СЕЙЧАС -13°С
Все новости
Все новости

Путешествие выходного дня: На собаках по Читинке

Северные породы ездовых собак специально выведены для того, чтобы возить человека и грузы, энергии у них – хоть отбавляй, только и ждут возможности пробежаться, и это не преувеличение – видно, с каким нетерпением собаки предвкушают старт.

Воскресным утром на уличном термометре 30 градусов мороза. Завтракая, я прокладываю в навигаторе маршрут до неизвестного мне Дачного проезда, что в микрорайоне Солнечный. Именно эта улочка, тянущаяся недалеко от берега реки, должна привести меня к месту, откуда забайкальские любители ездового спорта начнут свой первый 20-километровый переход на собачьих упряжках.

В Забайкалье ездовой спорт относительно молод – пионеры этого спорта начали им заниматься шесть лет назад. Формат соревнований не предполагает длинных дистанций, поэтому тренировки в основном проводились по коротким – до 5 километров, и вот родилась идея проверить взаимное сотрудничество собак с человеком на 20 километрах, а кроме того, объединить в одном не соревновательном мероприятии упряжки из собак разных пород.

Обо всём этом мне заранее рассказала руководитель Федерации ездового спорта Забайкальского края Майя Чернышёва, так что я еду посмотреть, как участники будут преодолевать дистанцию, уже имея кое-какую информацию о них.

Старт намечен на 11 утра: не самое тёплое время суток, но кто знает, какие трудности встретятся на пути, удастся ли преодолеть дистанцию за намеченные два часа? День в Забайкалье короток, лучше оставить время в запасе, а мороза не боятся ни собаки, ни люди – участники перехода. За пять минут до старта подъезжаю к месту. Уже вовсю идёт подготовка: готовят нарты, амуницию, проверяют рации. Большинство собак пока сидят в машинах.

«Чтобы зря не нервничали, - говорит одна из участниц перехода, Светлана Михалёва – ведь у них все, как у людей, так же переживают». Хаски Кодар так просился на улицу, что был выпущен и теперь сидит, привязанный к машине, смотрит на подготовку и нетерпеливо погавкивает. Наконец, всё готово, и хозяева выводят собак.

Майя ведёт свою тройку – две малинуа - бельгийские овчарки, и гончая, Светлана выпускает на волю двух маламутов, у Ирины упряжка состоит из трёх собак породы хаски, у Дмитрия – как и у Светланы, тоже пара маламутов. Северные породы ездовых собак специально выведены для того, чтобы возить человека и грузы, энергии у них – хоть отбавляй, только и ждут возможности пробежаться. Это не преувеличение – видно, с каким нетерпением собаки предвкушают старт, некоторые прямо рвутся бежать, и хозяевам приходится и уговаривать, и строго командовать: сидеть!

Побежали. Четыре человека едут на собачьих упряжках, а группа поддержки, состоящая из родственников и близких друзей – на машинах. Упряжка Майи сразу берёт очень высокий темп и уходит вперёд. Хочется сфотографировать всех, но участники довольно сильно растягиваются по дистанции: кто-то бежит быстрее, кто-то медленнее, поэтому решаю остановиться и подождать всех участников, которые вскоре поочерёдно проезжают мимо.

Замёрзшая река петляет, вскоре заканчиваются дома на берегу, и мы остаёмся наедине с природой. На пятом километре дистанции запланирована первая остановка, но участники пробегают заранее нарисованный на снегу крест, даже не заметив его – так увлеклись процессом. На седьмом километре Майя спохватывается и останавливает собак: пусть отдохнут. Животные уставшими не выглядят, напротив, рвутся бежать дальше. Вскоре подтягиваются остальные участники перехода – никто пока не устал, вот только людям жарко, несмотря на мороз. Майя снимает перчатки, а на её ресницах блестят намёрзшие льдинки.

Едем дальше. Пейзаж радует сплошной белизной, пока нам не встречается никаких особенных препятствий, так что процесс идёт гладко: собаки бегут, чётко выполняя команды, а это не только «вперёд» и «стоять», а ещё и «влево» и «вправо» - эти понятия собакам тоже хорошо знакомы. Пару раз попадаются бродячие собаки, но ездовые – молодцы, не отвлекаются на посторонних, бегут вперёд.

Вероятно, это из машины кажется, что всё просто, а на самом деле каюр должен постоянно направлять собак, на пути попадаются мелкие проблемы: палки, ветки, выбоины, перепады высот.

Где-то на пятнадцатом километре – серьёзное препятствие: лёд залит водой. Собаки могут обойти разлившуюся воду с краю, по узкой полоске сухого снега прямо под берегом, но на машинах там не проехать. После короткого совещания решено попробовать всем вместе объехать опасное место по берегу: не хочется оставлять участников перехода на упряжках одних на реке без поддержки машин. Мало ли, что! Всё-таки это река, и хоть лёд крепкий, но раз пошла вода – не угодить бы где-нибудь в полынью, пусть и неглубокую. Найденная на берегу дорога со следами автомобильных колёс довольно скоро уводит нас слишком далеко от реки – очевидно, что она ведёт на трассу, а по трассе на нартах не поедешь. Решено – участники с большой осторожностью объедут опасное место, не заезжая на разлив воды, а машины пойдут в объезд. Провожаем участников обратно на лёд, фотографируем реку – очень красивое место! И направляемся прямиком к Верх-Чите, где запланирован финиш маршрута.

Пока выбирались на трассу, пока искали съезд обратно к реке, участники перехода уже успели благополучно обойти опасный участок и добраться до финиша. Все довольны и счастливы, и собаки, и люди. На финише ждёт тёплая палатка для обогрева, но греться никто не идёт – всем жарко и так.

Поделиться

«Для меня лично этот переход был проверкой сотрудничества с собаками. Конечно, мы и раньше просто дома ездили именно в таком составе, но не более 14 километров и то по семь туда обратно с остановкой для отдыха и игр. Но как это будет, если непрерывно проехать большую дистанцию? Потеряют ли собаки контакт и интерес к гонщику? И вот осуществили. По моим собакам теперь могу сказать на 100% - контакт держат и взаимное сотрудничество есть. На протяжении всей дистанции ни одна из моих собак не кинула меня, а чётко мне доверяла, когда я их направляла голосом. Несмотря на все сложности какие нас там встретили - бездомные собаки, скот, вода, перепады высот, ветки, гололёд и прочее, они ответственно выполняли работу, помогали, когда было трудно мне и принимали от меня помощь когда было сложно им. Именно в этот день я поняла что значит работать как одно целое» - вот как делится впечатлениями от перехода Майя.

Поделиться

Светлана Михалёва тоже рада первому серьёзному походу: «Мы это сделали! Моему счастью и восторгу нет предела! Мы прошли все 20 километров на упряжках. Никто не испугался, не отказался, не сошёл с дистанции, всё обошлось без травм. Трасса была разной. По реке идти было легче, когда вышли на дорогу, начали заплетаться лапы у собак, узковата колея для нас была, одна собака бежала по укатанному снегу, другая по обочине, по рыхлому. Приходилось много толкать и бежать рядом с нартой, хорошо, что это было всего пару километров. Но когда свернули обратно в сторону реки, дорога стала неровной и стало очень интересно. Мне понравилось. По реке пошли опять ровно. Останавливались на отдых - минут 15-20 - после первой десятки километров. Затем остановка была техническая, но тоже успели отдохнуть. А ещё были очень красивые места, так приятно ехать, даже успела посмотреть по сторонам, небольшой релакс. Честно, даже удивилась, когда поняла, что мы уже доехали. Когда остановились в лагере, я поняла, как я устала, хотя на автомате ещё сколько-то могла бы идти».

Этот поход — как пёсий носик в ладошку — волнителен и свеж. Не только из-за мороза, но и новизны ощущений. Таким вот может быть выходной день — экспериментальным, но полным единения с природой, немного экстремальным. Верх-Чита, конечно, не Северный полюс, но что-то от приключений Амундсена в этом есть.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter