Страна и мир Миллиардер из деревни Сиян

Миллиардер из деревни Сиян

Будущее покажет, насколько Чжоу Фужэню повезёт с освоением Берёзовского месторождения в нашем крае. До сих пор у себя на родине ему сопутствовал успех. По данным журнала «Форбс» в марте 2011 года он был на 782 месте в списке богатейших людей планеты.

Глядя на этого человека, трудно поверить, что он – один из богатейших людей Китая, имеющий «постоянную прописку» в рейтинге миллиардеров журнала «Форбс». Он очень скромен, носит одежду неброских тонов, его манеры разительно отличаются от его зарубежных соседей по списку «Форбс», которые кичатся богатством и своей исключительностью.

Если жизнь Чжоу Фужэня описать в одной фразе, то она поместится в китайскую пословицу «идя вперёд, шаг за шагом добьёшься своей цели».

Бригадир на пути к успеху

Чжоу Фужэнь родился в августе 1951 года в бедной горной деревушке Сиян в уезде Иньло близ города Хайчэн северо-восточной китайской провинции Ляонин. В 1961 году умер отец Чжоу Фужэня. Трудные жизненные обстоятельства заставили десятилетнего мальчика стать самостоятельным и во всём полагаться на себя. Вспоминая своё детство, Чжоу признаётся, что бедность и тяжёлый труд закалили его характер, вызвали сильное желание изменить себя, свою жизнь и добиться успеха

С 1959 по 1971 год Чжоу Фужэнь учился в уездной средней школе. Сразу после школы возвращается в родную деревню и поступает на работу в производственную бригаду. Способность быстро и нестандартно мыслить, находить возможность заработать деньги там, где другие даже не могли догадаться, быстро выделило молодого парня среди его товарищей по бригаде. Через некоторое время Чжоу Фужэня единогласно избирают бригадиром. Это стало первым шагом на его пути к успеху. Чжоу Фужэнь понимал, что идти обычным путём сельских производственных бригад и заработать деньги не получится. В горной местности вырастить достаточное количество зерновых, так, чтобы хватило себе и ещё осталось бы на продажу - нереально. В его деревне было мало пригодной под посевы земли, но зато было много магнезитов.

Грузовики вместо конных повозок

Крупнейшее в Китае месторождение магнезитов, которое тогда ещё совсем не разрабатывалось, находилось рядом с их деревней. Чжоу Фужэнь убедил членов своей бригады, что это их счастливый шанс. В начале деревня Сиян смогла выделить только две конных повозки под «стратегический проект развития» Чжоу Фужэня. Рабочие бригады Чжоу Фужэня стали возить магнезиты на расположенный неподалёку Аньшаньский металлургический комбинат. Именно эти две повозки привезли в деревню Сиян первые большие деньги. Всего через год случилось невиданное для Китая той поры чудо – доходы жителей деревни Сиян удвоились. Известность Чжоу Фужэня шагнула за пределы его родной деревни.

С 1976 по 1983 годы Чжоу избирается и работает на посту заместителя председателя сельского комитета одиннадцатого производственного отряда уезда Иньло, в состав которого входила его производственная бригада. Находясь на этой общественной должности, Чжоу не забывал развивать начатое им дело.

Конные повозки, перевозившие магнезит, быстро заменили на грузовики. Дело расширялось. Однажды, разговорившись с геологами, которые доразведывали магнезитовое месторождение, Чжоу Фужэнь случайно узнал, что одна из геологических партий только что обнаружила месторождение нефти возле местечка Паньцзинь, также расположенного неподалёку от деревни Сиян. Из пробуренной скважины на землю вылилась нефть и загрязнила окрестности. Чжоу Фужэнь немедленно собрал рабочих? и они поехали к нефтяной скважине. Чжоу на месте договорился о проведении работ по очистке местности от разлившейся нефти, а также о том, чтобы ему продали эту нефть по 50 юаней за тонну. После того как рабочие Чжоу Фужэня собрали разлившуюся нефть и очистили её, он продал её Даляньскому заводу автопогрузчиков по цене 300 юаней за тонну.

Чжоу заметил, что кроме металла, производимого на Аньшаньском металлургическом комбинате, большим спросом у покупателей пользуются шиферные плиты, получаемые из асбеста, исходным сырьём для которых служит поставляемый им магнезит. Вот почему, заработав значительные деньги на очистке и продаже нефти, Чжоу вложил их покупку оборудования для обжига магнезита, производства асбеста и шиферной кровли для бурно развивающейся строительной отрасли. Чжоу Фужэнь и сейчас с большим удовольствием вспоминает принятое им тогда решение купить производственное оборудование на деньги, вырученные от продажи нефти. «Это было первое в моей жизни производство, где использовался полный производственный цикл», - говорит он.

Развивая дело, Чжоу Фужэнь вкладывал полученную прибыль в расширение производства. Вместо одной печи по обжигу магнезита, в его деревне уже работали семь печей. Производимый им асбест охотно покупали заводы по производству строительных материалов сначала в окрестных городах, а затем по Северо-Восточному Китаю, а далее в провинциях центрального и южного Китая.

В 1982 году Чжоу создал в южнокитайском городе Гуанчжоу отдел реализации продукции и создал филиал своего завода в городе Гуйян провинции Гуйчжоу.

В 1983 году личное состояние Чжоу Фужэня достигло ста миллионов юаней. В том же году его избрали депутатом собрания народных представителей провинции Ляонин.

Ещё один счастливый шанс

Чжоу Фужэнь продолжил расширение производства. Из магнезита можно получать не только асбест. При соответствующей температуре и технологии производства, из магнезита получают магнезитовые изделия - кирпич и специальные стаканы и пробки, предназначенные для разливки стали из сталеразливочных ковшей. Производство огнеупоров стало логическим продолжением освоения магнезитового месторождения возле деревни Сиян. Логика была проста и экономически выверена. В то время одну тонну высококачественного асбеста можно было продать не дороже 80 юаней за тонну. Магнезитовый порошок самого низкого качества стоил уже не менее 350 юаней за тонну, среднего качества – 800 юаней, высокого качества – от 2000 юаней за тонну и выше. На месторождении близ деревни Сиян магнезиты были самого высокого качества. Чжоу Фужэнь считал, что он не вправе упускать ещё один счастливый шанс. Если уж производить огнеупоры, то самые лучшие в стране, решил он. В покупку первой технологической линии он вложил свыше двадцати миллионов юаней собственных средств.

1988 год стал переломным в жизни Чжоу Фужэня. Он учреждает компанию по производству огнеупорных материалов «Сиян», ставшую первым камнем в фундаменте его будущей бизнес-империи – корпорации «Сиян». В 1995 году объём реализации продукции компании «Сиян» достиг 500 миллионов юаней. Таких быстрых темпов развития предприятия ещё не знали в Китае.

Долго господствовать на рынке производства высококачественных огнеупоров у Чжоу Фужэня не получилось. Вдохновлённые его примером, в этот сегмент рынка устремилось слишком много игроков. Конкуренция становилась всё ожесточённей, а цены неуклонно стремились вниз. Чжоу Фужэнь решил диверсифицировать свой бизнес, чтобы вновь найти свой счастливый шанс и увеличить получаемую прибыль.

«Металлургия – это хлеб для промышленности»

По мнению Чжоу Фужэня, таким шансом должно было стать металлургическое производство. Ещё в 1983 году он стал впервые присматриваться и изучать этот рынок. Тогда же он сказал, что «металлургия – это хлеб для промышленности». Он купил на пробу небольшую электрическую печь для плавки металла производительностью 500 килограммов. Однако не прошло и года, как от выпуска металла малыми партиями пришлось отказаться – себестоимость продукции была слишком высокой.

Потерпев поражение, Чжоу Фужэнь не мог полностью отказаться от планов заняться производством металла. «Я был полон энтузиазма и верил, что рассвет этой отрасли ещё впереди», - говорил он. Чжоу также стал понимать, что металлургия – не та отрасль, в которой можно получить большие деньги с малыми инвестициями и небольшими объёмами производства. На накопление капитала для покупки металлургического завода у него ушло десять лет. В 1993 году он покупает за два с половиной миллиона юаней металлургический завод в городе Хайчен, который к тому времени находился на грани полного краха. Чжоу Фужэнь вложил свои деньги в перевооружение производства, установил конвертерные печи производительностью в четыре тонны. Когда установка нового оборудования на заводе была завершена, мировая конъюнктура на металл изменилась. Цены на мировом рынке стали резко пошли вниз. Его старые товарищи, те, с кем он начинал свой трудовой путь, отговаривали его вкладывать деньги в незнакомую отрасль. Они говорили, что деревня и так хорошо зарабатывает на двух направлениях бизнеса – асбесте и огнеупорах. Чжоу Фужэнь верил, что падение цен – явление временное и хорошие времена для него ещё наступят. Чтобы избежать потерь, ему пришлось законсервировать производство. Второе поражение Чжоу на металлургическом фронте не убавило у него уверенности в правильности выбранной стратегии.

Самый важный пост в жизни

В 1995 году Чжоу Фужэнь создаёт на базе компании по производству огнеупорных материалов «Сиян» корпорацию «Сиян» с негосударственной (народной) формой собственности. В этот же год он начинает осваивать еще одно направление бизнеса – производство химических удобрений.

Учитывая большой личный вклад в дело повышения благосостояния жителей деревни Сиян, коммуниста-миллионера Чжоу Фужэня в 1996 году избирают на должность секретаря комитета партийной организации деревни Сиян. На этой должности он находится и поныне, совмещая получение прибыли и заботу о людях, считая должность партийного секретаря самым важным постом в его жизни.

Расширение бизнеса потребовало от Чжоу Фужэня получения систематизированных знаний. С 1998 по 2001 годы без отрыва от своей основной деятельности Чжоу обучался в Шэньянском технологическом университете, закончил аспирантуру в академии общественных наук КНР, где получил учёную степень магистра экономики.

Дискриминация в отношении негосударственной экономики

В 2001-м корпорация «Сиян» реализовало продукции на сумму 2,5 миллиарда юаней. К тому времени на предприятии работало свыше семи тысяч сотрудников. В этот же год Чжоу Фужэнь был вынужден кардинально перестроить свой бизнес.

Для расширения производства и рынка сбыта своей продукции, прежде всего удобрений, ему было необходимо получить дополнительные средства за счёт размещения ценных бумаг на Шанхайской фондовой бирже. Но в начале двухтысячных годов в Китае всё ещё действовала архаичная система квотирования для включения предприятий в листинг фондовых бирж. Предприятия, желающие разместить свои ценные бумаги на фондовой бирже, включались сначала в «лист ожидания», где они находились несколько лет в ожидании начала работы на бирже. Ежегодная квота для включения в лист ожидания от каждой провинции была несколько десятков компаний. Рекомендации для включения в заветный лист давали народные правительства провинций.

Корпорация «Сиян» зарегистрирована в провинции Ляонин, которая входит в северо-восточный экономический район КНР. В начале двухтысячных годов Северо-Восток называли «кладбищем государственных предприятий». Доля государственного сектора экономики была запредельна высока, а экономическая эффективность крайне низка. Местные власти изо всех сил старались удержать на плаву умирающие государственные предприятия, предоставляя им льготные кредиты, освобождая от части местных налогов. Поддержка госсектора шла в ущерб негосударственным и частным предприятиям. Местные власти не особо волновал тот факт, корпорация «Сиян» являлась одним из крупнейших налогоплательщиков и работодателей провинции. Под разными предлогами чиновники отказывались дать рекомендацию для включения в «лист ожидания» Шанхайской биржи.

При существующей системе квотирования Чжоу Фужэнь мог дожидаться своей очереди бесконечно долго, а деньги нужны были немедленно. Нанятый им американский экономический консультант предложил переоформить корпорацию «Сиян» из негосударственной в частную, для того, чтобы было можно сразу начать операции на Гонконгской фондовой бирже. Пришлось принять непростое решение. С сентября 2001 года по настоящее время Чжоу Фужэнь является председателем правления частной корпорации «Сиян».

«Если бы не было дискриминации в отношении негосударственной экономики в Китае, мы бы размещали свои бумаги у себя дома и нам не было бы необходимости идти в Гонконг», - говорит Чжоу. Он также сетует, что как патриот своей страны, как коммунист, был в тот момент разочарован тем, что не мог получить ни одного кредита от государственных банков, тем более, что он уже тогда имел государственную награду – «Медаль труда», которой обычно удостаиваются только образцовые рабочие и управляющие государственных предприятий.

Выход за пределы Китая

В 2002 году наконец-то наступил счастливый шанс, которого Чжоу ждал десять лет. К ранее приобретённому металлургическому заводу в городе Хайчен он присоединил сталелитейный завод в Шэньяне как раз в тот самый период, когда цены на металлопрокат пошли вверх, и аналитики предсказывали, что это – тенденция на долгие годы.

Хорошая рыночная конъюнктура позволила Чжоу купить еще четыре сталелитейных завода и вывела бизнес корпорации «Сиян» за пределы Китая. Корпорация Чжоу Фужэня нуждается в создании сырьевой базы для дальнейшего расширения металлургического производства. В настоящее время «Сиян» владеет 12 месторождениями железной руды, два из которых - за рубежом: в России и в Южной Корее. В России корпорация осваивает Берёзовское месторождение железных руд, право на освоение которого 30 мая 2005 года выиграло на аукционе ООО «Горнопромышленная компания «Лунэн».

Комментируя итоги аукциона, губернатор Равиль Гениатулин отметил, что победа компании «Лунэн» на фоне отсутствия интереса к месторождению со стороны российских компаний выглядит вполне логично: «С условиями аукциона на получение права пользования Берёзовским месторождением все желающие могли ознакомиться заранее - недостатка информации не было. Тем не менее, ни одна российская компания, если не считать старательской артели «Кварц», не проявила интереса к этому предложению. В этой ситуации победа компании «Лунэн» выглядит вполне логичной».

«Если говорить о Берёзовском месторождении, то не надо забывать, что оно расположено в одном из самых неблагополучных районов области, к тому же само месторождение расположено очень близко от границы. Не воспользоваться ситуацией, когда есть реальный претендент на его разработку, было бы глупо - потом бы сами локти кусали. Так что попробуем - поработаем. А вообще, приобретение Берёзовского месторождения китайской компанией - это сигнал зарубежным инвесторам, в том числе инвесторам из Китая о том, что к нам можно приходить и работать. А мы от этого только выиграем - ведь разработка месторождения - это создание инфраструктуры, рабочих мест, в том числе и для российских граждан. Так что администрация области приложит все усилия для того, чтобы этот проект был успешно реализован», - сказал губернатор.

В 2008 году корпорация «Си Ян», выкупив генеральный пакет акций Берёзовского месторождения у ООО «ГПК Лунэн», стала обладателем прав на его освоение. Для того, чтобы вновь не участвовать в аукционе на право освоения месторождения, название компании-обладателя лицензии оставили прежним – «Лунэн».

«Лунэн» и Нерчинско-Заводский район

Чжоу Фужэнь планирует вложить в освоение Берёзовского месторождения 22,5 миллиарда рублей. В 2011 году планируется завершить полный комплекс геологоразведочных работ и приступить к строительству инфраструктуры – дорог, линий электропередач, временных и подсобных помещений. Компания «Лунэн» намерена после сдачи предприятия в эксплуатацию вкладывать средства в развитие социальной инфраструктуры Нерчинско-Заводского района, в том числе в строительство детских садов и больниц. «Лунэн» намерена применять при производстве руды технологию AusIron, которая позволит на 80% снизить загрязнение окружающей среды.

Заместитель губернатора края Евгений Вишняков отметил, что «это будет инновационный суперсовременный проект по производству около миллиона тонн железа в год. Налоговые поступления от разработки Берёзовского месторождения будут составлять примерно третью часть от проекта освоения Быстринского и Бугдаинского. Это только мои прикидки, но о том, что Нерчинско-Заводский район перестанет быть дотационным, можно говорить уверенно».

Будущее покажет, насколько Чжоу Фужэню повезёт с освоением Берёзовского месторождения в нашем крае. До сих пор у себя на родине ему сопутствовал успех. Этот успех, с некоторых пор, стал заметен не только в Китае. По данным журнала «Форбс» в марте 2011 года Чжоу Фужэнь занимал 782 место из 1140 в списке богатейших людей планеты с состоянием в 1,6 миллиардов долларов и 45 место в Китае.

«Рынок слезам не верит, он любит предприимчивых»

Для Чжоу Фужэня традиционные китайские ценности естественно уживаются с рыночными отношениями. Высказывание Чжоу Фужэня «Рынок слезам не верит, он любит предприимчивых» известно всему Китаю. Но, играя по рыночным правилам в своей стране и за рубежом, миллиардер Чжоу Фужэнь установил в своей родной деревне почти что «коммунизм».

На свои деньги он построил своим односельчанам новые дома, заасфальтировал улицы. Вода, газ и другие коммунальные услуги бесплатны. Чжоу сам оплачивает основные продукты питания для своих земляков. Он считает, что это лишь малая часть благодарности людям, которые помогли ему выжить в трудные годы без отца, поверили его начинаниям и остаются с ним все эти годы.

Когда журналисты спрашивают Чжоу Фужэня, при каких обстоятельствах он сможет уйти на отдых, он обычно отвечает: «Когда моя корпорация войдет в число 500 крупнейших предприятий мира или когда я совсем не смогу двигаться».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления