Реклама
СЕЙЧАС +2°С
Все новости
Все новости

«Тайны истории»: шпионку из США арестовали в Чите

100 лет назад чекисты арестовали американскую журналистку

Маргарет Элтон Харрисон арестовали в Чите 100 лет назад

Поделиться

100 лет назад, в конце ноября 1922 года, в Чите чекисты арестовали американскую журналистку Маргарет Харрисон.

В тот момент Чита уже перестала быть столицей Дальневосточной республики (ДВР), но еще была главным городом гигантской Дальневосточной области РСФСР. Местные же чекисты, называвшиеся в ДВР сотрудниками Госполитохраны (ГПО), теперь, как и их коллеги в Советской России, стали сотрудниками Государственного политического управления (ГПУ), председателем которого оставался главный чекист страны Феликс Дзержинский.

Впервые об этой истории я узнал из двух докладов, что были представлены на международной научно-практической конференции «Приграничный регион в историческом развитии», которую провели в Чите в октябре 2018 года. Историк-американист из Москвы Светлана Червонная представила доклад «Выявление документальных источников в архивах Москвы по двум приездам Маргарет Харрисон в Советскую Россию», а сотрудница Фонда исследования дикой природы Джерси-Сити из штата Нью-Джерси (США) Шелдон Барт прислала сообщение «Вспоминая удивительную американку, которая познакомила западного читателя с Забайкальем». Эти доклады по сути дела дополняли и уточняли друг друга.

Кроме того, на протяжении 2020–2022 годов, когда шла череда событий, связанных со 100-летним юбилеем ДВР, продолжал поиск, результатом которого и решил поделиться.

Читинский арест и…


Ее дело, которое удалось обнаружить в Центральном архиве ФСБ в Москве Светлане Червонной, официально было открыто 22 ноября 1922 года, в тот самый день, когда Харрисон была арестована в Чите. Но готовили арест заранее, еще 9 октября того же года в Читу из Москвы пришла телеграмма, в которой сообщалось о предстоящем приезде американки в Забайкалье. В этом же документе была поставлена задача ее ареста и «препровождения в ГПУ» в столицу Советской России.

Арестом «гостьи» руководил лично бывший директор ГПО, ставший начальником полпредства ГПО по Дальневосточной области Лев Николаевич Бельский (1889–1941).

Родился Бельский в еврейской семье служащего транспортной конторы в городке Мир Минской губернии. Настоящее его имя Абрам Михайлович Левин. До 1917 года учился и работал, был домашним учителем и учеником аптекаря, фармацевтом. В первую русскую революцию 1905–1907 годов был членом еврейской социал-демократической партии БУНД. В армию призван с началом Первой мировой войны, служил в артиллерии. Ближе к 1917 году пристроился писарем в интендантстве 20-го стрелкового корпуса. С июня 1917 года — большевик. С 1918 года — чекист. В 1921 года, когда Тухачевский и Уборевич подавляли крестьянское восстание на Тамбовщине, был там полпредом ВЧК. С октября 1921 года служил в ГПО ДВР.

Кроме того, в этом деле имелись документы полуторамесячного периода, предшествовавшего этому аресту. Само же дело, что вели местные чекисты, было вместе с арестованной направлено «в Москву в распоряжение ГПУ». Московские чекисты с Маргарет были уже хорошо знакомы, но об этом чуть позже.

К этой поездке Харрисон стала готовиться заранее. В начале года она познакомилась с делегацией ДВР, прибывшей на Вашингтонскую конференцию, и ее неофициальным «пресс-секретарем», известным на Дальнем Востоке журналистом Петром Караваевым. Она даже взялась доставить в Читу часть его багажа из США, что добросовестно выполнила. Сам Караваев возвращался в Читу через Москву. С октября 1922 года он стал редактором главной большевистской газеты ДВР «Дальне-Восточный Путь». Так что привезенный Харрисон багаж, вероятно, принял лично. Однако ни в его газете, ни в «Дальне-Восточном Телеграфе» об аресте американской шпионки не было сказано ни слова.

…Дальневосточный вояж

В июне 1922 года Маргарет в качестве журналистки одной из американских газет, что было ее прикрытием, отправилась в свое дальневосточное турне.

Американская журналистка и писательница Маргарет Харрисон в 1922 году отправилась в путешествие по Дальнему Востоку

Американская журналистка и писательница Маргарет Харрисон в 1922 году отправилась в путешествие по Дальнему Востоку

Поделиться

«Маршрут Харрисон отражал ее интеллектуальное любопытство, дух приключений и симпатию к русскому народу, — отмечала Шелдон Барт. — Из Токио она отправилась на северный Сахалин, а затем села на пароход в Николаевск, чтобы переправиться на сибирский материк. Там она неожиданно встретила Эдварда Б. Томаса, вице-консула США в Чите, и майора Филиппа Файмонвилля, недавно назначенного американским военным наблюдателем в Чите (первый из них действительно вскоре вернулся в Читу, а второй — нет. — Прим. авт.). Томас и Файмонвилл предложили Харрисон остановиться у них, если она окажется в Чите. Затем Маргарет, воспользовавшись пароходом на Амуре, оказалась в Хабаровске и оттуда обеспечивала себе место на медленном поезде до Владивостока, который шел в течение пяти дней через территорию, оккупированную тремя различными армиями: Народно-революционной армией Дальневосточной республики, японской армией и белыми войсками».

Неделю она пробыла во Владивостоке, и, возможно, там к ней присоединился чекист Борис Богданов. Как минимум они там могли познакомиться, ведь Борис тоже был журналистом.

Интересно, что в официальных биографических справках Бориса Давыдовича Богданова (1901–1938) отмечается, что в органах государственной безопасности он стал работать с декабря 1922 года. На самом деле это произошло значительно раньше.

«Быть может, — отмечала Светлана Червонная, — разработка и арест Харрисон были его первой крупной операцией, но в документах дела и в особенности в протоколах читинских допросов Харрисон он выступает как ее достойный интеллектуальный противник».

В 1921–1922 году Богданов работал переводчиком (владел английским, французским, немецким и китайским языками), библиотекарем в коммерческом училище и журналистом в газете «Вечер». И всё это в занятом белогвардейцами и японскими интервентами Владивостоке. Родился Борис Богданов в семье мелкого предпринимателя (коммивояжера-комиссионера) в 1901 году. С 1906 года семья стала жить в Харбине, а с 1909 года — во Владивостоке. Здесь Борис окончил коммерческое училище, а затем два курса горного отделения и китайское отделение Владивостокского политехнического института. В 1922 году ему был всего 21 год.

Маргарет Харрисон, пробыв во Владивостоке неделю, на пароходе отправилась в Корею, а уже оттуда в Чанчунь, где в сентябре шла мирная конференция между делегациями Японии и объединенной ДВР и РСФСР.

«В Чанчуне не удалось достигнуть никаких соглашений, поскольку Япония отказалась вывести войска с острова Сахалин, — писала Шелдон Барт, — но эта конференция позволила Харрисон возобновить знакомство с советским послом в Китае Адольфом Джоффе (Иоффе. — Прим. авт.), председателем российской делегации в Чанчуне и с Яковом Янсоном — министром иностранных дел Дальневосточной республики. Она встречалась с обоими в Москве и обсуждала с ними возможность получения виз не только для Дальневосточной республики, но и для всей России… Миссис Харрисон провела две недели в Пекине, в течение которых она официально подала прошение в советское консульство на легальные визы, чтобы без препятствий путешествовать по Забайкалью и России».

Под присмотром чекистов


«Это ходатайство, — была убеждена Шелдон Барт, — привлекло внимание Аристарха А. Ригина, агента внешней разведки Москвы, проживающего в китайской столице».

Ригин (оперативный псевдоним Рыльский) Аристарх Аристархович (1887–1938) в 1922–1923 годах официально был атташе и заведующим консульской частью полпредства Советской России в Китае, а неофициально — резидентом Иностранного отдела (ИНО) ГПУ в этой стране. У него было весьма обширное и разнообразное образование. В 1906 году он окончил немецкую школу в Петербурге. Один курс проучился в Петербургском университете, затем в 1910 году окончил университет в Цюрихе (Швейцария), до 1913 года проучился в Военно-медицинской академии в Петербурге, с началом Первой мировой войны был призван в армию и в 1916 году выпустился (по ускоренной программе) из Александровского военного училища. И даже успел побывать на фронте. До 1917 года подпоручик Ригин в составе Особого экспедиционного корпуса русской армии был направлен во Францию. Был ранен. При этом стоит отметить, что свой первый боевой опыт он приобрел раньше. Ещё в 1905 году Аристарх связал свою судьбу с партией социалистов-революционеров (эсеров), причем входил в военно-боевую организацию этой партии. И в корпусе он вел революционную агитацию среди солдат и младших офицеров. По доносу был арестован и выслан. В сентябре 1917 года добрался до России. С 1918 года — большевик. Потом — Гражданская война. С 1921 года на дипломатической и разведывательной работе.

Так что, вероятно, американский исследователь в чём-то была права, хотя нельзя исключать, что чекисты «вели» Харрисон чуть ли не из Вашингтона.

Из Маньчжурии Маргарет где на автомобилях, а где и на лошадях добралась до столицы Монголии.

Поделиться

«В Урге, — отмечала Шелдон Барт, — она получила от советского представителя Николая Лубарского (Любарского. — Прим. авт.) верительные грамоты для Дальневосточной республики и с нетерпением ожидала получения в Чите разрешения на въезд в Россию».

Николай (Ной) Маркович Любарский (1887–1938), так же как и его коллега из Китая, был и дипломатом, и разведчиком. Он родился в Одессе в еврейской семье. В 1905 году вступил в РСДРП. После поражения первой русской революции 1905–1907 годов вынужден был эмигрировать. Жил и работал в Бельгии, Италии, Франции и США. В 1917 году, так же как и первый председатель правительства ДВР Александр Краснощёков, вернулся в Россию через Владивосток. Лишь в 1918 году он перебрался в Москву и был принят на работу в Наркомат иностранных дел. В 1919–1920 годах был на нелегальном положении в Берлине, работая в Западно-европейском секретариате Коминтерна. Так он и стал дипломатом-разведчиком. Побывал в Швейцарии, Италии, Чехословакии, в которых принимал участие в создании коммунистических партий. В 1922–1923 годах — полномочный представитель Советской России в Монголии.

Разрешения на въезд в РСФСР из ДВР она так и не получила. Просто в то время сама ДВР «въехала» в состав Советской России. А Харрисон арестовали.

«Вице-консул Томас сделал соответствующие дипломатические запросы, но не более того, — констатировала Шелдон Барт. — Под вооруженной охраной Маргарет [везли] по Транссибирской магистрали на второй срок лишения свободы. Советское контрразведывательное бюро оценило ее способности и в течение 10 недель пыталось убедить или принудить ее работать на большевиков. Она сопротивлялась и, в конце концов, была освобождена, когда известие о ее аресте достигло Вашингтона».

Несколько иной точки зрения придерживалась Светлана Червонная: «Чекистская операция и на этот раз достигла своей цели: Харрисон поделилась необходимой информацией, в том числе подробностями деятельности военной разведки США, и через два с небольшим месяца ее отпустили домой. Чекистская операция оказалась успешной и в долгосрочной перспективе: Харрисон больше не вернется в Россию, но станет поборником признания СССР и развития с ним торговых отношений. Она рассказывает своим соотечественникам о России, ее лидерах и народе в книгах и десятках, если не сотнях лекций. Она больше не вернется к службе в американской военной разведке: впереди у нее была долгая увлекательная жизнь писателя, журналиста, кинематографиста и путешественницы».

До Читы и после


Большую статью «Приключения американской шпионки в Советской России» напечатала в журнале «Звезда» (№ 1) в 2019 году Галина Лапина. А в 2021 году была опубликована статья американки Элизабет Этвуд «Освобождение Маргарет Харрисон: первая женщина — агент внешней разведки Америки». Есть биографическая справка Харрисон и в «Википедии».

Не повторяясь, остановлюсь лишь на самом главном. Родилась Маргарет Элтон Бейкер (Baker) в 1879 году в семье богатого судовладельца. Образование ей дали просто прекрасное. А вот замуж она вышла, вопреки воле родителей, за бедного, но благородного Томаса Харрисона, создавшего и руководившего школой для больных детей. В 1915 году ее муж, у которого оказалась опухоль головного мозга, скончался, оставив ее с 13-летним сыном и кучей долгов. Выкарабкиваясь из этого «кризиса», Маргарет сначала стала журналисткой, а потом и шпионкой.

«24 февраля 1920 года американская журналистка Маргарет Гаррисон (Харрисон. — Прим. авт.), она же тайный агент Военной разведки США, фигурировавшая в секретных донесениях под литерой «В» (Baker — ее девичья фамилия), вышла из поезда на Александровском вокзале, — начинала свой очерк Галина Лапина. — Дорога в Москву была долгой и опасной: она отправилась на задание, не имея ни российской визы, ни журналисткой аккредитации».

Задача агента «В» состояла в том, чтобы «в течение нескольких месяцев ознакомиться с условиями в Москве и других городах». Сама Харрисон позже вспоминала: «Глубоко в душе я знала, что хочу найти что-то, что могло бы дать ключ к решению новых проблем, стоящих перед человечеством. Я не была ни марксисткой, ни социалисткой, однако я чувствовала, что существующие формы правления не в состоянии справиться с общим кризисом — социальным, политическим и экономическим. Я предвидела, что моему поколению выпало жить в эру перемен и экспериментов. Большевизм был одним из этих экспериментов».

Тогда ей как журналистке удалось познакомиться со многими большевистскими лидерами, включая Адольфа Иоффе и Якова Янсона, с которыми она позже встретится в Китае.

«Снова (как до того в Германии. — Прим. авт.) она играла двойную роль, с одной стороны отправляя статьи в «Балтимор Сан», «Нью-Йорк Ивнинг Пост» и в «Ассошиэйтед Пресс», а с другой — тайно докладывая в подразделение военной разведки США, — отмечает Шелдон Барт. — Появились новые свидетельства того, что сеть большевистских сторонников в США выдала информацию о разведывательной деятельности миссис Харрисон советскому посланнику в Нью-Йорке».

В конце концов любопытную американку арестовали и 10 месяцев продержали в тюрьме. Освободили ее в обмен на продовольствие и другую помощь от США Советской России.

После ареста в Чите история с Харрисон повторилась.

Правда, в этот раз ее освободили раньше.

«Дважды посетив Советский Союз и каждый раз подвергаясь аресту, Харрисон возвращается в Соединенные Штаты, — писала Элизабет Этвуд. — Она продолжала говорить и писать о своей жизни, Советском Союзе и своем заключении в тюрьме на Лубянке. Но к 1925 году Харрисон снова искала приключений с истинно важной задачей — шпионажем. Ближний Восток, который теперь представляет интерес для Соединенных Штатов, манил к себе. Вместе с двумя спутниками, Мериан Купер и Эрнестом Шедсаком, она отправилась в путешествие по Ближнему Востоку. Предлог состоял в том, чтобы заснять миграцию персидского племени бахтиари, одновременно сообщая важную информацию для Соединенных Штатов. Получившийся в результате фильм под названием «Трава» (1925) был воспринят мягко. В общей сложности они посетили Персию (ныне Иран), Ирак, Палестину и Турцию. Собранная и переданная информация послужила толчком для вхождения американских компаний в этот район. После фильма ее шпионская жизнь закончилась. Она вернулась в Соединенные Штаты, вышла замуж, переехала в Лос-Анджелес и продолжила свою жизнь».

Мериан К. Купер и ее попутчики пересекают Малую Азию, чтобы найти племя кочевников из Ирана, известное как бахтиари

Мериан К. Купер и ее попутчики пересекают Малую Азию, чтобы найти племя кочевников из Ирана, известное как бахтиари

Поделиться

Умерла она в 1967 году в возрасте 88 лет, намного пережив всех тех советских чекистов, с которыми судьба сводила ее в начале 1920-х годов, большинство из них было уничтожено в 1937–1940 годах. А вот теперь информация и о Маргарет Харрисон, и об ее аресте в Чите в ноябре 1922 года перестали быть тайной.

  • ЛАЙК3
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter