Спорт Красноярский организатор экстремальных соревнований: В России очень мало мест, где кому-то не наплевать

Красноярский организатор экстремальных соревнований: В России очень мало мест, где кому-то не наплевать

Отметить могу Женю Курникова. Это выдающийся MTB-райдер, он строит с друзьями-энтузиастами земляные трамплины, тренируется и растёт. Он, наверное, входит в пятёрку самых крутых райдеров России.

В последний день лета во Дворце молодёжи «Мегаполис» прошёл фестиваль экстремальных видов спорта «Summer Mega Action». Помимо конкурсных выступлений местных экстремалов, на нём с показательной программой выступили ребята из Красноярска и Москвы. Не дадут соврать зрители, мастера паркура, агрессивных роликов, скейтбординга и BMX, были великолепны.

Что, в общем-то, объяснимо — в числе приглашённых — победители всероссийских соревнований, исполнители самого высокого «банни хопа» (прыжка на велосипеде) и просто разбирающиеся в современном спорте люди. Один из них, руководитель красноярского спортклуба «Спортэкс» и вице-президент федерации экстремальных видов спорта Красноярского края Вадим Шадрин, рассказал «Чита.Ру», о том, почему подростки занимаются новыми видами спорта, а недальновидные взрослые — нет, как Россия пробивается на международные соревнования, а Чита имеет своего человека в пятёрке лучших.

Итак, зачем вы приехали в Читу?

Мы приехали, чтобы участвовать в показательных выступлениях. Так получилось, что команда собралась не только из нашего города, но есть и москвич. Велоспорт-ВМХ в Красноярске немного лучше развит, чем у вас. В Чите тоже есть замечательные райдеры, но их мало. Цель нашего приезда и в том, чтобы показать пример для подражания. Это даёт местным райдерам стимул для дальнейшего прогресса. Проверено на практике. Раньше мы ездили по райцентрам Красноярского края с проектом «Кочующая столица». Шлейф после визита в небольших городках остаётся на полгода. Ребята покупают велосипеды, ролики, добавляются в наши группы в соцсетях, создают свои. Если через год приехать в такой городок, то видно, что семена упали в благодатную почву — что-то сделано, построено.

1 из 4

В прошлом году в Чите не было площадки, а райдеров, которые относительно хорошо этим занимались, было, наверное, пять-семь человек. Сегодня уже налицо рост — как в количестве, так и в качестве.

В прошлом году мы принимали участие в строительстве этой площадки. Не могу сказать, что мы плохо делали свою работу. Ценность этой площадки в том, что она находится в хорошем месте, на огороженной территории и практически не имеет ограничений для модернизации. Её можно постоянно достраивать, в зависимости от изменения сегмента спортсменов.

В прошлом году эта площадка появилась, а сейчас ребята-райдеры уже попросили трамплин побольше. Поэтому наша техническая группа приехала чуть раньше, чтобы построить большую разгонную горку и большой трамплин. Этот пролёт — достаточно серьёзный — ребята уже преодолевают. Если будут развиваться агрессивные ролики и скейтбординг, которые пока менее развиты, то есть возможность немножко улучшить секцию для них и расти в этом направлении. Если администрация «Мегаполиса» пожелает построить какие-то сооружения для трейсеров, то у нас есть готовые проекты. Возможности для апгрейда, повторюсь, почти безграничны.

1 из 3

Кого-то из читинцев вы выделить уже можете?

Я многих знаю, но отметить могу Женю Курникова. Это выдающийся MTB-райдер, он строит с друзьями-энтузиастами земляные трамплины (дёрты), тренируется и растёт. Он, наверное, входит в пятёрку самых крутых райдеров России. Конечно он уступает Павлу Алёхину, который считается лучшим в стране и выступает на уровне зарубежных звёзд. Однако у Евгения есть перспективы.

Есть какие-то рецепты, чтобы такой спорт развивался?

Нужно создавать секции, где те ребята, которые чему-то уже научились, передавали опыт молодым. К сожалению, у нас в стране нет готовой организационной структуры, которая могла бы обучить в вузе соответствующих специалистов, чтобы именно они занимались с детьми. Вообще, некоторые виды спорта, признанные официально, то есть включённые в определённый реестр, находятся в России в зачаточном состоянии. По ним не проводятся соревнования, нет методик, систем подготовки и вообще ничего. Это всё нужно создавать с нуля.

В связи с этим, в данной ситуации мне видится только такой выход. Чтобы старшие ребята брали шефство над младшими и занимались с ними. Заниматься, проводить побольше соревнований, привлекать спонсоров, вручать призы. Конечно, подарки не должны быть главным стимулом спортсменов. Однако это тоже немаловажный фактор. Ведь некоторые, чего скрывать, стремятся стать футболистами, не только потому, что им нравится игра, но и потому, что там серьёзная зарплата.

В чём необходимость такого спорта?

Опасения — напрасно это всё или не зря — мне понятны. На самом деле, ответ простой. На площадке «Мегаполиса» могут заниматься любители MTB, BMX, агрессивных роликов и скейтборда. Что это за виды спорта? Скейтбординг и MTB с 2007 года считаются официальными видами спорта в Российской Федерации.

Такая же ситуация возникала с лыжным и сноубордическим слоупстайлом. Мы в Красноярском крае поддерживали эти виды спорта как энтузиасты — строили трассы, проводили соревнования. На протяжении пяти лет, пока мы делали что-то, никто из спорткомитета этим не интересовался. А 5 июля 2011 года Жак Рогге утвердил лыжный и сноубордический слоупстайл в программу сочинской Олимпиады. Через месяц было принято распоряжение и слоупстайл в один день стал и официальным, и олимпийским видом спорта в России. Сборную стали набирать, что называется, «по гаражам, да по стройкам». Получилось, что ребята, которых поддерживали такие же, как мы, энтузиасты в Красноярском крае, в Екатеринбурге, в Питере, в один момент стали костяком сборной России по слоупстайлу. Результат будет печальным — мы потерпим на этой олимпиаде позорное поражение. К сожалению, наши не выступят на уровне зарубежных спортсменов и потеряют самые настоящие полновесные олимпийские медали. А в условиях постоянного геополитического соперничества ведущих держав, такое отношение к перспективным видам спорта является, мягко говоря, недальновидным.

То же самое происходит и здесь, в Чите. Если «Мегаполис» не будет поддерживать такие виды спорта, то рано или поздно, мы потеряем медали на очередной Олимпиаде. Нам не покажут какой-нибудь скейтбординг, потому что наша сборная банально не прошла квалификационный отбор и не получила олимпийскую лицензию. Такое было на летних играх в 2008-м и 2012 году. Наша сборная по BMX-рейсингу не прошла отбор и поэтому не получила лицензию на соревнования в Пекине. Насколько я помню, мужская сборная заняла 22-е, а женская - 24-е место, наряду с Ямайкой и прочими банановыми республиками. Поэтому выступления других спортсменов в этой дисциплине россиянам не показывали. Возможно, для того, чтобы зрители не задавали себе вопросы — а где же наши? История повторилась на Олимпиаде в Лондоне. BMX-рейсинга мы так и не увидели. Потеряно восемь, а с учётом времени для подготовки к пекинской Олимпиаде, то 12 лет. А медаль за победу в BMX это, между прочим, такая же медаль, как, например, за футбол. Получается, что развитие экстремальных видов спорта важно не только с точки зрения физкультуры, спорта и досуга молодёжи, но и для олимпийского движения в целом.

Почему такие виды спорта популярны, хотя и не развиты?

Потому, что для молодёжи это считается крутым методом самоутверждения. Сложный, но престижный, а порой и опасный, образ жизни. Ребята выбирают его и стараются в нём преуспеть, как я думаю, чтобы уважали сверстники, обращали внимание девчонки. Когда человек занимается биатлоном, например, бегает в лесу за городом, где его мало кто видит, такой вопрос не поставишь. Что касается скейтбординга или BMX — ты всегда на виду, делаешь что-то интересное и все на тебя смотрят. Неплохая причина.

При этом перспективы у ребят, в самом деле, неплохие. Взять, например, футбол — это высококонкурентный вид спорта. Чтобы пробиться в крутую команду или стать чемпионом России, нужны очень серьёзные усилия. А в новых видах спорта конкуренция не так высока. Есть, конечно, ребята, которых победить сложно, но их не так много. Тому же Евгению Курникову при стремлении и хорошей подготовке на серьёзных трамплинах можно ворваться в тройку лучших райдеров России и потягаться с Пашей Алёхиным. Хотя соревноваться с ним сложно — он тренируется по шесть часов в день и прогрессирует невероятными темпами.

1 из 2

А как дела с поддержкой экстремального спорта обстоят в целом в России?

Никак, на самом деле. Мы на прошлой неделе были в Новокузнецке — город-миллионник, большой, как мне показалось — там всё только начинается. Местная администрация в сотрудничестве с оператором сотовой связи провела первый праздник, похожий на ваш. Можно сказать, что Чита в этом плане на три года впереди. В Кемерово — столице региона — тоже всё в зачаточном состоянии. В Новосибирске, где живут три миллиона человек, в этом году начал строиться парк. На самом деле Чита — это один из «передовиков производства».

В России очень мало мест, где кому-то не наплевать. В 2009 году специалисты одной из компаний строили у нас парк «Спортэкс». В ней работал знаменитый роллер Артём Зайцев, которого сейчас, к несчастью, нет с нами. Позже мы общались с ним, и он сказал, что компания построила 18 парков примерно за два года и мы единственные, кто вмешивался в проект — что-то меняли, добавляли, убирали. Остальным организаторам было пофиг, что и как будет сделано. Зато намёки на получение откатов были постоянным явлением. История умалчивает, получили ли они личный профит, но факт остаётся фактом.

1 из 2

Есть ли в России люди, которые вошли в историю какого-либо экстремального спорта?

Я знаю двух райдеров — Антон Евстифеев (BMX) и Павел Алёхин (MTB), которые участвовали в международных соревнованиях. Оба, если честно, не преуспели. Однако Павел добрался до полуфинала турнира «Vienna Air King», выступал наряду со Сэмом Пилгримом и Сэмом Рейнолдсом и Эндрю Лакондегаем.

В этом году на чемпионате России красноярец Максим Чуприна занял первое место в дисциплине BMX. А затем на «Adrenalin games» он занял второе место, немного уступив только настоящей легенде — Гаррету Рейнольду. Но я не могу сказать, что Макс стал мировой звездой, а скорее так — выскочкой, случайно не подсидевшей Рейнольда. Пока мы не котируемся на мировой арене так, как хотелось бы.

Дворец молодёжи «Мегаполис» благодарит за помощь в проведении фестиваля компанию «PresentCar» и магазин «Триал-Спорт».

Егор Захаров
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления