, оказалось, что люди хотят зеленые стены, но плохо представляют себе, сколько оттенков несет в себе этот цвет. В чате разгорелись споры по поводу оливкового и фисташкового, а еще были те, кто вообще захотел сиреневый. Было решено назначить время, в которое все желающие смогут прийти к главреду и высказать пожелания по ремонту. Время это проходит, никто не пришел.

«"Где, на хрен, всё?" — написала бы я, если это была бы критически важная тема. Менее важные можно решить самой»

Я-то, конечно, могу и решаю, но Катя ходит вокруг и поддразнивает: «А если им не понравится?», «Потом всем работать в этом кабинете даже притом, что они не высказали свои пожелания», «Если им не понравится, это будет твое решение», «Ты готова взять на себя такую ответственность?»

Ну, что сказать? Я готова, цвет выбрали. На всякий случай я окончательно спрашиваю в чате, все ли согласны с выбором краски. Получаю подтверждение. Казалось бы, всё, но нет. Много проблем и вопросов еще принесет ремонт, однако расписывать я их не буду. Скажу лишь, что решение затянется на весь этот день и частично на следующий, когда я уже перестану быть главным редактором.

Минутка ярости: журналисты срывают сроки


Каждый безответственный поступок сотрудника Катя подмечает. Она может ничего с этим не сделать. Кроме выводов

Я смотрю в программе для планирования текстов, какие материалы запланированы на завтра, и проверяю их готовность. Готовый к выпуску текст — это тот, который написан, сдан, вычитан мной (иногда другим редактором), выправлен и поставлен на автопубликацию. Иду в общий редакционный чат и спрашиваю, когда мне сдадут материалы. Сделать это надо до 5 вечера, чтобы я успела их вычитать. Лучше раньше. Надо ли говорить, что дедлайн этот по разным причинам постоянно нарушается?

«У журналистов ответственность за один свой текст, а у меня — за все. Когда человек срывает сроки и делает это регулярно, мне хочется плакать»

Оказывается, что один текст под угрозой срыва: журналист плохо распланировал свое время и может не успеть его написать. Я не буду ждать его до вечера в сомнениях, сдаст ли он материал, а смотрю, чем его можно заменить. Есть журналисты, которые пишут тексты вовремя, и их материалы почти не надо править, есть и менее ответственные. Любой мой сотрудник всегда может прийти ко мне и попросить помощи в планировании, может советоваться с коллегами, может пробовать разные варианты работы и искать свой.

«Если человек не учится, дальше это добро я не причиняю»

Журналисты борются за одни темы и отпихиваются от других


Готовность журналиста брать всё, что дают, прибавляет ему очков

Одной из интересных задач стал выбор журналиста, который поедет в командировку к шахтерам в поселок Дарасун, — эту тему очень хотят двое. Я исхожу из нескольких факторов: 1) понимания, кто быстрее напишет; 2) нагрузки журналистов; 3) погруженности в тему (если человек не понимает, про что командировка, скорее всего, он в нее не поедет); 4) наличия опыта работы в полях.

Если появится срочная тема для текста, я буду искать, кто готов ее взять добровольно, или отдам насильно, исходя из сочетания разных факторов. Понятно, что разным людям интересны разные темы. Я, например, ненавижу писать исторические материалы про здания, сама не знаю почему. Но взамен этого я готова писать другие. Катя расценивает это как выпендреж и капризы, и это тоже влияет на ее восприятие человека и желание с ним работать. А мне всё равно иногда очень не хочется писать про то, к чему душа совсем не лежит, и, как бы мне ни хотелось, чтобы начальник меня любил, я себе эти капризы иногда позволяю.

В «Чита.Ру» нужно быть в режиме многозадачности, уметь работать с людьми и справляться со стрессом

Так мы с Катей проработали почти весь день. Помимо неизменных вопросов журналистов и редакторов, были и другие: надо найти еще одного журналиста, твоего сотрудника оскорбили и выбили его из колеи, часть редакции затеяла веселую локальную революцию. Все проблемы редакции в той или иной мере — это забота главреда, решать их — в его интересах. В мою первую и единственную смену главреда мне было не очень сложно, но я знаю, это был не самый насыщенный из возможных дней. Не всегда просто организовать кучу разных людей, не всегда и у тебя самой всё идет по плану, а нужно вывозить режим многозадачности, уметь работать с людьми и справляться со стрессом, который в наши дни может прилететь из сотни разных мест.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления