Группа мотоциклистов проехала по Красной Звезды и другим улицам Читы 12 мая в честь открытия сезона. То, что это было именно открытие, сообщалось в тематической группе во «Вконтакте» FZM ZAB, об этом рассказывали и сами участники в комментариях под публикацией «Чита.Ру». Акция, правда, не была согласована с ГИБДД. Разбираемся, что произошло и насколько законно это было.
Что нарушили мотоциклисты?
Мотоциклисты двигались колонной больше полсотни человек. На записи регистратора, которой с «Чита.Ру» поделился очевидец, видно, что в основном ехали на питбайках без госномеров и скутерах. Спереди и сзади у них были сопровождающие автомобили. Еще на кадры попал момент, как сопровождающая молодежь Toyota подрезала такси, а сразу после колонна, переждав, пока через пешеходный переход пройдут люди, промчалась на красный сигнал светофора. Первый в группе двинулся вперед, когда до переключения сигнала оставалось еще 10 секунд.
В принципе, в том, чтобы ехать такой большой колонной по улицам без согласования ГИБДД, законного мало. Когда подобные акции в Чите проводят байкеры, например, сотрудники полиции перекрывают улицы.
В тематической группе FZM ZAB 13 мая опубликовали ролик с мотопробега. На кадры попали больше 100 участников. Помимо Красной Звезды, они еще заезжали на часовню Александра Невского на Титовской сопке и разъезжали на задних колесах по парковке возле торгового центра в Каштаке. Это характерно для экстремальной и спортивной езды, но не для городской.
При этом в Чите есть пространства для спортивной езды на эндуро. В прошлом году Забайкальская федерация мотокросса организовывала гонки на трассах в Засопке и в районе стадиона СибВО.
На чем катались подростки и вообще можно ли им?
Как в прошлом году нам рассказывал начальник отдела ГИБДД по Чите Владимир Кулаковский, для управления скутерами и мопедами с объемом двигателя не более 50 куб. см — именно такие двигались в колонне — у водителя должны быть права категории М. Получить их можно с 16 лет, но само транспортное средство регистрировать не надо.
Для того, чтобы кататься по городу на питбайке, тоже нужны права, но категории А1 и А в зависимости от мощности двигателя. Причем, если это мотоцикл класса эндуро, то он считается спортивным гоночным инвентарем, который предназначен именно для агрессивной езды по бездорожью, и регистрировать его в ГИБДД не надо. Управлять таким видом транспорта можно без прав с 16 лет, но ездить на нем по городу вообще ни при каких условиях нельзя.
— Они предназначены только для езды на определенных площадках, перемещать их можно либо на эвакуаторах, либо в кузовах, прицепах и так далее. Если же есть желание ездить на нем по городу, то необходимо получить категорию А, зарегистрировать его и застраховать ответственность, — объяснял Кулаковский.
У мотоциклов, попавших на видео, госномеров нет, поэтому можно предположить, что это именно эндуро.
Питбайки у официальных дилеров стоят от 100 тысяч рублей в зависимости от мощности и габаритов, но с рук можно взять дешевле — от 40 тысяч рублей.
Что с ними будет?
ГИБДД уже сообщила, что акция мотоциклистов была несогласованной. Теперь сотрудники полиции планируют отсмотреть камеры видеонаблюдения и установить личности водителей, а также зафиксировать возможные факты нарушения правил дорожного движения. Для профилактики в Чите стартует акция «Мотостоп».
В комментариях в telegram-канале «Чита.Ру» один из подписчиков сообщил, что участники пробега обращались в ГАИ с просьбой проконтролировать мероприятие, но получили отказ: «Отдельную площадку не дали, сопровождать не хотят». В полиции же отметили, что подобных заявок в адрес ГИБДД не поступало.
Для совершеннолетних мотоциклистов всё по нормам законов — нарушил ПДД, получил соответствующий штраф, лишение прав или другое наказание. Для несовершеннолетних чуть сложнее. Если мотоциклисту уже исполнилось 16 лет, то за езду без прав его отстранят от управления и составят протокол. Если мотоциклист не достиг возраста административной ответственности, материалы направят на комиссию по делам несовершеннолетних, где вызовут родителей, которых потом оштрафуют. Мотоцикл поместят на специализированную стоянку до установления причины задержания. Если право собственности на транспортное средство не доказано и за ним никто не приходит, оно стоит на штрафстоянке, пока не приходит в полную негодность.
Родителей за неисполнение обязанностей по содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов детей предупредят или выпишут штраф от 100 до 500 рублей. Также они могут получить штраф до 30 тысяч рублей за передачу управления мотоциклом лицу, заведомо не имеющему прав.
Что об этом думают байкеры?
Байкеры к таким выходкам подростков относятся неодобрительно. Член забайкальского мотосовета, представитель мотоклуба Gentlemens MC Chita Степан Тихомиров заявил, что сообщество в целом не поддерживает дорожное хулиганство вне зависимости от того, кто на чем ездит:
— По поводу согласованности или несогласованности пробега ничего не могу сказать, поскольку этот вопрос выходит за пределы компетенции забайкальского мотосовета. Такими вопросами занимаются государственные органы разного уровня. Официальное открытие мотосезона-2024 в Чите состоится 18 мая, оно согласовано со всеми заинтересованными ведомствами, информация об этом уже есть в СМИ и социальных сетях. Что касается подростков за рулем мопедов и мотоциклов на дорогах общего пользования, мы уже не раз говорили, что здесь важно трезво оценивать риски. Это дело самих райдеров и их родителей, поскольку многим из них, насколько мне известно, еще нет 18 лет. Мы не поддерживаем дорожное хулиганство ни со стороны мотоциклистов, ни со стороны автомобилистов, ни со стороны самокатчиков, велосипедистов, пешеходов или кого-либо другого. Забайкальское мотосообщество всегда стояло за взаимоуважение, независимо от того, на чем человек ездит.
Во время официального открытия мотосезона байкеры будут стартовать с площади Ленина, а финишировать у развлекательного комплекса «Радуга», где планируется концерт читинской группы «Палата № 6» (12+) и различные конкурсы.
Смерть на колесах
Вопрос о езде несовершеннолетних на мотоциклах и питбайках остро встал в Чите летом 2023 года. На улице Новобульварной в районе дома № 115а автомобиль Toyota Highlander столкнулся с мотоциклом BSE. В результате дорожно-транспортного происшествия один участник ДТП погиб, второй был госпитализирован, но позже скончался в реанимации. На месте ДТП появился стихийный мемориал.
Погибший юноша незадолго до аварии скрывался на мопеде от полиции. Внедорожником управлял пьяный мужчина, который попросил прощения у родителей погибших и признал вину. Его приговорили к 12 годам колонии строгого режима.
Осенью 2023 года произошло еще одно смертельное ДТП. На перекрестке Баранского — Карла Маркса подростков на эндуро-мотоцикле сбил Nissan Leaf. Шестнадцатилетний пассажир был в шлеме, пассажир без него, он скончался в скорой помощи, на следующий день ему должно было исполниться 18. Очевидцы отмечают, что за рулем попавшего в ДТП автомобиля находилась женщина. Она ехала на большой скорости и не заметила парней, они были помехой справа, и она должна была уступить.
Что думают сами подростки?
Ситуация с подростками на эндуро год от года становится хуже. Представители сообщества в комментариях под публикацией в телеграм-канале «Чита.Ру» заявили, что не нарушали правил во время езды и даже на красный не ехали: «Просто тормозной путь из-за колонны длинный». Безопасность им обеспечивали те самые две машины сзади и спереди колонны.
— Так у нас и так своя трасса, колонну специально организовали, чтобы вам не мешать, мы же не хаотично ехали по всей дороге и мешали всем подряд, впереди ехала машина с габаритами специально, — написал один из них.
Один из них напомнил, что двое подростков погибли в прошлом году на Новобульварной именно по вине водителя внедорожника. Впрочем, известно, что у них не было никаких прав. Кроме того, они были даже не на своем мотоцикле, они попросили у одной знакомой доехать из точки А в точку Б. Владимир Кулаковский заявлял, что в принципе, было нарушено всё. По его мнению, у детей и у молодых людей нет ни практики, ни опыта вождения. Если бы ребята были подготовлены, они, возможно, могли бы избежать той аварии.
Что делать с подростками на мотоциклах, сейчас непонятно. Судя по их комментариям, они агрессивно относятся к полиции и открыто заявляют: «Ничего нам не будет».
Обычные горожане остались не в восторге от акции подростков и называли их в обсуждении «хрустиками». Мотоциклисты в ответ заявляли, что автомобилисты — «коробочники».
Мы ездим, как нам по кайфу