Андрею Яковлеву 25 лет. Жизнь парня дважды менялась кардинально. Первый раз, когда он стал сиротой при живой матери, второй — когда юношу сбила машина. После тяжелых травм, комы, судов у Андрея получилось, казалось бы, невозможное — он начал ходить, и у него родился сын.
Мы рассказывали про Андрея в 2016 году. Он давал интервью после того, как вышел из комы.
«Шел по обочине, ну он меня и снес»
Около восьми лет Андрей живет в статусе инвалида. До детского дома Андрей жил с родителями в Новоорловске Агинского района Забайкалья. Сейчас ему не сразу удается вспомнить, во сколько лет он оказался в детдоме. В аварии парень получил тяжелые травмы головы и долго лежал в коме. У него бывают провалы в памяти, мысли часто путаются, и не всегда получается, как он говорит, сформулировать речь.
Семья стояла на учете как неблагополучная. Отец Андрея умер, а мать часто выпивала. После детдома Андрей учился в техникуме в селе Мангут Кыринского района на сварщика. Занимался боксом, жил в общежитии, писал стихи, строил планы. 12 сентября 2016 года юноша отпросился с пар из-за головных болей.
— Я боксом раньше занимался. Голова стряхнута, постоянно болела. Отпросился в общежитие. Как происходило, особо не помню. Две девочки маленьких, школьницы, шли на перекрестке. Сначала машина в сторону училища проехала. Я девчонкам сказал, чтобы ушли с дороги. Они шли впереди. Шел по обочине, ну он меня и снес, — с трудом вспоминает молодой человек.
Всё случилось в районе 11:30. Андрея сбил 35-летний на тот момент местный мужчина. У него не было прав, вдобавок он был пьян и под наркотиками. После ДТП 17-летнего Андрея в тяжелом состоянии увезут в больницу, где он впадет в кому, а водитель отправится домой, где позже полицейские застанут его спящим.
Большая часть травм, которые Андрей получил при аварии, пришлась на голову: ушиб, гигрома и диффузное аксональное повреждение головного мозга, когда нервные клетки разрывает от удара. Тело юноши пострадало также сильно: переломы, множественные ушибы и ссадины. Андрей перенес несколько операций, в том числе трепанацию черепа. У него была кома 1-й степени, в которой он пробыл около трех месяцев.
— Когда пришел в себя, просто в шоке был. Руки были привязаны к кровати. Мне потом друг, который со мной лежал, рассказал, что я руки грыз, когда в коме был. Я вообще в недоумении, что произошло. Для меня всё пролетело, как одна ночь, — говорит Андрей.
Водителю дали год в колонии-поселении. У Андрея получилось отсудить у него компенсацию в 300 тысяч рублей.
— Что стало с водителем?
— Сдох.
— Из-за чего?
— Спился.
— Вы его простили?
— Не знаю, можно ли такое простить. Всю жизнь мне испортил, лишил всего. Жалко, конечно, что так произошло. Есть как есть, что сделаешь.
Несмотря на неутешительные прогнозы врачей, у Андрея получилось встать на ноги. В результате ДТП юноша стал инвалидом 1-й группы и передвигался только на коляске. Сейчас у него 2-я группа. После комы он проходил реабилитацию. Историю Андрея тогда знали многие. Ему помогала куратор Ольга, она вела страничку во «ВКонтакте», где рассказывала об успехах, проблемах и о том, как помочь юноше.
До аварии у Андрея была девушка, с которой он хотел прожить всю жизнь. Она была рядом с ним в больнице и при реабилитации, но позже они расстались.
После реабилитаций Андрей вернулся в Новоорловск, стал жить с бабушкой. Спустя какое-то время встретил девушку, которая потом родила ему сына Артемку, но отношения у пары не сложились.
— Не сошлись характерами, — объясняет Андрей.
Где сейчас куратор Ольга и как они перестали взаимодействовать, Андрей не может вспомнить.
— Я помню только одно, что в «Спасателе» отдыхал. Потом мужчина, с мамой который жил, приехал и забрал меня в поселок.
Главная мотивация — сын
Около года Андрей живет в Чите. Квартиру он получил как сирота, но пока она ему не принадлежит и находится в спецнайме. Сейчас юноше помогают Ольга и ее муж, который знает Андрея и раньше жил в его родном поселке. Ремонт в квартире делали своими силами.
— Только в 2023-м мы его сюда перевезли, потому что ну а что там? — говорит Ольга.
Со всеми домашними делами Андрей справляется самостоятельно. В квартире ходит без трости, но на улицу обязательно с ней. Гуляет он не очень часто. Это тяжело, да еще может забыть, где его дом и подъезд. Однажды Андрею пришлось проверять ключом от домофона несколько домов в округе, пока он не нашел свой. Из любимых хобби — писать песни. Андрей любит рэп и музыку слушает часто.
Из-за травм Андрей не может сидеть и спокойно стоять, он постоянно перебирает ногами из стороны в сторону. С друзьями общается в основном в интернете, иногда созванивается с бабушкой. Когда в 2017 году была реабилитация, получилось собрать деньги и Андрею купили велотренажер, но он у него уже сломался. Сейчас врачи посоветовали ему беговую дорожку, чтобы постоянно разрабатывать мышцы.
— Требуется постоянно ему массаж. Остеопата назначили нам. Конечно, это всё платно. По направлению мы не можем это сделать, они же частные все остеопаты. Единственное, мы брали направление в «Академию Здоровья» на тренажеры. Но там на тренажерах он будет один сам по себе. Если с тренером от них, то это уже платно. Плюс на очереди мы стоим в санаторий. Может быть, если бы он продолжал реабилитацию, он сейчас уже бы полноценно жил, — рассказывает Ольга.
Главная мотивация Андрея — сын. Ему уже 5 лет. Они общаются каждый день по видеозвонкам и в мессенджерах, иногда видятся. Мальчонка записывает папе очаровательные голосовые, а на тумбочке около телевизора в квартире Андрея стоят фотографии сынишки.
— Сына очень люблю. Сильно похож на меня. Я такой же был маленький, многие говорят, — улыбаясь рассказывает Андрей.
Молодой человек хочет пройти еще курс реабилитации, оформить квартиру в собственность, больше участвовать в жизни сына. Даже с маленькой инвалидной пенсии он умудряется покупать Артемке подарки.
— Хочу восстановиться. Полноценный образ жизни вести. Достойным пацаном быть. Достойно до конца прожить. Сына вырастить. Всё для этого делать буду.