Общество Отмена районного коэффициента «Мы уже просто не справляемся». Власти Забайкалья объяснили, зачем хотят снизить районный коэффициент

«Мы уже просто не справляемся». Власти Забайкалья объяснили, зачем хотят снизить районный коэффициент

Они обещают, что зарплаты не упадут

Региональный закон о дополнительном районном коэффициенте в 20% распространяется преимущественно на бюджетников края

Вряд ли найдется такой работающий забайкалец, который бы не знал, что его оклад умножается, помимо прочего, на районный коэффициент. Но беглый опрос показывает: не все понимают, что по федеральной норме коэффициент этот для края рассчитан на уровне 1,2, но у многих этот показатель равен 1,4. Еще 20% — это дополнительная надбавка, закрепленная региональным законом на всей территории края. Работникам бюджетной сферы регион выплачивает ее из своего кармана, тогда как норма от государства субсидируется федеральной казной. Именно эта «роскошь» уже не первый год стоит костью в горле у Минфина России, о чем заявлялось и публично. А власти края потому не оставляют попыток региональную надбавку убрать, о чем речь снова зашла в 2023 году. И если вдруг всё-таки отменят эти 20%, что будет дальше — зарплаты упадут? Разбираемся со всеми сторонами процесса.

Предыстория вопроса

Попытку прощупать почву в 2015 году предпринял на тот момент губернатор Забайкалья Константин Ильковский. В октябре он внес в региональное Заксобрание законопроект об отмене региональной части районного коэффициента не для всех бюджетников края, а только для государственных и муниципальных служащих. Эта необходимость, как сообщалось, была вызвана в том числе требованием Минфина РФ, который урезал краю дотации, мотивируя это наличием в регионе коэффициента.

Инициатива Ильковского была свернута следующим губернатором — Натальей Ждановой

Так Ильковский объяснял свое решение в эфире телеканала ОТР: «Вообще, федерально узаконенное количество надбавок в России — 20% (то есть для края коэффициент 1,2. — Прим. ред.). Но в начале 90-х годов, когда был такой, что ли, парад суверенитетов, в ряде регионов, в том числе и в Забайкальском крае, было дополнительно установлено еще 20%. Коэффициент у нас стал 1,4. И, конечно же, федеральный центр с этим никогда не соглашался, принимать вот эти 20% за свой счет он не желает. Некоторые регионы пошли по очень простому пути: не платит Москва проценты, и мы их платить не будем. То есть зарплата, грубо говоря, там снизилась. А мы вот эту разницу, которую не принимает федеральный центр, вынуждены доплачивать за счет собственных бюджетных доходов. Поэтому мы пошли, с моей точки зрения, по совершенно правильному пути. Предложено, что краевым и муниципальным чиновникам мы трансформируем эти 20% в оклад. Тем самым зарплата останется та же самая, но вместе с тем от этих раздражающих процентов мы уйдем».

Председатель контрольно-счетной палаты края Светлана Доробалюк в тот же период объясняла, что во времена, когда регионы не могли самостоятельно влиять на размеры окладов бюджетников, законодатели Читинской области и установили районный коэффициент, чтобы иметь возможность повысить жителям региона зарплаты. И вплоть до 2000 года со стороны федеральных органов власти разговоры об отмене районного коэффициента не поднимались. Но потом всё изменилось, для Москвы дополнительные 20% Забайкалья стали красной тряпкой. А региональные власти с тех пор просили правительство страны на федеральном уровне закрепить за Забайкальем коэффициент 1,4, чтобы раз и навсегда решить, из какого бюджета платить повышенную надбавку, но всё впустую.

В 2015 году выплата районного повышенного коэффициента всем бюджетникам края обходилась региональной казне в 2 миллиарда рублей. Именно на такую сумму Минфин России и «наказывал» Забайкалье, сокращая дотации.

Губернатор Читинской области и первый глава Забайкалья Равиль Гениатулин в недавнем интервью для «Чита.Ру» так описывал свои сражения с федеральным центром по вопросу районного коэффициента:

— Я подвергался практически ежегодной жесткой критике за то, что включал в расходы эти 40% для бюджетников. Но мне каждый год удавалось их отстоять. Для этого надо было добраться как минимум до первого зама и потом попасть в Минфин. Помню, мне Зубков (Виктор Зубков, председатель правительства РФ в 2007–2008 годы. — Прим. ред.), будучи премьером, подписывал. Помню, Фрадков (Михаил Фрадков, председатель правительства РФ в 2004–2007 годы. — Прим. ред.) мне подписывал. Ну надо было зайти просто к человеку, рассказать. Сказать там — товарищ премьер, так и так, ну давайте последнее отберем? В этом случае учительница будет получать на 20% меньше железно. Ну разве это нормально? Так получалась резолюция «Согласен». В Минфине, правда, всегда потом ворчали, возмущались, но включали это не в трансферт, не в субсидирование, а вроде за счет собственных средств. Но мне-то важно было, что нет отказа полного».

«В Минфине, правда, всегда потом ворчали, возмущались»

Законопроект Ильковского об отмене 20-процентной надбавки для чиновников не прошел дальше профильного комитета регионального парламента. На тот момент спикер Законодательного собрания Забайкальского края Наталья Жданова заявила, что региональные депутаты не видят оснований отменять районный коэффициент в современных экономических условиях. Более того, вступив уже в должность губернатора, Жданова во время рабочей поездки в Москву встретилась с зампредом правительства России Дмитрием Козаком и попросила его поддержать позицию властей региона по сохранению повышенного районного коэффициента.

Позиция властей

И вот в феврале 2023 года первый вице-премьер Андрей Кефер на отчете Минсоцзащиты края за 2022 год снова поднял тему районного коэффициента. По его словам, региональная надбавка к зарплате утратила свою функцию относительно зарплат бюджетников, и теперь, напротив, стала причиной того, что в регионе одни из самых низких зарплат.

Андрей Кефер работал и во времена губернаторства Константина Ильковского

— Мы очень подробно смотрели структуру зарплаты и возможности ее увеличения. Очевидно, что районный коэффициент свою историческую нагрузку утратил. При повышенном районном коэффициенте в Забайкальском крае заработная плата одна из самых низких. Поэтому он функцию увеличивающую не несет. Но при этом он несет системное деструктивное влияние на Забайкалье — Минфин федеральный его не учитывает, и из-за этого мы ежегодно недополучаем 3,5 миллиарда рублей финансовой помощи, — сказал Кефер.

Губернатор края Александр Осипов добавил по этой теме, что виновата методика расчетов:

— Минфин считает, что деньги у нас есть, а денег на самом деле нет. По методике Минфин не учитывает, что мы платим его сами. По факту это приводит к сниженной заработной плате по сравнению с другими регионами. Потому что он [коэффициент] не соответствует федеральному закону. Системно снижается заработная плата всему бюджетному сектору края.

Получается, что в Забайкалье есть повышенный районный коэффициент, чего уже нет во многих регионах России, но зарплаты у бюджетников края остаются самыми низкими на Дальнем Востоке.

Чтобы до конца понять, как это возможно, поговорили с министром труда и социальной защиты населения Забайкалья Дмитрием Семеновым, который раньше был заместителем министра финансов края и занимался в том числе темой районного коэффициента.

Дмитрий Семенов занимался районным коэффициентом еще в региональном Минфине

— В 2015 году, когда зашла речь об отмене региональной надбавки в 20% для госслужащих, это был тестовый заход. Хотели пойти по маленьким категориям, обкатать и рассчитать. А потом идти дальше. <…> Мы хотели это сделать, но, кажется, решение просто не назрело. На данный момент ситуация стала настолько тяжелой, что мы уже просто не справляемся. Своих средств перестало хватать, нужно дополнительное финансирование. Отмена нашего районного коэффициента — это первый шаг, — говорит Семенов.

По его словам, районный коэффициент 1,2 для края был установлен еще во времена СССР и продолжает действовать сейчас. Именно это решение по сей день берется за основу органами федеральной власти, в том числе для расчета всех видов финансовой помощи, которая оказывается субъекту РФ. А уже региональный закон № 39-ЗЗК указывает, что районный коэффициент на всей территории края (без учета северных территорий), устанавливается в размере 1,4.

— Мы видим, что при районном коэффициенте в 40% средняя зарплата у наших врачей составляет 76,9 тысячи рублей. А в Приморье, которое несколько лет назад отказалось от региональной надбавки, этот же показатель превышает 100 тысяч рублей. Мы говорим о том, что районный коэффициент никакого влияния на зарплату уже не оказывает. Когда было единое подчинение при СССР, зарплата во всех субъектах была равная, а районный коэффициент в каждом субъекте как раз подтягивал ее до определенного уровня. Но, когда вышли новые федеральные законы и перераспределились полномочия, формирование системы оплаты труда ушло с федерального уровня на уровень субъектов. И теперь всё регулируется окладом, а сверху применяется районный коэффициент. При этом законодательно ничто не мешает нам в данный момент установить оклад в два раза больше, просто на это нет средств. Но, применив к такому окладу даже коэффициент 1,2, мы получим зарплату на уровне того же Приморья, — объяснил Семенов, почему система районных коэффициентов стала утрачивать смысл.

Сегодня, когда федерация считает, сколько денег нужно будет выплатить бюджетникам того или иного региона за год, она исходит из фонда оплаты труда организаций, количества сотрудников, которые там трудятся, и всё это с учетом коэффициента, установленного на субъект Федерации, то есть в нашем случае 1,2. А не 1,4, как это предусмотрено региональным законодательством.

— Если мы такое решение сохраняем, то каждый год приблизительно 3,6 миллиарда рублей недополучаем из федерального центра из-за этой потери в расчетах. Приморцы свою региональную надбавку в 10% отменили постановлением правительства на стыке 2019–2020 годов, потому что столкнулись с такими же проблемами. Теперь у них региональной доли нет и нет формальной проблемы расчетов при оказании финансовой помощи. Тех 3,6 миллиарда рублей, которые мы не получаем, нам очень не хватает. Мы бы вполне могли их использовать на повышение зарплат, на рывок вперед. А пока, если мы убираем надбавку в 20% и индексируем оклад на определенный коэффициент, то зарплата у работников не уменьшится. Понятно, что дополнительная финансовая помощь от Федерации — это отложенное решение, потому сохранение фонда оплаты труда на том же уровне будет ложиться в наши расходы, но мы должны это сделать, — прокомментировал Дмитрий Семенов.

Его ведомство сейчас готовит законопроект по аналогии с решением, принятым в Приморском крае. Министр подчеркивает, что предложение об отмене региональной части районного коэффициента никак не повлияет на уменьшение зарплат бюджетников, а в законе будет однозначно прописано, что зарплата работника не может быть меньше той, что выплачивалась до вступления закона в силу. Если совсем просто, то районный коэффициент власти Забайкалья хотят перенести в оклад, для чего сейчас ведутся расчеты по каждой сфере и буквально по каждому учреждению, чтобы зарплата не стала меньше. Разрабатываются новые формулы.

Новые формулы расчета будут доведены до всех сотрудников бюджетных учреждений, отвечающих за формирование зарплат

— Мы пока говорим только об изменении методики расчета зарплаты, чтобы вписаться в те нормативы, которые ставят нам федеральные органы власти. Расходы для бюджета останутся те же самые, но мы впишемся в единую концепцию по стране. И, как вариант, сможем рассчитывать на дополнительную финансовую помощь, которая позволит сделать систему оплаты труда более гибкой. Мы ни у кого не собираемся отбирать и отдавать другим. Мы просто собираемся повлиять на методики, чтобы были дополнительные средства, — резюмировал глава Минсоцзащиты края.

Он добавил, что концепция законопроекта прежде будет обсуждаться на площадке трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в которую входят представители профсоюзов, сообщества работодателей и правительства края: «Никто принятие закона форсировать не будет. Он будет приниматься в обычном рабочем порядке, чтобы у всех была возможность ознакомиться с проектом, внести замечания, поправки или еще что-то».

На вопрос о том, а может ли сказаться отмена региональной части районного коэффициента в Забайкалье на работниках внебюджетной сферы, Дмитрий Семенов ответил, что закон о коэффициенте 1,4 распространяется только на лиц, работающих в госорганах и госучреждениях края.

— Вероятнее всего, кто-то применяет коэффициент 1,4, а не 1,2, по старой памяти, но на них эти акты, о которых мы с вами говорим, давно не распространялись. Мы поэтому никакого переживания по поводу внебюджета не видим. Та же ТГК-14 и в Бурятии, и в Забайкалье вполне справляется с зарплатами, регулируя их по другому принципу, не по принципу территориальности. Однако всем предприятиям, которые до сих пор применяли такую надбавку, в случае принятия закона об отмене региональной части районного коэффициента, будет рекомендовано либо так же проиндексировать оклады, либо продолжать руководствоваться решением малого совета Читинского областного совета народных депутатов № с/а-47 от 1993 года, которое вводило коэффициент для рабочих и служащих и которое не отменяется, — ответил Семенов.

Решением № с/а-47 предоставляется право предприятиям, организациям и учреждениям вводить по согласованию с соответствующими профсоюзными органами единые для производственных и непроизводственных отраслей районные коэффициенты к заработной плате рабочих.

Мнение профсоюзов

Председатель Федерации профсоюзов Забайкальского края Зоя Прохорова нисколько не сомневается, что власти края просто обязаны сохранить уровень зарплат при любом решении, потому что Трудовой кодекс снижать уровень заработной платы не позволяет.

Зоя Прохорова (слева)

— К тому же в Забайкалье снижать зарплату уже некуда и некому, потому что у нас она самая низкая в ДФО, ниже многих регионов страны. Сейчас в случае желания власти отменить районный коэффициент упреждающим должен быть закон Забайкальского края, регулирующий систему оплаты труда с повышением основного оклада в случае, если 20% будут убраны. И это будет даже не рост зарплаты, чтобы догонять какие-то регионы, а просто компенсация районного коэффициента, — подчеркнула Прохорова.

Она убеждена, что при отмене региональной части районного коэффициента в крае могут пострадать работники, получающие минимальный размер оплаты труда (МРОТ). А их в регионе более 50%. По мнению Прохоровой, для них зарплата также не снизится, но будет расти отстающими темпами, если не будет учитываться региональная надбавка на МРОТ в 20%.

— Столько людей, у которых и так, в общем-то, желания работать нет за такие деньги, да еще и цены вокруг растут быстрее, чем повышается их зарплата. Тарифы выросли в 2022 году в два раза, подрожали транспорт, продукты. Поэтому я сегодня просто не понимаю этот напористый разговор в состоянии неблагоприятной внешнеполитической и экономической обстановки. Разговор ведется давно, что это надо. Но приступить сейчас, когда напряжение в обществе настолько велико? — недоумевает Зоя Прохорова.

Главу региональной федерации профсоюзов также беспокоит, что изменения в зарплатах бюджетников могут стать индикатором для всех остальных работодателей.

— Если у этих сейчас убирают 20%, тогда и я могу маленько тут им не выплачивать. Так, по логике вещей. Поэтому я абсолютно не хочу такое просматривать или позволить до этого дойти. Есть цивилизованное решение вопроса. А чтобы дойти до трехсторонней комиссии, о чем говорит Семенов, нам надо неоднократно собраться рабочей группой, действующей на базе комиссии, и всё обсудить. Отраслевые профсоюзы и министерства должны отработать вместе. А не сразу идти на трехстороннюю, где покричу я, меня поддержат мои председатели отраслевых профсоюзов, а работодатели согласятся с правительством. Мы получаемся одна сторона — у нас будет просто особое мнение. Допустить этого просто невозможно. Всё должно решаться повышением окладов, и мы должны смотреть, что же дальше будет с работниками, получающими МРОТ, как он будет регулироваться и расти, и вообще, как у нас жизнь в Забайкальском крае с этой вот реформой оплаты труда улучшится, — заключила Зоя Прохорова.

Мы попросили главу Минсоцзащиты края Дмитрия Семенова отдельно прокомментировать вопрос, что будет с теми категориями работников, чья зарплата приравнивается к минимальному размеру оплаты труда, в случае отмены региональной части районного коэффициента:

— МРОТ в регионе мы умножаем на 1,7, в том числе на районный коэффициент 1,4 (еще 30% — северная надбавка). В случае отмены региональных 20% районного коэффициента нынешний рост минимального размера оплаты труда просто замедлится. То есть при дальнейшем повышении будет умножаться на коэффициент 1,5, но только у того персонала, у которого зарплата приравнена к МРОТ. Речь о неквалифицированном персонале, то есть уборщицах, дворниках, кочегарах и так далее. У всех остальных зарплата должна быть больше. Но она должна с чего-то начинаться, минимум должен быть всё равно. И от него идет рост. Но важно подчеркнуть, что на переходный период мы эти зарплаты сохраняем. Если сейчас мы 16 242 рубля умножаем на 1,7, то за ними всеми и сохранится 27 611 рублей, то есть такой уровень, какой будет на момент принятия закона. А потом при росте МРОТ летом первый раз зарплата у них не вырастет, а второй раз — в начале 2024 года — вырастет где-то до 5%. То есть они на одну ступеньку отстанут.

То, о чем говорит Зоя Прохорова, что около 50% работников в бюджетной сфере получают на уровне МРОТ, то это так и есть из-за того, что МРОТ растет, а у нас средств не хватает на повышение зарплат высшим ступенькам, потому что мы только и делаем, что доплачиваем до МРОТ. И как раз все на эту зарплату уравниваются. Смотрите, 1 января 2022 года — МРОТ 13 800, умноженный на 1,7, — зарплата 23 000 рублей у МРОТников. 1 июня 2022 года — МРОТ 15 279, умноженный на 1,7, — получается минимальная зарплата у нас 25 974 рубля, то есть уже вполне себе догоняет учителей. С 1 января 2023 года — 16 242 рубля, умноженные на 1,7, — зарплата около 27 000. При следующем росте МРОТ зарплата выпрыгнет за 32 000. Получается, что у неквалифицированного персонала зарплата догоняет тех, кто обладает определенными образованиями и компетенциями. В случае отмены региональной части районного коэффициента темпы роста зарплат у тех, кто получает МРОТ, уменьшатся, а эту высвободившуюся разницу можно будет перенести в зарплаты квалифицированных сотрудников. Мы настолько перезрели в этом решении, что его уже нужно принимать.

***

После бесед с Дмитрием Семеновым и Зоей Прохоровой — 28 февраля — в Чите прошла встреча профсоюзов с представителями власти края, где обсуждался вопрос об отмене части районного коэффициента в Забайкалье. Репортаж об этом вышел на «Чита.Ру» 2 марта.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления