Страна и мир Голландская журналистка: В Европе о вас чаще пишут с точки зрения оппозиции

Голландская журналистка: В Европе о вас чаще пишут с точки зрения оппозиции

Читу мы знаем потому, что у нас очень популярна настольная игра «Риск», где можно выбирать армию, воюющую за какую-то страну. Россия на карте этой игры разделена на несколько секторов, одним из которых выступает Чита.

Корреспондент голландской газеты NRC Талия Веркайде приехала в Забайкалье, чтобы написать о тихо гибнущих военных городках провинции после громких скандалов в Минобороны. Кун Перквин приехал с ней за компанию. С одной стороны, они ничем не примечательные люди, если исключить его всклокоченную шевелюру и её обаятельный акцент. Но почему-то я в них сразу влюбился. Есть в их умении восхищаться какая-то детская непосредственность. С ними хорошо болтать обо всём, спорить, соглашаться.

- Почему голландцам интересна Россия?

- Во-первых, Россия очень большая страна, в которой есть ядерное оружие. Моё первое воспоминание, связанное с вашей страной, - запасы консервов и мыла в подвале моего дедушки, на случай нападения русских. Голландцы постарше почувствовали влияние Холодной войны, и многие думали, что советские войска могли попасть в Западную Германию, а потом и к нам.

Во-вторых, из России приходят интересные, курьёзные новости, например сообщения о страшных ДТП. У нас недавно был популярен ролик, в котором видно, как водитель грузовика после ужасного столкновения вышел невредимым из окна. Просто чудо. В большой России много событий и мистерии. Для нас, привыкших к небольшому пространству, это удивительно.

Один голландский журналист сделал серию репортажей, путешествуя от Москвы до Магадана и от Москвы до Мурманска. В Голландии он завоевал огромную популярность. Мне, работающей в России, постоянно напоминают о нём.

У Куна тоже есть детские воспоминания о переговорах Горбачёва с Рейганом. Он в это время думал, что двум этим людям принадлежит весь мир. Это показатель, сформированный Холодной войной. То, что он говорит, более характерно для голландцев, так как я жила в России во время учёбы, и моё мнение о стране уже не такое, как у соотечественников.

У бизнесменов есть свои причины интересоваться Россией — это те 15% газа от той части, которую мы импортируем. Более того, некоторые боятся россиян, задают вопросы о соблюдении прав работников и так далее. Если российская компания открывает свои заправки на юге Голландии, то люди говорят — ой.

- Было ли какое-то представление о России, которая за пределами Москвы?

- Читу мы знаем потому, что у нас очень популярна настольная игра «Риск», где можно выбирать армию, воюющую за какую-то страну. Россия на карте этой игры разделена на несколько секторов, одним из которых выступает Чита. Мы знаем, что есть Москва и есть остальная Россия, и ситуация в ней отличается. Но о том, что находится за Уралом — это большое белое пятно, как и у большинства моих московских знакомых. Поэтому я и думаю, что полезно писать обо всём, что происходит. У нас есть привычки смотреть на россиян с точки зрения нашей либеральной морали. Есть журналисты, которые пишут о вашей стране почти только из оппозиционной точки зрения.

Поэтому читатели могут думать: — всё, что делают русские власти — нехорошо, всё противоречит правам человека. К американцам или китайцам такого отношения нет — от одних мы не чувствуем угрозы, а к другим уже привыкли.

- Часто ли в Европе говорят о нарушении прав человека в России?

- Постоянно. Я сама, как журналист, понимаю, что это больной и актуальный вопрос, но есть много других интересных тем. Но нарушение прав — доминирующая тема. Например, дело Пусси Райт — я очень постаралась понять, почему девушек послали в колонию. Я поговорила с разными людьми, в том числе с представителями Русской православной церкви, понимаю их точку зрения. Да, девушки плохо себя вели, провели безвкусную, по мнению многих, акцию, но послать их в колонию — это сверх меры. Для голландской публики это кажется запредельным. Там считают, что это протест, за который можно оштрафовать, чтобы девушки не мешали людям в церкви, но колония — это слишком жестоко.

Самые громкие журналисты в Москве это те, которые пишут про оппозицию и вошли в протестное движение. И многие перенимают их точку зрения, не учитывая, что есть и другая. Я, например, была удивлена, когда узнала, что написал про Забайкалье http://www.thenewtimes.ru/articles/detail/3658 Валерий Панюшкин. Это вообще не совпадает с тем, что я здесь видела. Мне кажется, он ищет подтверждения какой-то столичной идеи, что в регионах везде всё ужасно плохо. За последний год стало очень хорошо заметно, что журналисты попадают в лагерь протестного движения. Это понятно, но для работы журналиста важно соблюдать дистанцию.

Ещё одна проблема России — намного легче поговорить с людьми, которые настроены против власти, чем с её представителями. Обычно, чтобы получить комментарий чиновника, нужно договариваться заранее или писать запрос, но журналисты обычно спешат. Если бы власть модернизировалась, сделалась доступнее, то журналисты бы больше слышали и давали обе точки зрения.

- В наших СМИ, кстати, говорят о ваших проблемах с мигрантами. Как на самом деле обстоят дела?

- Когда наша страна начала развиваться, то потребовалось много рабочих рук. Гастарбайтеры приезжали к нам, работали, обустраивали свою жизнь. Сейчас мигранты занимают около 10% населения. У нас был политик, который начал говорить о них, как о серьёзной проблеме. Его заявления можно считать популистскими, но люди прислушивались к нему. Через некоторое время его убили по политическим мотивам. При этом убил его не гастарбайтер, не иностранец, а сумасшедший социалист. Это было первое политическое убийство за много-много лет, и о проблеме стали говорить громче. Люди относятся к мигрантам совершенно по-разному.

Моя знакомая, например, очень недовольна тем, что её ребёнок будет учиться в школе с детьми иностранцев. Считается, что из-за недостаточного уровня знания языка им хуже даётся программа.

Актуальная тема, связанная с дискриминацией, завязалась вокруг национального праздника — Дня святого Николая (Sinterklaas). Дети верят, что такой святой живёт в Испании, каждый год приезжает в Голландию на пароходе и дарит подарки, забираясь в дом через печную трубу. По легенде, у него есть чернокожие, толстогубые помощники. Возможно, они появились из-за колониальной истории нашей страны, но до недавнего времени их никто не связывал с расизмом. Я вообще не чувствую ничего плохого — это же сказка, связанная только с приятными детскими воспоминаниями. Но некоторые мигранты возмущаются — как это темнокожие могут быть только слугами?

В прошлом году некоторые суринамцы протестовали во время приезда Синтерклааса в города. В современной трактовке, кожа у помощников потемнела из-за печной сажи.

- А есть ли у голландцев национальная идея?

- Многие думают, что национальная идея такая, что у нас её нет. Может быть поэтому считается, что мы толерантный народ и приветствуем разные идеи и морали. Национальное увлечение у нас — катание на коньках. В школах могут дать выходной, чтобы школьники смогли покататься при подходящей погоде.

Ещё у нас есть День королевы, который отмечается 30 апреля. На самом деле в этот день родилась мама нашей королевы Беатрикс, а её день рождения зимой, когда веселиться на улице не очень комфортно. Этот праздник - официальный выходной, а на улицах можно торговать чем захочешь. Многие в этот день ходят в оранжевой одежде и сильно напиваются. День королевы тоже оставил у меня лучшие впечатления — на ярмарках я купила свои первые джинсы и свою первую гитару.

Кун думает, что особенность Голландии в том, что люди всегда жалуются. Я тоже замечаю это, когда возвращаюсь из России. Вот, например, я разговаривала с жителями военных городков, у которых дома нет воды или отопления, но они шутят и не выглядят несчастными. А у нас на родине люди говорят, что им не позвонил приятель, с таким выражением лица, как будто случилась катастрофа. И люди осознают, что это национальная привычка. При этом Куну она нравится — можно прийти утром на работу, пожаловаться на транспорт. Ещё я замечала, что русские никогда не болеют, а голландцы жалуются даже на лёгкую простуду.

- Какие ещё различия вы видите между нами?

- Большая разница между Голландией и Россией — это иерархия. В 60-х у нас была культурная революция, в результате которой мы победили и иерархию. Сейчас школьники могут не вставать, когда учитель входит в класс. Это не значит, что они не воспитаны, а просто их приучают быть самостоятельными, иметь свою точку зрения.

Кун добавляет, что его брат может назвать начальника мудаком — в шутку, конечно, но тем не менее. Когда люди что-то умеют делать, то не уважают менеджеров, а они ничего не могут поделать. Главный редактор нашей газеты через пять лет работы на этом посту, стал обычным редактором, а другой — юрист по образованию — стал журналистом, пишущим на юридические темы. И это вполне нормально.

- Как среднестатистический голландец относится к однополым бракам?

- Мне радостно, что разные люди могут жить в нашей стране, как им нравится. Сколько людей придерживаются такого же мнения я не знаю, но думаю, что большинство. Хотя есть те, кто не испытывает восторга. Некоторые чиновники могут отказаться заключать брак гомосексуалистов из-за религиозных взглядов. Я считаю, что это тоже проявление свободы — если ты не хочешь делать это, то тебя не будут принуждать. Однако, по новым правилам, все чиновники должны быть готовыми регистрировать такие браки.

Кун когда-то работал преподавателем в школе и знает, что его коллеги скрывали свою ориентацию от детских насмешек. Чтобы не обращать внимание на такие шутки, нужно быть очень сильным человеком.

Мигранты, которые воспитаны в других условиях, не принимают гомосексуализм. Может быть, это и вызвало негативные взгляды в их сторону со стороны голландцев. Некоторые ведь гордятся тем, что мы стали первой страной, регистрирующей однополые браки.

Несколько лет назад в одном из городов был скандал — молодые марроканцы дразнили гомосексуальную пару, живущую по соседству. В конце концов пара уехала, а мэра обвинили в бездействии, потому что он не смог защитить их.

- А к марихуане?

- Купить марихуану можно только в кафе-шопах с 16.00 до 22.00. Там можно увидеть людей любого возраста, вплоть до 80-летних. Обычно это люди от 30 до 40. Больше мужчин, но есть и женщины. Я не видела, но говорят, к 4 часам около заведений выстраивается очередь, а в 5, когда люди освобождаются с работы, туда приезжают микроавтобусы.

Обычно люди покупают по 2 грамма в виде джоинтов. Для тех, кто покупает пять, существует скидка. Я читала, что один человек даже сделал маленькие талончики, за которые можно было получить скидку. Но потом его задержали, так как он был нелегальным торговцем.

Сейчас Опиумный закон ужесточается. Например, нельзя торговать травкой около школ. Предлагается также запретить продажу туристам, а жителей приграничных районов обслуживать по специальным картам.

Многие отказываются от наркотиков, так как переживают за свою здоровье. Исследования показали, что если человек предрасположен к шизофрении, то марихуана усугубляет этот процесс. Кому хочется быть сумасшедшим?

- А каково отношение к проституции?

- Есть две группы проституток. Одни — здоровые голландки, которые работают по собственному желанию, вступают в «Красную верёвку» и сами гордятся своей работой. Вторая группа — это девушки из Восточной Европы и других стран, которых просто обманывают. Есть, конечно, люди, которые думают — фу, проститутки. Однако большинство уверены, что проституция - это нормально, но опасно, и думают плохо о сутенёрах. Те, как менеджеры среднего звена — ничего не делают, но зарабатывают за счёт других.

Проституцию легализовали, чтобы как-то навести порядок в этой сфере. Но по-прежнему возникают скандалы, чаще — с иностранными девушками. Возникающий шум — это в какой-то мере хорошо, власть знает, как обстоят дела. Но вот сказать, что всё стало гладко — пока нельзя. Я не знаю, как в России, но думаю, что о проституции и происходящих нарушениях неизвестно ничего.

Есть девушки, которых можно вызвать по телефону — но в этой сфере вообще непонятно, что происходит. Их номера можно найти в интернете или в газетах, если хорошо поискать. А вот в Москве такую рекламу оставляют на машинах. В Харькове и Киеве вообще такая информация содержится в картах города, которые раздают в аэропорту.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления