Страна и мир обзор Почему все дороги ведут в Монголию – обзор зарубежных СМИ

Почему все дороги ведут в Монголию – обзор зарубежных СМИ

Кроме того, 1 миллиард тугриков (8 миллионов долларов) планируется выделить на подготовку монгольских атлетов к участию в Олимпийских играх 2012 года.

Забайкальский край граничит с Китайской Народной Республикой и Монголией. Если новости из Китая ежедневно в больших количествах публикуются в российских средствах массовой информации, то о событиях, происходящих в Монголии, известно крайне мало.

К примеру, не все забайкальцы, включая официальных лиц, знают, что Монголия уже почти двадцать лет как не является Монгольской Народной Республикой. Решение о переименовании своей страны 21 ноября 1991 года принял Великий народный хурал и со вступлением в силу новой конституции страны, с 12 февраля 1992 года страна стала называться Монголией. К сожалению, до сих пор в устной речи и в официальных документах нет-нет да и встретишь ещё «Монгольскую Народную Республику».

Крошечная пони и два слона

Меж тем, для Китая и Запада Монголия, безусловно, представляет огромный интерес. Чем, на самом деле, он вызван, говорится в статье, опубликованной 14 сентября на сайте журнала «The Diplomat», освещающего события международной жизни в Азиатско-Тихоокеанском регионе, под названием «Почему все дороги ведут в Монголию».

Автор в самом начале статьи сравнивает Монголию с пони, зажатой между двумя слонами (имеется в виду два соседа Монголии – Россия и Китай). Однако природные богатства этой страны могут изменить эту драматическую ситуацию. В августе Монголию посещали высокопоставленные официальные лица из Китая, США, Южной Кореи и Финляндии. Правительственные чиновники и бизнесмены со всего мира проявляют беспрецедентный интерес к Монголии. Почему?

Промышленно развитые страны рыскают по всему миру в поисках становящегося всё более дефицитным сырья. Монголия, которую природа щедро наделила природными ископаемыми, активно ищет партнёров по бизнесу. Обширная, но неразвитая страна испытывает повышенное внимание к себе. Все последние высокопоставленные зарубежные визитёры имели своей целью только одно – получение своего куска от монгольского пирога природных богатств.

После недавних встреч с иностранными представителями монгольская пресса была переполнена риторикой об «исторических» соглашениях и «особых» отношениях с зарубежными партнёрами. На встрече с высокопоставленным функционером Коммунистической партии Китая Чжоу Юнканом (Чжоу Юнкан, ранее работавший министром общественной безопасности КНР, в настоящее время является членом Постоянного комитета Политбюро Центрального комитета Коммунистической партии Китая, секретарь Политико-юридической комиссии ЦК КПК, курирует вопросы общественной безопасности) премьер-министр Монголии C.Батболд говорил о «золотой эре», ожидающей в ближайшее время монголо-китайские отношения (которые на протяжении долгой истории были крайне напряжёнными).

C.Батболд говорил о Южной Корее как о «третьем соседе» («третий сосед» - это обобщённое название США, Японии, Южной Кореи и ряда других стран и регионов мира, с которыми Монголия в приоритетном порядке развивает политические и торгово-экономические отношения для создания противовеса двум географическим и геополитическим соседям страны – России и Китая). После визита президента Южной Кореи Ли Мен Бака, государственный банк страны – «Кореа Девелопмент Банк» (Korea Development Bank) объявил о подписании контракта с Банком развития Монголии об управлении корейским банком Банком развития Монголии в течение четырёх лет.

По условиям сделки, подписанной 30 августа в Улан-Баторе, корейский государственный банк перестроит всю операционную систему монгольского банка и возьмёт под свой контроль развитие финансовой сферы. Чиновник из «Кореа Девелопмент Банк» заявил, что «в случае необходимости контракт будет продлён», однако, в чём будет заключаться эта «необходимость», представитель корейского банка так и не пояснил.

Тем временем вице-президент США Джо Байден высоко оценил монгольскую демократию, назвав страну «новым лидером в мировом демократическом движении». Соединённые Штаты Америки, по его словам, готовы поделиться своим опытом в области высоких технологий в обмен на сделки, связанные с освоением монгольских полезных ископаемых.

В день визита президента Финляндии Тарьи Халонен правительство Монголии объявило о планах получения 300 миллиардов долларов от приватизации компании «Эрдэнес Таван Толгой», контролирующей одно из крупнейших в мире месторождений угля. Компания проведёт листинг акций на фондовых биржах Лондона, Гонконга и Улан-Батора. Расширение числа владельцев акций компании свидетельствует о том, что Монголия хочет сохранить деловые отношения со многими странами, а не полагаться только на одного партнёра.

На протяжении своей истории Монголия оставалась зажатой между Россией и Китаем. Стране пришлось стать советским сателлитом, после того как большевики в России взяли власть в свои руки, для того, чтобы гарантировать защиту от Китая, утверждавшего, что Монголия, так же, как и Внутренняя Монголия, является китайской территорией. Многое в истории Монголии связано с Россией и Китаем. Но сейчас эта страна использует свои природные богатства для того, чтобы вырвать для себя независимое положение в мире.

По прогнозам Европейского банка реконструкции и развития, в результате повышенной активности в горнодобывающей отрасли, экономика Монголии вырастет на 9 процентов в текущем году и на 12 процентов в 2012 году. Несмотря на такие внушительные цифры, столица страны – Улан-Батор - не выглядит процветающим городом. Центр столицы изобилует заброшенными зданиями, а на окраинах разрастаются трущобы. Всё больше и больше монголов считают невозможным для себя продолжать жить традиционным кочевым образом жизни. Очень суровые зимы последних лет привели к массовому падежу скота и не оставили пастухам иного выбора кроме как мигрировать в города, где они вообще не могут найти никакую работу и обречены жить в нищете.

«Как только они оказываются здесь, они обречены», - говорит Трой Тврдик (имя и фамилия даются так, как написаны в оригинальной статье), который вместе со своей семьёй возглавляет в Улан-Баторе неправительственную организацию «Процветающее будущее». «Когда они просыпаются, им нечего делать. У них теряется цель в жизни».

27 августа министр финансов Монголии С.Баярцогт заявил, что правительство планирует инвестировать дополнительные бюджетные средства, полученные в результате образовавшегося профицита, на улучшение ситуации с занятостью и здравоохранением. В июле из-за ускоренного роста в промышленности и горнорудной отрасли доходы бюджета превысили плановые показатели на 248,8 миллиарда монгольских тугриков (199,8 миллиона долларов США).

Правительство страны говорит, что увеличит финансирование программ трудоустройства граждан с 30 миллиардов тугриков - до 92,6 миллиарда (74,4 миллиона долларов), 10,3 миллиарда тугриков (8,3 миллиона долларов) будет потрачено на совершенствование инфраструктуры транспорта и здравоохранения. Кроме того, 1 миллиард тугриков (8 миллионов долларов) планируется выделить на подготовку монгольских атлетов к участию в Олимпийских играх 2012 года.

Автор заканчивает статью такой мыслью - от того, какие решения будут в настоящее время приняты монгольским руководством, зависит, сможет ли страна стать одним из «больших слонов» в мировой экономике, или ей по-прежнему суждено оставаться «крошечной пони».

Трансформация монгольской мечты

16 сентября австралийская общенациональная газета «The Australian» разместила на своём сайте статью под заголовком «Природные богатства ведут к трансформации монгольской мечты».

Статья начинается с утверждения автора, что быстрый экономический рост Монголии привёл к тому, что страна обошла традиционные «иконы», возникающие в любой стране при развитии капиталистической экономики, такие как «Макдональдс» или «Старбакс», и перешла к стадии потребления топ-брендов мировой роскоши, таких как Louis Vuitton или Ermenegildo Zegna, продукцию которых можно легко и свободно купить в удобно расположенных магазинах в центре Улан-Батора.

Монголия находится на промежуточном этапе экономических преобразований, когда страна уже перестала быть тихой географической «заводью» и благодаря своим богатым полезным ископаемым превращается в «горячую точку» привлечения иностранных инвестиций.

Рентабельность ресторанов в Улан-Баторе в прошлом году увеличилась на 800 процентов. Ежегодно экономика страны увеличивается на 17 процентов ежегодно, что делает её одной из наиболее быстро растущих экономик мира.

Достаточно посмотреть на Улан-Батор, где проживает 1,1 миллиона человек, чтобы ощутить происходящие изменения. Можно увидеть силуэты башенных кранов, нависших над строящимися многоэтажными офисами или современными жилыми домами.

Монгольская фондовая биржа показала наилучшие результаты в мире в 2010 году. Поток иностранных горнодобывающих компаний, включая Australian listed groups, Xanadu Mines, Aspire Mining, Hunnu Coal и Haranga Resources, устремился в страну для того, чтобы принять участие в «охоте».

Движущей силой феноменального роста Монголии является реализация двух проектов освоения двух крупных месторождений, расположенных на юге страны неподалёку от границы с Китаем.

Одно из этих месторождений – золотомедное месторождение Ою Толгой - впервые было исследовано без особого успеха компанией BHP (BHP – сокращённое название австралийской горнодобывающей компании Broken Hill Proprietary Company. С 2001 года после объединения с английской компанией Billiton, называется BHP Billiton). После этого канадская компания Ivanhoe Mining ещё раз исследовала месторождение и обнаружила, что на самом деле в этом месте находится одно из крупнейших золотомедных месторождений в мире. Корпорация Rio Tinto приобрела 48,5 процента акций Ivanhoe Mining и направила 7 миллиардов долларов в разработку этого месторождения.

Недалеко от Ою Толгой находится месторождение Таван Толгой с запасом угля в 6 миллиардов тонн. В настоящее время это крупнейшее неразработанное месторождение в мире.

Хотя до начала получения продукции должно пройти ещё несколько лет, усилия по освоению месторождения уже дали толчок развитию монгольской экономики.

Скорость, с какой развивается горнодобывающая отрасль, создаёт свои проблемы в стране. С конца девяностых годов Монголия изо всех сил пытается найти правильный баланс администрирования налогов и получения роялти от добывающего сектора. Кроме того, роста курса монгольского тугрика, который неизбежно произойдёт по мере развития горнодобывающей отрасли, негативно повлияет на другие отрасли, которые в настоящее время дают поступления в бюджет страны – производство кашемира и туризм. Ещё одной проблемой становится «утечка мозгов» из других отраслей экономики в горнодобывающую область, куда наиболее способные и талантливые кадры переманиваются значительно более высокой заработной платой.

Рост экономики неизбежно приведёт к росту коррупции. По данным последнего рейтинга коррупции в мире, Монголия находится в числе лидеров, на 16-м месте после таких стран, как Индонезия, Боливия и Соломоновы острова.

«Бюрократия является самым большим препятствием, это самая большая проблема с которой вы сталкиваетесь», - говорит Питер Акерлей, исполнительный директор компании Erdene Resources, которая работает в Монголии на протяжении 14 лет.

Развитие инфраструктуры старается не отставать от темпов экономического роста. Аэропорт Улан-Батора уже не справляется с резко возросшим потоком пассажиров, а перебои с подачей электроэнергии стали постоянной проблемой. На территории страны недостаточно объектов инфраструктуры для освоения месторождений полезных ископаемых. В настоящее время уголь из Монголии экспортируется грузовиками в Китай , в основном, по грунтовым дорогам.

Статья заканчивается выводом о том, что для продолжения роста экономики развитие инфраструктуры имеет критическое значение, так же, как и решение многочисленных проблем. Иначе трансформация страны может не состояться.

В скобках курсивом – примечания переводчика.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления