Одна из главных транспортных артерий Читы — улица Бутина — в 2023 году пережила глобальный ремонт. Изменения затронули больше 2 километров дороги, повезло и тротуарам. В январе 2024-го, несмотря на гололед и лежащую под ногами корку спрессованного снега, мы решили прогуляться по улице, чтобы оценить, качественно ли подрядчик сделал свою работу и стала ли Бутина удобнее для автомобилистов и пешеходов.
Всего в 2023 году по нацпроекту «Безопасные качественные дороги» (БКД) отремонтировали больше 30 километров дорог в Читинской городской агломерации. «Чита.Ру» уже устраивало свою приемку улицы Журавлева после ремонта по нацпроекту. Без замечаний тогда не обошлось: обращали на себя внимание торчащие кое-где люки, уже скрошившиеся местами бордюры и отрывающаяся тактильная плитка. В целом же мы сделали вывод, что улица преобразилась.
Улицу Бутина ввели в эксплуатацию после ремонта в октябре. Стоимость работ составила 159 миллионов рублей — за эту сумму подряд забрала компания ООО «Стройсервис», снизив начальную цену контракта со 185 миллионов рублей. Отремонтировать нужно было протяженный участок от улицы Новобульварной до улицы Петровской, то есть практически до вокзала. И там же захватить участок Петровской — от Бутина до Ленинградской, представляющий из себя дорогу со сплошными парковками.
По данным с официального портала Забайкальского края, на улице обновили не только дорожное покрытие, но и уложили более 20 тысяч квадратных метров плитки — это как четыре футбольных поля. Часть тротуара заасфальтировали. Установили 422 новых дорожных знака. Ремонтировали парковки, примыкания к улице, а бордюры заменили. Так как на этой улице очень высокий трафик движения, в том числе по ней проходят маршруты общественного транспорта и троллейбусная линия, то ремонт дороги делали по ночам, а плитку укладывали днем. В отчете всё это выглядит эпично. И, как оказалось, на деле тоже совсем неплохо.
Мы спускаемся вниз от Новобульварной. К дорожному полотну, что постелили на улице Бутина в прошлом году, вопросов нет вообще (гололед во внимание не берем). Всё ровно, никаких выбоин, да и на перекрестке с Новобульварной нет каких-то явных стыков. Схема движения здесь, кстати, после ремонта не поменялась. Как была левая полоса для поворота налево, а правая для проезда вверх по Бутина и направо, так и осталась. Хоть и некоторые водители, в том числе троллейбусов, о чём нам не раз сообщали в редакцию, даже и этой достаточно удобной схемой пренебрегают.
По тротуарам вопросов тоже не возникает — всё ровно и пока под снегом, но в глаза бросаются полумертвые кусты. С годами зеленых насаждений на Бутина стало явно меньше, если сравнивать с фотографиями, например, 2021 года. Ветки тополей подрезали, кусты как-то притоптали, но не убрали. Напротив — в районе остановки «Бутина» — виднеются саженцы. Но часть из них кто-то оборвал и подрубил, кое-где остались голые палки. Понятно, что сейчас зима, и разговор о зелени заводить рано, но даже по тому, что из насаждений осталось, можно судить, что этого недостаточно, пустовато. Хотя кое-где видны прижившиеся елки.
Что касается парковок, то они на Бутина получили качественное преобразование. Их заметно привели в порядок, расширили где нужно, а практически перед каждой поставили соответствующие знаки, на которых изображен способ постановки автомобиля на стоянку. Там же, где знака нет, соответственно, нужно парковаться параллельно краю проезжей части. Но в некоторых «карманах» на Бутина это неочевидно. Они глубокие в сторону тротуара и непротяженные, что так и подталкивает водителей ставить машины «ёлочкой». Но знака там нет, значит, по правилам нужно парковаться вдоль, а не поперек. И если так, то войдет одна машина, а если не по правилам, то три. И они никому не будут мешать. Здесь, кажется, нужного знака недостает.
Но есть и парковки на Бутина, где со знаками всё в порядке, но водители всё-равно ставят машины кто во что горазд. Тут либо невнимательность, либо наглость.
Однако чаще всего на этой улице водители теперь паркуются так, как положено. А парковочных мест будто бы стало больше. Просто их сделали более цивилизованными и понятными. Особенно если следуешь правилам и «не торчишь» на проезжую часть. Теперь всё предусмотрено. И это огромный плюс.
Не знаем, что будет с наступлением тепла, но сейчас асфальт на улице Бутина выглядит отлично — ровный и без выбоин, причем повсеместно. И, что еще более удивительно, люки на дороге сейчас сделаны идеально — не выше и не ниже уровня. Ни одного провалившегося или торчащего не нашли. Сидят, как влитые. К примеру, на улице Журавлева, которую ремонтировал в прошлом году тот же подрядчик, не всем люкам так повезло.
Нет вопросов и к бордюрам. Смотрятся, как новые. И, что важно, невысокие. Отчетливо это можно отследить по тому кусочку дороги, что сделали у вокзала (отрезок Петровской от Бутина до Ленинградской). Раньше там из-за высоты бордюра невозможно было припарковаться близко к тротуару, поэтому и проезжая часть казалась визуально уже, чем есть. Сейчас же она выглядит просторной, а машины не царапают бампером о бордюрный камень.
Возможно, кто-то из водителей может посчитать за минус появившиеся «лежачие полицейские». На том же перекрестке Бутина и Хабаровской. Причем положили его, если ехать вверх, не прямо перед пешеходным переходом, а еще до перекрестка. И затем после «зебры». Таким образом, как мне кажется, этот участок дороги только выиграл, будто бы успокоился. Пешеходы получили больше безопасности, а водители, двигающиеся по Хабаровской, чуть больше возможностей для маневра.
И если водители на обновленной Бутина получили ровную дорогу и понятные парковки, то пешеходы, как вы сейчас сможете убедиться, выиграли от ремонта даже больше.
Во-первых, тротуары действительно стали лучше. Плюс мы смотрели на путь от Новобульварной до вокзала с точки зрения доступной среды. Представляли, как по этой улице шла бы мама с коляской или передвигался инвалид. Спустившись вниз до Балябина, я не увидел ощутимых препятствий. Где надо, бордюр становится вровень с дорогой, а тротуар плавно меняет уровни, без резких перепадов. Есть тактильная плитка, а от парковочных мест для инвалидов в бордюрах также сделаны проходы. Эту идиллию прерывает участок тротуара от Балябина до Хабаровской, где, кажется, совсем забыли про пандусы и плавные переходы. Если бы наша гипотетическая мамочка добралась на прогулке до этого места, ей пришлось бы нелегко, учитывая, какие возвышенности нужно преодолеть. Не говоря уже о том, что инвалид-колясочник сам бы здесь точно не проехал.
И вроде таких мест на улице немного, но впечатление немного портится. Возможно, в будущем эти участки тротуара доработают.
Во-вторых, качественные изменения претерпели остановки. Их приподняли, выложили плиткой, установили новые остановочные павильоны, оборудовали подъезды для маломобильных граждан, тактильную плитку вмонтировали прямо во всю длину у проезжей части, рядом установили новые заборчики, причём не только у остановок. Чтобы пешеходы переходили дорогу только там, где положено.
И отсюда вытекает в-третьих. Количество пешеходных переходов на улице Бутина заметно выросло. Например, «зебры» появились у торгового центра «Шоколад» и в районе улицы Балябина. Знаки, предупреждающие о пешеходных переходах — тоже новые, причем местами двухъярусные (чего раньше не было), чтобы можно было их заметить, если двигаешься за высоким троллейбусом. Такой же высоченный знак можно встретить, скажем, в районе пересечения Бутина с Лермонтова.
Появились пешеходные светофоры со звуковым сигналом на нескольких оживленных перекрестках. Например, на перекрестке Бутина и Чкалова (по всему периметру), а также на пересечении с Амурской у Кафедрального собора, где сейчас по светофору пешеходы пересекают перекресток разом со всех направлений.
Мы обязательно прогуляемся по обновленной улице Бутина весной или летом, когда рассмотреть тротуарную плитку или новый асфальт можно будет гораздо лучше и внимательнее. Но пока что впечатление отремонтированная улица оставляет сугубо положительное с небольшими замечаниями. Каких-то глобальных проблем на данном этапе нет, а появившихся для водителей и пешеходов плюсов набирается целый список. Если бы ни этот надоевший всем горожанам гололед, а так — однозначно зачет.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Стройсервис», занимавшееся ремонтом улицы Бутина, зарегистрировано в рабочем поселке Таврическое Омской области. Гендиректором является Яков Вагнер, в числе учредителей помимо него значатся еще три человека. По данным на конец 2022 года, выручка компании выросла на 19% и составила 7,4 миллиарда рублей, а чистая прибыль — 610,5 миллиона (в 2021 году было 174,7 миллиона).