Страна и мир Кто заплатит за границу

Кто заплатит за границу

Ремонтировать предлагается силами китайских рабочих за деньги бюджета или предпринимателей КНР. После этого российская сторона планирует взять пункт пропуска на своей же территории у китайской стороны в безвозмездное пользование.

На ноябрьские праздники самый современный в Забайкальском крае российско-китайский пункт пропуска "Забайкальск" на несколько суток встал из-за того, что люди на выходные решили съездить за границу. Переход не справился с потоком автомобилей, и опять пошли разговоры о том, что пограничная инфраструктура на российско-китайской границе края работает далеко не идеально и нужно что-то менять.

Для пропускных пунктов, в особенности в Забайкальске, выходные и праздничные дни давно стали стихийным бедствием, о котором говорят долгие годы, но ничего не меняется.

О радикальном решении вопроса 18 ноября на заседании одного из круглых столов I Забайкальского форума приграничного сотрудничества заявил заместитель министра министерства международного сотрудничества, внешнеэкономических связей и туризма Валентин Аникьев. Он сообщил, что правительство Забайкальского края направило правительству китайского Автономного района Внутренняя Монголия (АРВМ) предложение отремонтировать пункт пропуска в селе Олочи. Ремонтировать предлагается силами китайских рабочих за деньги бюджета или предпринимателей КНР. После этого российская сторона планирует взять пункт пропуска на своей же территории у китайской стороны в безвозмездное пользование. И всё бы ничего, если бы это был какой-нибудь супермаркет, а не пограничный переход.

Почему так?

Это решение, по словам Валентина Аникьева, единственный возможный выход для Забайкальского края, потому что на помощь правительства Российской Федерации рассчитывать не приходится. Ситуация складывается парадоксальная.

На территории Забайкальского края работают шесть пунктов пропуска: четыре на границе с Китаем (автомобильные "Забайкальск", "Олочи" и "Староцурухайтуй" и железнодорожный "Забайкальск") и два на границе с Монголией. Один пункт пропуска на границе с КНР, Покровка – Логухэ, пока закрыт. Общая протяжённость российско-монгольской границы в регионе – 831,5 километра, российско-китайской – 1095,3 километра. Это больше четверти длины всей российско-китайской границы.

В более-менее сносном состоянии находятся только железнодорожный и автомобильный пункты пропуска в посёлке Забайкальск, заявил замминистра. Пункты пропуска Олочи — Шивей, Староцурухайтуй — Хэйшаньтоу и Покровка – Логухэ нуждаются в реконструкции.

«Одним из барьеров, мешающих сегодня серьёзному увеличению товарооборота между Россией и Китаем, является неразвитость инфраструктуры и неустроенность пунктов пропуска на восточном участке российско-китайской границы. Уже сейчас мощности пунктов пропуска не соответствуют реальным объёмам грузопотоков и пассажирских перевозок, являются своеобразным тормозом в развитии экономического сотрудничества», — заявил Аникьев.

Не раз за последние годы правительство края обращалось к руководству страны с просьбой профинансировать реконструкцию приграничных пунктов пропуска, однако ни одно из обращений не принесло положительного результата. В ближайшее десятилетие деньги выделяться не будут, а региону предложено изыскать другие источники финансирования.

И снова аренда

Совсем свежа в памяти история о том, как правительство Забайкальского края собиралось сдать в долгосрочную аренду китайским предпринимателям огромные территории под сельхозтоваропроизводство. На сей раз в безвозмездное пользование предлагается брать нам наше же здание, построенное на российской территории, но уже за китайские деньги.

«Правительство Забайкальского края, основывая свою деятельность на изменении законодательства, организовало и осуществляет работу с федеральными органами исполнительной власти по проработке возможности использования иностранных финансовых средств на строительство российских пунктов пропуска», — эти слова Аникьева явно удивили не только меня.

Переводчик спешно начал переводить сказанное на китайский, присутствовавшие на форуме представители КНР спокойно слушали, российские зашептали: «Это позор».

Правительство края обратилось к руководству АРВМ с предложением изучить такую возможность. Пока реакция китайской стороны не ясна, но до конца 2015 года российские инициаторы предложения надеются получить ответ. Если схема заработает, её применят и в Староцурухайтуе, и в Покровке.

«Предлагаемый путь строительства российского пункта пропуска является инновационным. Он не стандартен, не традиционен и требует не только согласования со всеми заинтересованными ведомствами между Россией и КНР, но и подписания межправительственного соглашения и его последующей ратификации, — чеканил Аникьев. – Но другого пути у нас нет. Либо ждать, когда на эти цели появятся деньги в федеральном бюджете, либо, учитывая обоюдные интересы, попросить финансовые средства у своих соседей. Дорогу осилит идущий», — заключил замминистра.

Аникьев напомнил, что СССР после Второй мировой войны оказывал помощь в строительстве промышленных гигантов, которые до сих пор работают в КНР.

ФСБ была против

Одним из самых сильных противников такого решения изначально была Федеральная служба безопасности, но сейчас детали предполагаемого соглашения её специалистам хорошо известны, подчеркнули на заседании.

Аникьева поддержал его коллега, замминистра территориального развития края Дмитрий Палкин. Он подчеркнул, что опыт подобного сотрудничества с китайской стороной уже имеется. Именно на таких условиях были построены мосты через Аргунь в Староцурухайтуе и Олочах.

Кто-то из участников вспомнил, что пункт пропуска Борисоглебск для российской стороны строила Норвегия, после передав его нашей стране в безвозмездное пользование. Участники совещания кивали друг другу: если там строили, то почему бы и нам не попробовать? Зрители, которых набрался полный зал, едва не вставали с мест.

«В конце заседания скажу им всё, что думаю. Сначала пункт пропуска, а потом?» — шептались рядом. Но заседание затянулось на три с лишним часа, и желающие высказаться не дождались его окончания. Так и получилось, что заявление о странной, на мой взгляд, сделке прошло на ура. Представители России и Китая пожали друг другу руки и разошлись кто пить кофе, кто знакомиться с потенциальными партнёрами по бизнесу: благо, форум собрал действительно много интересных людей, работа которых касалась не только границы и денег, которые мы на ней сможем сэкономить или заработать.

Граница и грань

Во время недавнего интервью депутат Госдумы Николай Говорин, рассуждая об оптимизации медицины, заявил, что есть вещи, которые нельзя мерить выгодой и превращать в бизнес. По моему мнению, вопрос обустройства государственной границы и пунктов пропуска, какими бы тёплыми сегодня ни были отношения с соседним государством – это прежде всего вопрос статуса. Или ты можешь охранять свою границу сам и с тобой разговаривают на равных, или ты просишь денег на замок от квартиры, дубликат ключей от которого, возможно, будет не только у тебя. Нужен ли границе такой замок?

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления