Пассажиры маршрутки № 135 (она же 35-я) с декабря страдают из-за отсутствия автобусов. Жалобы на сбои в редакцию «Чита.Ру» поступают почти ежедневно. В первой половине января люди остались отрезаны от города, словно живут не под Читой, а на необитаемом острове. Мы попробовали испытать и передать боль жителей и проехались на утреннем рейсе с конечной остановки в Смоленке. Возможно, это поможет людям, которых пока не слышат ни перевозчик, ни администрация, а за попытку заявить о себе на сходе их наказывают штрафами.
Чтобы мониторить наличие маршруток и не простоять на остановке зря, у жителей Смоленки есть группа «Пассажиры 35 маршрут» в Viber, которая насчитывает 679 человек. В этой же группе есть перевозчик Алексей Часник, который информирует о внезапных изменениях в расписании движения (но, как признались жители, такое происходит не всегда, и чаще всего они всё равно остаются в неведении).
Проехаться на проблемной маршрутке из города в Смоленку ради репортажа еще на прошлой неделе пытался мой коллега Егор Захаров, но у него не получилось — простояв около 40 минут на морозе, он так и не дождался транспорта.
Чтобы снова не простоять просто так, мы узнали наверняка в вышеупомянутой группе, будет ли автобус. В 21:00 Часник написал, что с конечной остановки «СНТ "Сосновый"» по графику выйдут два автобуса № 135 — в 06:45 один и в 07:45 второй, а также маршрут № 35 в 07:10.
Увы, попасть на первый автобус в 6 утра не вышло (водитель такси «Максим» Павел, если ты вдруг читаешь это, спасибо тебе, негодник). Успел на второй автобус. К счастью, именно на первых двух рейсах основной аншлаг. Такси утром от центра до конечной остановки в СНТ «Сосновый», кстати, обошлось в 560 рублей.
К счастью, рейс не сорвался и даже был вовремя — в 07:30 маршрутка уже стояла на конечке. Попробовал поговорить с водителем в пока еще пустой маршрутке, он оказался новеньким и не очень многословным — всего второй день на 135-м. О случаях с внезапными и частыми поломками машин не в курсе и с конфликтами с пассажирами не сталкивался.
— Вчера тут [на конечной остановке] два человека было всего, проезд 50 рублей — больше на солярку сжигаешь. Нерентабельно, — сказал водитель.
На первой остановке сели две пожилые женщины. По их словам, сейчас первые рейсы стали чаще приходить по расписанию. Но не всегда. И следующие, уже дневные рейсы частенько пропадают. Даже вот сегодня обещанный утренний автобус внезапно не приехал.
— Должна была быть машина на 07:10, Часник писал в группу. Мы пришли туда в 06:50, то есть от СНТ «Сосновый» только что отошла маршрутка, которая на 06:45. Я думала, ну, может, опаздывает, но нет. Пришлось стоять час, ждать следующий маршрут с «Соснового», который на 07:45, — рассказала пассажирка.
Почему не выехала маршрутка — неясно. Но никакого предупреждения от перевозчика заранее не было. О том, что водитель не вышел на работу, Алексей Часник написал в группу уже постфактум, после вопроса пассажирки. И происходит такое, по словам людей, нередко. Во внезапные и частые поломки машин, которыми всё объясняется, люди не верят: «У перевозчика в запасе есть большой автопарк. Почему просто не заменить машины?»
Женщины не разгневаны из-за проблем, скорее замучены и раздосадованы. Но претерпевать местным приходилось многое: когда маршрутка не приезжает, люди вынуждены ехать на такси, а стоит оно 400–500 рублей в одну сторону, в январе у некоторых ценник и вовсе подлетал до тысячи. Те, кому такси не по карману, поутру идут пешком по 5–7 километров до Смоленского кольца, чтобы сесть уже на другой, 136-й маршрут. И это по лютому морозу и в страшной, кромешной темноте — фонарей на дороге нет. Пейзаж и путь, по которому приходится пробираться, — ниже.
Жители Смоленки, сплоченные одной бедой, стали приходить друг другу на выручку. Если видят утром пешехода на дороге — сразу понимают, в чем дело, и обязательно подбросят. Причем до проблем с 135-м маршрутом так на трассе никого не подбрасывали.
— Лично я так не ходила, но мы с мужем подвозили много раз таких людей, всегда подвозим. Жители СНТ взаимовыручают друг друга в этом плане. Хотя бы до «цивилизации» мы всегда довозим, хотя бы до того же кольца, — рассказала одна из женщин.
Она рассказала, что у нескольких соседних дач на конечке даже появился специальный чат, где местные автомобилисты предлагают подбросить до города, а не попавшие на маршрутку ищут попутку.
Но если в будни маршрутки стали появляться более-менее чаще, как отмечают сами пассажиры, то самая большая проблема — выходные, когда маршрутки не ходят вообще. И из-за этого местные даже уже не планируют поездки в город.
— Когда последний раз я в выходной уезжала, даже уже забыла. Это было очень давно, не помню, по-моему, если честно. Если надо кому-то в город — кому в парикмахерскую, кому в магазин, то едем только на такси либо на попутках.
Из-за проблем со 135-м все жители Смоленки часто опаздывают на работу, приходят позже на час-полтора. Но все работодатели относятся к этому с пониманием, так как в курсе проблем со злополучным маршрутом и «понимают, где живут их работники». За опоздания, однако, жителям приходится работать в обед, чтобы наверстать упущенное время.
— Меня последние дни вообще привозила начальница на машине. Приезжала и забирала меня по своей инициативе, когда вообще не было маршруток, — рассказала одна из пассажирок.
Школьники и студенты тоже опаздывают из-за маршруток на занятия. Поговорил немного с пассажиркой, ученицей 27-й школы, говорит, учителя тоже не ругаются и понимают ситуацию. Но если ученикам 27-й школы повезло и там работает школьный автобус, то вот ученики других школ могут пропустить и половину учебного дня.
Тем временем на второй остановке пассажиров в салоне уже восемь, а на гостинице «Амур» — четвертой по счету — все места уже заняты и один пассажир едет стоя. Почти все пассажиры Смоленки — женщины в возрасте, есть лишь двое мужчин и одна девочка. Пассажиров, ездящих на маршруте, стало кратно меньше — зачем ждать машину, которая может и не приехать?
— Раньше мы на этой остановке «Амур» даже не могли зайти, всё было набито битком, пока маршрутки ходили нормально. Люди уже отчаялись и не ждут — теперь кто на попутках, кто на маршрут № 136 садится. И причем 136-й не останавливается, потому что полный ходит, — рассказывает пассажирка.
Из-за проблем с перевозками напряженные отношения сложились и с другими маршрутчиками. Ходят разговоры, что несколько раз водитель 136-го маршрута выгонял часть людей, аргументировав это тем, что они пассажиры проблемного 35-го. По словам пассажиров, доехав до ТЦ «Арена» или Царского, водитель сказал выйти тем, кто живет за Смоленкой. Несколько человек писали об этом в группе пассажиров в Viber. Конфликты случаются и с самими водителями прямо в салоне 135-го.
— Люди обозлены и, конечно, могут высказать свое мнение. Но мы сейчас в основном вступаем [в конфликт] с перевозчиком.
Пассажиры рассказали, что есть даже еще одна, вторая группа в Viber — «Маршрут 35», там состоят люди, которые сильно возмущались в первой группе с перевозчиком. По словам пассажиров, исключил их из общей беседы за оскорбления в свой адрес сам Часник. Сейчас там 356 участников.
Отдельно возмущены пассажиры и штрафами двум участникам схода из-за проблем с перевозками.
— Их не должны были штрафовать, несправедливо. Они же решали проблему всех пассажиров, не они одни же ездят. Но получилось, что они самые крайние. Штрафы-то они быстро назначили, а почему-то, когда не было маршруток, они так же быстро не решали вопрос, — отметила пассажирка.
Пассажиры рассказали, что писали обращения и президенту, и в администрацию, и Инне Щегловой, но везде идет отписка: «Передано сити-менеджеру». От нее, в свою очередь, ответ: нехватка водителей. И проблему никто не решает. Признаются, правда, что после огласки стало действительно получше. Много не просят — автобуса раз в час вполне достаточно.