Страна и мир Многотысячные демонстрации и военные стратеги с прогнозами - СМИ о Китае

Многотысячные демонстрации и военные стратеги с прогнозами - СМИ о Китае

Японо-китайское противостояние вокруг спорных островов Сенкаку может вылиться в торговую войну. Во всяком случае, об опасных для Токио экономических последствиях конфликта сегодня предупредил Пекин. Градус напряжения растёт.

События в мире, в которые, так или иначе, вовлечён соседний с Забайкальским краем Китай невозможно обойти вниманием. Хотя бы потому, что, как сейчас пишет западная пресса, «если Китай чихнёт, у всего мира случится воспаление лёгких».

«Китайский фактор» стал одним из доминирующих в мировой политике. С Китаем вынуждена считаться единственная сегодня на планете сверхдержава – Соединённые Штаты Америки. Но, принимая в свои расчёты стремительно догоняющий Америку Китай, США делают всё, чтобы в XXI веке по-прежнему господствовала только одна держава – то есть они сами.

«Китаю надо привыкнуть к тому, что США будут его «вытеснять на холод». Это нормально, ведь Китай становится второй державой мира. Ценой возвышения страны является потеря симпатий, которые сменяются подозрительностью, настороженностью…» Американцы вытесняют Китай «на холод» не только при проведении военных учений. Его не зовут и в предлагаемый Вашингтоном странам Тихоокеанского бассейна Транстихоокеанский торговый пакт. И что ещё серьёзнее - резко активизировалось военное, экономическое и дипломатическое сдерживание Китая. Прорисовывается контур столкновения двух тихоокеанских «тектонических плит». Надо отдать должное Вашингтону. Пекину в свое время было сделано предложение о партнёрстве, причем из разряда тех, «от которых нельзя отказываться». Президент Барак Обама в 2009 году отправился в китайскую столицу с намерением прозондировать отношение Пекина к выдвинутой ранее в кругах американских политологов идее формирования американо-китайского дуумвирата для управления миром (G2). Конечно, в представлениях Обамы, в G2 будет старший и младший брат. Но в любом случае это было лучше того предложения, что сделали Японии в середине 80-х. Побеждённая в 1945-м и оккупированная до 1953 года страна с первоначальной помощью США достигла к тому времени таких успехов, что японская иена стала всерьёз угрожать доллару. После десятилетия туманных обещаний и всевозможных увёрток Токио в 1985 году был вынужден подписать Соглашение отеля «Плаза» и за два года ревальвировать иену на 50%. С тех пор о японском экономическом чуде мало что слышно. То ли помня об этом, то ли исходя из динамики «мирного возвышения» Поднебесной и ветшания «хижины дяди Сэма», китайские руководители отвергли авансы Обамы. Вскоре лауреат Нобелевской премии мира объявил о начале реализации стратегии «возвращения в Азию», реальным содержанием которой является сдерживание Китая.

Азиатско-тихоокеанское сотрудничество приняло неожиданно бурные формы. Отношения между Китаем и Японией - крупнейшими экономиками и ведущими державами Азии, спорящими о принадлежности богатых углеводородами островов Сенкаку, переживают острейший в послевоенной истории кризис. В ответ на решение Токио национализировать Сенкаку Китай захлестнула волна протестов. Конфликт Токио и Пекина грозит сорвать договоренности об активизации сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе, достигнутые на саммите АТЭС во Владивостоке.

Японо-китайское противостояние вокруг спорных островов Сенкаку может вылиться в торговую войну. Во всяком случае, об опасных для Токио экономических последствиях конфликта сегодня предупредил Пекин. Градус напряжения растёт. Китайцы, помня очень непростую историю отношений с Японией, что называется «выпускают пар». Китайцы по своей инициативе начали бойкотировать японские товары. А на автомойках многих городов даже отказываются обслуживать машины японского производства. И даже если несчастному владельцу удастся договориться, то денег с него возьмут заметно больше. Некоторые заведения сферы услуг просто отказываются пускать к себе японцев. Эта надпись, например, гласит «Японцам и собакам вход воспрещён».

Многотысячные демонстрации проходят в различных уголках Поднебесной. Требование одно: острова Дяоюйдао – «исконно китайская территория». Причём демонстранты не стесняются ни в выражениях (обещают убивать, насиловать японцев), ни в действиях. Например, здание дипмиссии Японии в Пекине организованно забрасывают камнями, бутылками, яйцами, красками и прочими предметами, способными причинить ущерб. Причём делается это действительно организованно. Корреспондент «РГ» был свидетелем, как группы по 50 человек под надзором полиции «маршируют» перед зданием посольства, им дается 5-10 минут для того, чтобы выразить свою «гражданскую позицию». После чего группа так же организованно уходит, а ей на смену спешит уже другая. Вместе с тем ещё ранее власти говорили, что серьёзных правонарушений в столице не допустят даже по столь чувствительному для китайского народа поводу. Ведь совсем скоро в Пекине пройдёт знаковое политическое событие - 18-й съезд Компартии Китая. Поэтому город должен предстать в самом лучшем свете. А вот в остальных местах, складывается впечатление, власти дали возможность «отвести душу».

Политическая обстановка вокруг островов, которые Япония и Китай оспаривают друг у друга, накаляется. Пока стороны воздерживаются от резких заявлений воинственного характера. Тем не менее, газета «Взгляд»

попросила военных стратегов оценить военный потенциал сторон и спрогнозировать, как бы выглядело военное столкновение азиатских держав в регионе.

К берегам архипелага Сэнкаку (по-китайски Дяоюйдао), вокруг территориальной принадлежности которого разгорается китайско-японский конфликт, в понедельник выдвинулась флотилия из тысячи китайских рыболовецких судов. Дата для демарша китайской стороной выбрана не случайно. 18 сентября годовщина японского вторжения в Маньчжурию, произошедшего в 1931 году. Тогда случился так называемый «маньчжурский инцидент» - была подорвана железная дорога, что послужило поводом для ввода в страну японских войск. Массовое приближение к границам противника с целью испугать его - тактика для Китая привычная. Достаточно вспомнить отношения между КНР и СССР в 1960-х годах, когда толпы китайцев бежали на советских пограничников и останавливались буквально на последнем метре перед вспаханной полосой. А конфликт на острове Даманский на реке Уссури в 1969 году вообще закончился военным столкновением. - Китай эксплуатирует тысячелетнюю стратагему, которая уже применялась на протяжении долгой истории Китая более 100 раз, - рассказывает замдиректора Института Дальнего Востока Сергей Лузянин. - Пекин в данном случае выдавливает, играет на опережение, а также использует способ, который в переводе с китайского называется «бить палкой по траве, чтобы змея уползла». Но это не стратагема войны, а дипломатическая хитрость. Подобную тактику китайцы уже опробовали на Тайване после Второй мировой, чтобы выдавить оттуда остатки японцев. Нечто похожее сейчас происходит и в отношении Вьетнама, с которым у Китая также есть неурегулированная территориальная проблема - острова Спратли. По мнению Лузянина, нынешний «поход рыбаков» - провокация. Если Япония рискнет потопить хотя бы одно судно, Китай получит преимущество в торговле за острова и дальше будет действовать уже с позиции силы, постоянно напоминая о понесённых потерях.

Эскалация конфликта между Китаем и Японией совпала с азиатско-тихоокеанским турне министра обороны США Леона Панетты, который вчера начал визит в Пекин, до этого посетив Токио. По итогам переговоров глава МИД Японии Коитиро Гэмба заявил, что США расценят нападение на острова Сенкаку как угрозу собственной национальной безопасности в соответствии с договором о взаимном сотрудничестве и гарантиях безопасности между Вашингтоном и Токио 1960 года. «Япония и США придерживаются мнения, что вопрос островов Сенкаку подпадает под двусторонний договор о безопасности», - сообщил господин Гэмба. Масла в огонь конфликта подливает и разразившаяся на этой неделе торговая война между Вашингтоном и Пекином. Комментируя ситуацию в Азиатско-Тихоокеанском регионе, эксперты опасаются, что при неблагоприятном сценарии он может стать ареной глобального противостояния.

«Ведущие державы мира стоят на грани экономических войн. Взаимные претензии США и КНР по поводу торговли и остановка японскими компаниями производства в Китае свидетельствуют о том, что механизмы ВТО и АТЭС, так же как и двусторонние договоренности, плохо работают в условиях труднопрогнозируемых конфликтных ситуаций», - заявил политолог Игорь Зевелев.

По мнению эксперта, «оптимистичная риторика последнего саммита АТЭС оказывается пустым звуком на фоне взрыва национализма, а исторические обиды и стремление потрафить избирателям заставляют политиков руководствоваться не успокаивающими декларациями саммитов, а настроениями тех групп населения, от которых зависят исход ближайших выборов в США или устойчивость власти в Японии и Китае».

Официальный визит в Китай делегации Совета Федерации во главе с Валентиной Матвиенко после встреч в Пекине с первыми лицами государства - председателем Постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей У Банго и премьером Государственного совета КНР Вэнь Цзябао завершился посещением провинции Сычуань. Это один из мощнейших регионов страны с 80-миллионным населением. Узнавая жизнь глубинки, лучше представляешь, чем живёт вся страна. Прилёт делегации в административный центр провинции - древний город Чэнду дал такую возможность. Этот город, пятый по численности населения (более семи миллионов, а с пригородами - свыше 14 миллионов человек), олице­творяет и многовековую историю страны, и современность. В нём расположен высокотехнологичный индустриальный парк, одним из достижений которого стал выпуск первых экземпляров истребителя пятого поколения Chengdu J-20 (также его называют «Чёрный орёл»).

А ещё Чэнду знаменит центром разведения панд. Большая панда, или бамбуковый медведь, - боготворимое китайцами животное, своеобразная эмблема страны. За её убийство даже преду­смотрена смертная казнь. А по утверждению учёных, геномы человека и панды совпадают на 68 процентов. Обитает панда только в Китае.

Уникальное животное стало своего рода инструментом китайской дипломатии. Например, в 70-е годы прошлого века оно было одним из средств налаживания культурного обмена между Китаем и Западом. Тогда панд отдали в аренду зоопаркам США и Японии. Так родился термин «пандовая дипломатия». Любопытно, что животное по-разному реагирует на того или иного человека. Для китайца это знак: если панда доверяет человеку - значит, это друг и с ним можно иметь дело.

Вот и приехавшей в заповедник Валентине Матвиенко китайские коллеги, видимо, не без умысла дали возможность пообщаться с пандой. Наблюдая, как безмятежно замерло животное в руках Председателя Совета Федерации, можно было сделать вывод: в наших отношениях полный порядок.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления