Общество Спецоперация на Украине «Умельцы — фронту». Как возникло и разрослось до миллиона человек движение помощи участникам СВО

«Умельцы — фронту». Как возникло и разрослось до миллиона человек движение помощи участникам СВО

Патриоту важно ощущать, что он нужен стране, которую любит

Умельцы готовят несколько наименований изделий — от ампульниц до танковых проводов
Источник:

Спецоперация на Украине сыграла интересную роль в объединении россиян. Собравшись в группы, люди занялись питанием и обмундированием мобилизованных, сбором средств, плетением масксетей и прочими делами. Истории помощи военнослужащим в общей массе встречаются и очень трогательные: мужчина отдал машину, пенсионер пожертвовал круглую сумму, читинский инвалид занимается 3D-печатью, не вставая с кровати. После публикаций на него вышли представители объединения «Умельцы — фронту», или как написано в их канале «Рукастые ребята со светлыми лицами», и обеспечили оборудованием и расходниками. Объединение мастеров — уникальное, в него собрались люди из десятков городов, чтобы дать армии то, чего у нее нет. Мы поговорили с организатором «умельцев» Сергеем, известным как WarfareDesigner.

Посылка «Умельцев» для прикованного к кровати читинца
Источник:

Интересно, с какого запроса возникла идея делать изделия военного назначения.

— Изначально не было никакого запроса. Я сам офицер, где-то служил, что-то видел, у меня много знакомств. В какой-то момент выяснилось, что на Украине вовсю используют 3D-печать. Стало интересно, а что происходит у нас. Через знакомых удалось найти человека, который делает хвостовики для гранат (чтобы сбрасывать их с коптера. — Прим. ред.) и возит на передовую. Он ввел в курс дела.

А как возникло объединение? Как вливались в него люди — по принципу личных связей или были какие-то призывы или объявления?

— Никто и не планировал собирать толпу по всей стране, но случай все изменил. Товарищ, про которого я сказал, погиб. У нас с ним были серьезные планы, но он уехал в командировку, и через два дня о его смерти сообщили общие знакомые.

А я вспомнил, что во времена пандемии COVID люди собирались и печатали защитные щитки и другие изделия для врачей. Это сейчас печатают хвостовики все, кому не лень, а в начале октября 2022 года ничего толком не было. Захотел вступить в тематическое сообщество какое-то — там все «за мир» или как минимум «за нейтралитет».

В какой-то момент пришла мысль, что надо просто найти человек десять и печатать, хоть как-то продолжить дело товарища. Сделал канал с чатом, накидал основную идею, обратился в телеграм-канал «Два майора», чтобы помогли идею раскрутить. Написал им, лег спать. Утром взял телефон в руки и обалдел: 400 с лишним заявок в духе: «Готов работать. Говори, что делать!»

«Сидел, читал всё это, и ощущение было, что куда-то влип безвозвратно»

Сколько в итоге человек и в каких городах объединены?

— Точного числа участников у нас нет, так как степень участия у всех разная.

Идеей делать хвостовики для наших ребят сейчас «горит» около миллиона человек. Там много стараться не надо — зашел в канал, где публикуются модели, взял и погнал. Периодически в пабликах всплывает фотография какой-то модели из наших архивов с подписью, дескать, вот люди молодцы, изобрели велосипед. Это отдельная тема.

Хвостовик — изделие, казалось бы, простое
Источник:

А есть активные участники, разбросанные по всей стране, их около 500 человек. Они ищут новое, придумывают, улучшают, изобретают, общаются, шлют посылки под нашим «флагом». Есть те, кто работает молча, иногда удивляя объемами произведенного, без лишнего пафоса. Просто человек взял и наклепал 200 хвостов для гранат. Просит куда-то их отправить.

Какие изделия могут изготовить «умельцы»?

— Сейчас у нас четыре направления: хвостовики и все, что с ними связано, изделия для медиков — ампульницы, нефопамницы (специальные контейнеры-хранилища для ампул, в частности обезболивающего препарата нефопам. — Прим. ред.) и прочее, изделия для саперов: щупы, кошки, тралы, боксы и, скажем так, «всяко-разно», независимые и случайные проекты, типа прикуривания (пусковые провода. — Прим. ред.) танков. Кроме того, ряд участников выбрал себе тему, по которой им самим приятно работать, а «Умельцы» — это возможность показать кому-то, что он не один, а часть большого и сильного коллектива. В целом, неравнодушные люди могут сделать что угодно.

По беглому подсчету в чатах представлено не менее 83 наименований изделий, не считая мелких вариаций хвостов. «Умельцы» спроектировали и изготавливают устройство для сброса лекарств с БПЛА по заказу участницы СВО из Забайкалья с позывным Кедровка. Ими продуман весь механизм от самого сброса до контейнера и способа подачи троса с карабином.

А задавались вы вопросом, почему военнослужащих этим не обеспечивает Минобороны?

— Сначала очень злило, что таких банальных вещей, которые делаем мы, не хватает нашим ребятам. Со временем все встало на свои места и появился ответ: военные не могут себе этого позволить. Никто не может себе позволить то, что может сделать объединенный идеей народ.

Средний срок прохождения пути от идеи до модели — неделя. Путь от модели до прототипа — 1–2 дня. Готовое изделие оказывается на передовой в течение месяца, и достаточно быстро мы получаем обратную связь, чтобы сделать правки и повторить цикл. Производство, если можно так назвать, гибкое. Сегодня человек делает хвостовики, завтра будет делать боксы для саперов. Кто-то делает 100 изделий в неделю, кто-то постиг дао и делает 400 в день. Все меняется, и пока кто-то проектирует форму для литья под одно изделие, мы уже получаем на него отзывы и исправляем ошибки.

Ну и, конечно, многим волонтерская суета выгодна. Рынок бурлит — волонтеры покупают, продаваны продают. Только индустрия производства расходников для 3D-печати получила значимый толчок, я уже молчу про закупки принтеров. Война войной, а ни нам, ни кому-то еще никто ничего бесплатно не дает. Даже если взять нашу логистику — компания СДЭК, «Почта России», «Деловые Линии» и другие транспортники прекрасно зарабатывают на СВО. Нам вот помогают добрые люди, предоставившие возможность пользоваться услугами СДЭК, но там ни черта не бесплатно все. Поэтому в целом рынок работает, это хорошо для экономики, так что делать работу волонтеров за волонтеров никто не будет.

Как у вас налажены связи с военнослужащими, ведь не очень же просто это в нынешнее время?

— По их инициативе. Наверное, мы делаем нужные вещи, раз они привлекают внимание. В большинстве случаев военные выходят не сами, а через волонтерские группы. Пару раз было так, что ребята в окопах увидели у других ребят наши изделия и сами вышли на нас. Однажды мне скинули ссылку на наше сообщество и попросили связаться с его админом, ибо нужны были изделия, а цепочка знакомств вывела только на меня.

Есть ли отклики на изделия?

— Отзывы приходят регулярно. В основном слова благодарности, но когда действительно сделали дерьмо, то реакция не заставляет ждать. Мы слушаем мнение тех, кто действительно воюет, они — элита. К сожалению, это пока не все понимают.

Отзывы не всегда бывают цензурными
Источник:

В принципе сам факт того, что мы все спокойно занимаемся тем, чем заняты прямо сейчас, — это потому, что эти парни там — с оружием в руках, в танках, на кораблях, самолетах и вертолетах, в штабах и засадах, на границе, в тылу украинских войск за всех нас пашут. И если у них там не получится — вот тогда взвоют все. Так что лучший отзыв — это когда нам говорят, что наши изделия пригодились в борьбе.

Сколько времени уходит у вас лично на деятельность, связанную с «Умельцами — фронту»?

— Уходит все личное время, которого немного. Служебные задачи и бытовые проблемы никто не отменил, их стало больше. Время такое.

Открытая это деятельность или не совсем? Многие ли в кругу общения знают, чем вы занимаетесь?

— К сожалению, но работа с сообществом носит для меня закрытый характер. Во-первых, есть служба и соответствующие ограничения. Вряд ли ради всего этого кто-то снимет с меня текущие задачи, а ведь можно и вообще попасть на дурака. Один из примеров — случай с Юрием Евичем.

Протокол против военного хирурга, участника СВО Юрия Евича завели после его открытой лекции для сотрудников Росгвардии на Сахалине. Некое должностное лицо УМВД по Южно-Сахалинску увидело в выступлении Евича провоцирование «создания негативной оценки Вооруженных сил РФ ввиду проведения специальной военной операции».

Во-вторых, сейчас любой школьник может пробить личность и натворить дел. Безопасность семьи очень важна.

В-третьих, я не гонюсь за созданием какой-либо лично моей организации, клана, секты, стаи, банды — это контрпродуктивно. Амбиции, конечно, есть, но они вне работы с сообществом. По сути, хочется показать всем, что народ — это не просто серая масса людей, не принимающих решение, а значимая созидающая сила. Или, например, что быть патриотом — это не вымазываться триколором на митингах и махать флагом на камеру. Патриоту важно ощущать, что он нужен стране, которую любит, а наши идеологи до сих пор не знают, как это сделать.

Много желающих помочь? И наоборот — возникала ли неприязнь со стороны знакомых, которые узнали об «Умельцах — фронту»?

— С помощью по-разному. Не скажу за другие города, ибо в том же Белгороде население ощущает СВО на себе, и там больше позитива в отношении тех, кто помогает военным. По моим ощущениям, большинству людей удобнее «не замечать» того, что происходит — зона комфорта.

«Некоторым людям неудобно осознавать, что сейчас где-то под Херсоном сидит их сосед по подъезду и ест сухари с тушенкой. Главное, что это не они там»

Но вот в среде людей неравнодушных, наоборот, весело. Если бы не другие волонтерские группы, то «Умельцев» бы не было. Иногда появляется запрос такого плана, что руки опускаются, а потом внезапно в одном из чатов совершенно незнакомый человек предлагает помощь — и все складывается! Тогда становится понятно, что среди этого вселенского безразличия есть целый пласт людей, на которых все держится, которые не боятся ответственности и труда, которые порвут любого в клочья за свою страну, за свой дом, за свою семью.

Есть много людей, чьи мысли заняты деструктивными, по сути, идеями. По моему мнению, это происходит, потому что у них не было шанса оказаться полезными. Сейчас каждый может сделать что-то важное и стать лучшей частью того, что будет отражено на страницах учебников истории. Мои внуки будут знать, что их дед в это время трудился в тылу, а их мама в этом помогала. Мне кажется, каждый человек сейчас может сделать что-то достойное.

Так что вместе — победим.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
9
ТОП 5
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Гурулев: «С божьей помощью, конечно, можно сделать, но без денег не получится»
Редакция «Чита.Ру»
Мнение
Ну и как ходить по этому льду? Коллапс в Чите из-за снега продолжается
Елена Раздобреева
Редактор
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления