Чита, в отличие от многих других сибирских городов, не славится обильными снегопадами — за всю зиму их можно сосчитать на пальцах одной руки. Да и сам город не такой уж и большой, чтобы невозможно было его охватить при уборке. Тем не менее проблема скользких дорог в Чите повторяется из года в год и как эстафетная палочка передается от одного руководителя городской администрации к другому. Зимой 2023 года, когда выпал первый снег, техника вышла на улицы оперативно и коллапса удалось избежать, но потом город всё равно сковало льдом. И даже сильнее, чем в прошлые годы.
Мы поговорили с главой комитета ЖКХ администрации Читы Мариной Поповой, чтобы понять, как устроена уборка дорог, в чём заключается проблема и сколько еще мы будем скользить.
- Кто убирает город
- Логика и приоритетность уборки дорог
- Нехватка денег
- Реагенты
- Техника
- Нехватка людей
- Тротуары
- Главная проблема города
- Раньше было так же мало денег, но было не так плохо. Почему?
- Почему в этом году хуже?
- Как оценивает ДМРСУ
- Можно ли привлечь УК к уборке дорог?
- Площадь Ленина
- План, как не повторить эту зиму
Кто убирает город
Сейчас главный генподрядчик по обслуживанию дорог в Чите — Забайкальская дорожно-строительная компания (ЗДСК). Компания сменила ДМРСУ, которое обслуживало дорожную сеть города долгие годы, но теперь находится в долгах и контракты не заключает.
Обслуживать дороги Читы компания будет за 77,3 миллиона рублей. По данным сервиса «Контур.Фокус», ЗДСК была создана в октябре 2011 года. Директором и владельцем компании является Алексей Зимин. Выручка на конец 2022 года составила 83,9 миллиона рублей, что ниже результатов предыдущего года на 42%. Чистая прибыль — 112 тысяч рублей. С момента появления фирма была участником 34 контрактов по госзакупкам на общую сумму 1,3 миллиарда рублей.
ЗДСК чистят дороги в Центральном районе города, по договору субподряда работают еще несколько компаний: ИП Фильшин, который убирает дороги в Ингодинском районе, компания АДС, занимающаяся очисткой улицы Бабушкина, компания ИНЖ ФГ, убирающая улицу Ленинградскую, Черновский район официально закреплен за компанией «Авелина». Остальные работы по содержанию выполняет ДМРСУ.
Логика и приоритетность уборки дорог
Приоритеты по уборке улиц от снега и наледи зависят от транспортной нагрузки и предписаний правоохранительных органов, в том числе ГИБДД. При снегопаде дорожники в первую очередь убирают площади, остановки и маршруты движения общественного транспорта, особое внимание уделено поворотам. Кроме того, в приоритете школьные маршруты, а также центральные улицы.
Из специфического — в первую очередь убирается трасса на Молоковку, так как у нее крутой уклон и по ней возят мазут, необходимый для работы городских котельных. Если автомобиль не сможет там проехать, жители города могут остаться без тепла. Еще отсыпают крутые подъемы, на которые может не заехать техника «Олерона+».
Днем уборка снега осложнена большим количеством припаркованных автомобилей, поэтому часть работ администрация может переносить на раннее утро или, наоборот, на позднее время суток.
Что касается тактики очистки, то пескосоляные смеси используются только при температурах до -20 градусов. Поэтому чаще прибегают к простому отсеву дробления (песку с более крупной фракцией. — Прим. ред.). Он используется, когда температуры воздуха очень низкие и реагенты бессильны.
Когда снег выпал недавно и он лежит рыхлый, не уплотненный, администрация использует механизированную очистку — проезжает трактор с щеткой либо комбинированная дорожная машина, которые просто сметают снег с дороги. Когда снег уже уплотненный, с накатами, тогда прибегают к реагентам. Использовать их однако можно не при любой температуре, для каждого реагента свои пределы, но все они неэффективны при сильных морозах. После обработки дороги реагентом лед соскабливают техникой — отвалом либо грейдером.
Нехватка денег
Всего на 2023 год городу на уборку дорог было выделено 300 миллионов рублей, а в конце ноября прошлого года при корректировке бюджета дополнительно выделили еще 100 миллионов — итого 400 миллионов в год при нормативном содержании в 1,95 миллиарда, то есть городу выделяется только одна пятая часть от необходимого размера. И такая ситуация повторяется из года в год: в 2020 году на дороги было выделено всего 106 миллионов, когда нормативное содержание было порядка 600 миллионов. В 2021 году город получил 137 миллионов, в 2022 году — 224. В 2024 году администрации Читы уже выделили 400 миллионов рублей при той же потребности в 1,9 миллиарда.
Мы спросили Марину Попову, можно ли что-то вообще с этим сделать, например распределять больше денег на дорожные нужды на этапе проекта краевого бюджета в Законодательном собрании:
— У нас финансирование на содержание уличной дорожной сети выделяется из краевого бюджета, из дорожного фонда. И поэтому мы также отрабатываем с Минстроем и ответственными заместителями губернаторов.
— Пока тупик, да?
— Ну не тупик. Если говорить о том, что в 2020 году выделяли 120 миллионов, а сейчас до 400, то прогресс есть — в три раза, можно сказать, увеличили. Но, к сожалению, за этот период выросли расценки на топливо, увеличился МРОТ, соответственно, людям зарплату надо платить больше и уровень инфляции тоже отразился. Поэтому эти 400 миллионов, наверное, — это те же самые 120, которые были в 2020 году. Но есть у губернатора всегда такое замечание, что сколько бы денег ни выделялось, к сожалению, качество выполняемых работ страдает.
Реагенты
С наледью в городе в основном борются только песком, реже солью. У соли есть большой недостаток — ниже -20 она уже не действует, что не очень актуально для наших морозов. Причем, как отметила Попова, посыпались дороги не технической, а поваренной солью. Хоть пескосоляная смесь и помогает найти сцепление с дорогой, но очень ненадолго.
Для лучшего эффекта раньше администрация использовала на дорогах специальный жидкий рассол. Но читинцы жаловались на его едкость и вред для машин, обуви и окружающей среды. С конца 2022 года этот рассол в Чите не используется, так как прекратились его поставки — карьеру в Иркутской области, откуда он брался, не продлили лицензию. Администрация долго пыталась наладить контакты с месторождением, которое обещало возобновить поставки после Нового года, но этого не произошло. Марина Попова отмечает, что, несмотря на критику рассола от жителей, такой скользкости на дорогах не было.
Альтернативу рассолу городские власти нашли в начале 2024 года по предложению нового генподрядчика ЗДСК — это противогололедный реагент «Бишофит». При тестировании он моментально растопил наледь и восхитил мэрию. Сити-менеджер Инна Щеглова в своем канале презентовала реагент так:
— Это природная кристаллическая соль белого цвета, широко применяемая в мире в качестве антиобледенителя. «Бишофит» экологически безопасен и эффективен при любых погодных условиях. «Бишофит» буквально на глазах расплавил снежный наст на участке улицы Журавлева, после чего его осталось лишь убрать с дороги. Надо отметить, что нынешняя зима показала, что не все реагенты, которые использовались на наших дорогах ранее, могут эффективно действовать в условиях низких температур. Будем внедрять его в очистку от снега не только проезжей части, но и пешеходных дорожек, наряду с существующими методами.
Но не всё так гладко. Во-первых, это достаточно дорогостоящий в сравнении с другими реагент, а во-вторых, вопреки уверениям администрации Читы, «Бишофит» представляет серьезную опасность. В Москве его применение на дорогах запретили через суд в 2005 году, а в Ростове группа местных активистов выходила на улицу с пикетом против использования опасных химических веществ в городе.
То, что «Бишофит» считается опасным средством для обработки городских улиц, подтвердили независимые экологи. Вещество относится ко второму классу опасности.
— Использование «Бишофита» в качестве противогололедного реагента крайне нежелательно, а в больших и неконтролируемых объемах просто недопустимо по целому ряду причин. Хлорид магния, он же «Бишофит», очень токсичен. Он относится ко второму классу в разряде высокоопасных веществ. Попадание соединений такого уровня токсичности в организм может пагубно сказаться на здоровье, — поясняет кандидат химических наук, специалист центра независимой химико-экологической общественной экспертизы Максим Дунаев.
Запретивший «Бишофит» Арбитражный суд Москвы установил, что хлорид магния превышает требования отраслевого дорожного методического документа по плотности, вязкости и коррозионной активности и в «Бишофите» содержатся в значительных концентрациях соединения потенциально токсичных элементов (первого и второго класса опасности): тяжелых металлов; галогенов — фтора, брома и йода. Они же оказывают разрушающее действие на дорожное покрытие.
Комментаторы «Чита.Ру» обратили внимание, что администрация Читы поясняла жителям, возмущенным скользкой площадью Ленина, что использовать «Бишофит» там нельзя из-за плитки, и непохоже, что такое противопоказание было бы у безвредного реагента.
Техника
На конец 2023 года во всех районах Читы работало 35 единиц техники. Попова отмечает, что городу нужно больше снегоуборочных машин, чтобы захватить во время снегопада площади и дороги по максимуму. Так, в Чите сложился дефицит комбинированных дорожных машин (КДМ) и компактной техники, которая используется на тротуарах и распыляет реагент, так называемых бобкэтов. Не хватает в городе не только снегоуборочных машин. Нет, например, вакуумных машин, в простонародье называемых «насосами». Они предназначены для откачки луж в теплое время года.
Купить недостающую технику администрация не может опять же из-за нехватки денег:
— Так как у нас свое муниципальное предприятие было (ДМРСУ. — Прим. ред.), и администрация выступает его собственником, то это возможно, что мы могли бы оснастить свое предприятие техникой. Но у администрации города бюджет тоже дефицитный, — говорит Марина Попова.
Чтобы пополнить автопарк, администрация подает заявки на различные президентские программы и национальные проекты, но пока результатов они не принесли. Марина Попова признаётся, что для того, чтобы результат от чистки дорог был заметен в районах, машин должно быть как минимум в два раза больше.
— У нас в Черновском районе работал, например, один бобкэт и маленький грузовичок, а на самом деле нам только на один Черновский район надо три КДМ как минимум, которые бы могли нам во время снегопада чистить и распределять пескосоляную смесь, или маленькие тракторы МТЗ, которые со щеткой ездят. Поэтому я думаю, что, наверное, если только брать КДМ, у нас должно их шестнадцать штук работать одновременно. Сейчас работает штук восемь.
Нехватка людей
Еще одна беда сферы — острая нехватка рабочих. Так, штат только в одном ДМРСУ составляет 350 человек, и у них открыто порядка 200 вакансий. Люди не устраиваются из-за низкой зарплаты — у муниципального предприятия она совершенно неконкурентоспособна. Как признаёт сама Попова, очень много людей там сидит на МРОТе (19,2 тысячи рублей. — Прим. ред.), в основном это касается тех, кто занят ручным трудом. Водители дорожных машин у подрядчиков очень востребованы, поэтому зарплата у них должна более конкурентоспособна — около 60–70 тысяч, однако и при таких деньгах желающих немного. Из-за нехватки водителей город обслуживает не вся имеющаяся в арсенале техника.
— Для них это не зарплата, потому что Быстринский ГОК может предложить больше. Специалисты-водители могут те же самые угли возить. Поэтому на самом деле это проблема не только ДМРСУ. Дорожники, именно водители спецтехники, они очень востребованы. И многие говорят, что у нас есть машины, но они стоят, потому что нет водителей. Поэтому тут проблема существует. Естественно, если мы с вами приобретем дополнительную технику, нам нужно будет людей найти, — сказала Попова.
Просто поднять зарплату рабочим и водителям для решения проблемы администрация тоже не может. Здесь есть свои нюансы, из-за которых получается палка о двух концах:
— Нужно понимать, что ты людям поднимаешь зарплату, соответственно, увеличивается цена конечного продукта. Это взаимосвязанные процессы, поэтому делаем благо своим сотрудникам и их семьям, но это отражается на конечном потребителе.
Тротуары
Марина Попова рассказала, что впервые в Чите чистить тротуары начали в прошлом, 2023 году. До этого силами администрации такого никогда не проводилось. По сообщениям из телеграм-канала городской администрации, ежедневно эти работы выполняют до 20 единиц техники и 40 рабочих, представляющих пять подрядных организаций.
— На самом деле, даже за три года моей работы мы первый раз в 2023 году почистили тротуар. Мы первый раз начали экспериментировать с этими реагентами, и у нас какое-то понимание есть. Все видели, заметили соль на тротуарах, все стали сразу говорить, что у нас домашние питомцы начали страдать, начала страдать обувь. Но это методы борьбы со скользкостью везде, во всех других городах, в том числе в европейской части страны.
Приоритет при очистке отдается центральным улицам, поэтому пока может быть не заметен для всех жителей. Глава комитета отметила, что это достижение для города, но, к сожалению, горожане нерадостно встретили новшество, в первую очередь из-за вреда для обуви. Она уверена, что это только первая реакция и вскоре люди заметят плюсы:
— У нас как-то и когда троллейбус шел без кондуктора, помните, первую неделю тоже у людей была паника. Сейчас как-то все свыклись, привыкли, и эта тема ушла с мониторов, экранов. Я думаю, что и это, наверное, дело привычки. И потом люди просто адаптируются и будут понимать, где лучше пройти.
Главная проблема города
Марина Попова видит главной причиной неочищенных дорог недостаточное финансирование и невозможность спланировать часть затрат.
— Если нам дополнительное финансирование выделяется, то оно поступает в конце года, смотрят, какие есть остатки. Если бы мы понимали, что нам дается на год, образно, 600 миллионов на содержание, мы бы планомерно по составленным графикам работ эти деньги тратили, понимали, на какой сезон сколько денег. Потому что весенне-летний период очень-очень горячий: надо и дороги грейдировать, и сделать ямочный ремонт, и разметку нанести.
По словам Поповой, на первом этапе идет подготовка к Дню города после зимнего периода, на втором этапе — к 1 Сентября, причем еще в большом объеме, так как надо обновить все пешеходные переходы, иначе там будут штрафные санкции.
— А у нас получается так, что мы сидели до середины года без денег, а нам потом раз — и дали деньги. А куда их потратить, по сути-то? Мы из-за этого не можем выполнить ту часть работ, которая нам, например, нужна была в весенне-летний период. Этот дефицит лимитов, выделяемых нам, не позволяет, как я считаю, и подрядчикам планомерно спланировать работу. Потому что если бы подрядчики знали, что стабильно Чите выделяется 1,9 миллиарда рублей, они могли бы взять в лизинг недостающую технику — надо же чем-то платить за лизинг. А при нынешней ситуации у них нет гарантии, что на будущий год будет тоже достаточный объём финансирования и они смогут получить работу.
Раньше было так же мало денег, но было не так плохо. Почему?
По словам Поповой, здесь всё во многом зависит от погодных условий.
— У нас всё зависит от количества осадков и применения реагентов. У нас с вами три года назад применялся рассол, и зима была не такая снежная. А в прошлом году по весне был коллапс к концу марта: днем были температуры близки к нулю, а за ночь всё замерзало, это был какой-то ужас. Люди по тротуарам передвигаться не могли, потому что как раз они не убирались. И этот перепад температуры сыграл тоже свою печальную роль. У нас с вами сколько лет не было снега зимой, мы ходили год по черному асфальту, снега не было ни одного. А в этом году у нас в декабре снегопадов было как никогда много, а потом — раз, и аномально низкие температуры. Притом на достаточно длительный срок. Раньше у нас с вами 3–4 дня было холодно, а в этом году и по 2 недели. Это всё равно свою роль играет, — поясняет Попова.
Почему в этом году хуже?
— И все-таки почему в этом году так получилось? Почему дороги стали как будто даже более скользкие? В чём проблема основная?
— Мне кажется, у нас температурный режим был такой, что до середины декабря было минус 8, а потом резко — минус 34–36. И вот это как раз и сыграло свою роль, потому что мы вроде бы как чистили, чистили, в начале декабря было относительно чисто, мы успевали, пока было минус 8–15 градусов. А потом резко похолодало, реагенты никакие не работают, кроме песка. И все говорят, что на дорогах песок мы рассыпаем, что он не работает, но это единственная смесь, выразимся так, которая помогает создать какое-то сопротивление между шиной и накатом льда, потому что ничем другим не посыплешь. Соль не работает, рассола, к сожалению, мы догнать так и не смогли, хоть очень старались это сделать и отрабатывали все новогодние праздники, — отвечает Попова.
Как оценивает ДМРСУ
По словам Поповой, огромные долги и заблокированные счета ДМРСУ не сказываются на их работе, и простоев пока не было. Единственное, ДМРСУ теперь не могут сами участвовать в аукционах, но это не мешает им вести трудовую деятельность. Убирают город они по договорам субподряда. В целом по качеству работы Марина Попова отмечает, что претензии к ДМРСУ есть и администрация их отрабатывает.
— Были проблемы с выплатой заработной платы, но сейчас мы способ решения этой проблемы нашли. В принципе, люди пока получают зарплату более-менее в свое время. Ну и каких-то там массовых увольнений я не вижу. В принципе, что зеленое хозяйство у них выходит, это те, которые площади чистят и урны убирают, что дорожники выходят.
Муниципальное предприятие «Дорожно-мостовое ремонтно-строительное управление» (ДМРСУ), которое обслуживало дорожную сеть города долгие годы, не будет подавать заявки на эти виды работ в течение полугода из-за блокировки счетов компании. ДМРСУ планируют реорганизовать — его функции перейдут новому учреждению «Благоустройство-Чита». Процесс реорганизации завершится к концу первого квартала 2024 года. На конец 2022 года чистый убыток организации составил 104,6 миллиона рублей.
Можно ли привлечь УК к уборке дорог?
В апреле 2023 года экс-зампред правительства Алексей Сергейкин поражался, почему тротуары во всей Чите убирают только девять человек. Такое количество чиновник назвал абсурдом и призвал мобилизовать силы управляющих компаний.
Марина Попова объяснила, что привлечь УК невозможно:
— Управляющая компания представляет интересы собственников дома. У каждого собственника дома есть придомовая территория, которая составляет, допустим, 10–15 метров, и они платят только за свое общее имущество, и тратить деньги жильцов на уборку тротуаров, я считаю, это нецелевое расходование. Поэтому управляющие компании убирают, но в рамках своей придомовой территории.
Чтобы немного расширить зону ответственности УК, комитет градостроительной политики разрабатывает законопроект, по которому предлагается ввести понятие «прилегающая территория». Тогда управляющие компании смогли бы чистить часть ближайших тротуаров.
Площадь Ленина
С уборкой площади Ленина творится что-то непонятное: то только на ней и видно рабочих, будто приоритет ей отдается даже больше, чем центральным улицам, то, наоборот, она вся покрывается льдом. Причина в том, что за нее отвечает отдельное звено рабочих, которые никак не задействованы на дорогах:
— На самом деле нужно разделять улично-дорожную сеть и площадь Ленина. Ее одно звено убирает, это просто люди, которые ходят и площадь подметают, из урн выбрасывают отходы, фантики, бумажки и так далее. А за дорожную деятельность отвечают другие люди, у них совершенно другие обязанности.
При этом из-за того, что на площади уложена плитка, ее нельзя чистить трактором или использовать реагент, поэтому работники подрядчика убирают наледь вручную скребками. А так как площадь большая и быстро закатывается из-за большого потока людей, оперативно чистить ее порой не успевают.
План, как не повторить эту зиму
— Есть ли какая-то стратегия у комитета по поводу следующей зимы, как не допустить гололеда на дорогах?
— Пока мы ведем работу активно с тем, чтобы нам добавили денежные средства на содержание уличной дорожной сети. Мы уже добавили некоторые расценки, у нас, например, в силу того, что мы никогда этого не делали, не было расценки по очистке тротуаров с применением соли, не было «Бишофита» в расценке. Сейчас те юридические лица, которые выходят на контракты, видят, что все эти виды работ уже есть, мы стараемся, совершенствуемся в рамках тех денег, которые нам выделяют.
— То есть все-таки гвоздь всех проблем — деньги?
— К сожалению, да.