320 лет назад 13 (2-го по старому стилю) января 1703 года в Москве была издана первая русская печатная газета «Ведомости». Полное ее название звучало так: «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах». До «Ведомостей» в России уже выходила почти газета «Куранты». Царь Алексей Михайлович почитал «великим делом» доставку в страну «еуропских вестей» и не жалел средств на «курантельщиков» — переводчиков и редакторов. Но «Куранты» были, во-первых, рукописными, во-вторых, предназначались лишь для царя и узкого круга его приближенных. Так что «Куранты» были скорее закрытым правительственным информационным бюллетенем.
Для «всенародного объявления»
Петр I, создавая первую газету, сразу определил ее предназначение. 16 декабря 1702 года он подписал Указ о создании газеты, в котором в том числе было сказано следующее: «О всяких делах надлежит печать куранты…», имея в виду создание именно доступной газеты, номера которой стоили бы дешевле и предназначались для «всенародного объявления событий военных и политических».
Первоначально «Ведомости» представляли собой небольшие книжечки размером в половину современной машинописной страницы. В дальнейшем их объем увеличился до 22 страниц. Название газеты постоянно менялось («Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Экстракты»), так же как и тираж этого издания (от 300 экземпляров до нескольких тысяч). В редактировании «Ведомостей» и подготовке их к печати Петр I принимал непосредственное участие. Он же был автором многих «реляций», отбирал материал, который следовало опубликовать в газете, собственноручно правил некоторые статьи. Редактором и автором ряда материалов был и ближайший сподвижник царя Федор Головин, несколько лет проведший в Забайкалье, где он в 1689 году подписал Нерчинский договор России с Поднебесной.
Поэтому вполне понятно, почему уже в № 1 «Ведомостей» появилась и маленькая новость о Китае: «Из Сибири пишут. В Китайском государстве иезуитов вельми не стали любить за их лукавство, а иные из них и смертию казнены».
Вместе с тем не всё так уж просто с этой маленькой заметкой: начиная с того, что вызывает сомнение, что она действительно появилась из Сибири, заканчивая самой новостью о якобы преследовании иезуитов в Китае. Начну с последнего.
Устаревшая новость или свежий фейк
Дело в том, что тогда в Поднебесной правил император Канси, чье долгое (61 год!) правление стало своего рода золотым веком в истории Цинского Китая.
В 2000 году в Москве, в Институте востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), была издана серьезная монография известного китаиста Динары Викторовны Дубровской «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552–1772)». Так вот автор отмечала, что император Канси (1661–1722) активно использовал знания и труды иезуитов. Это он отправил в качестве переводчиков для ведения переговоров с русскими в Нерчинск иезуитов Жана-Франсуа Жербильона и Томаша Перейра. Они переводили с китайского на латынь, а переводчик русской делегации, возглавляемой Федором Головиным, Андрей Белобоцкий, — с латыни на русский.
«На протяжении более ста лет после 1689 г., — констатировала Дубровская, — западные миссионеры в Пекине служили переводчиками во всех случаях, когда русское или другое западное посольство прибывало туда. Канси также использовал отцов-иезуитов для обучения ряда молодых студентов математике, часовому мастерству и ремонту музыкальных шкатулок».
Более того, в 1692 году иезуиты добились принятия указа, разрешившего обращать жителей его империи в христианство. Правда, при этом эти новообращенные поклонялись не только Христу, но и Конфуцию, принося в соответствующие дни жертвы в храмы последнего.
«Терпимость просвещенного правителя, — одновременно отмечала Динара Викторовна, — однако, не простиралась столь широко, чтобы разрешить миссионерам работать по всей империи. Очевидно, опасаясь, что за расследованием прозелитизма в провинции могут воспоследовать политические изменения, Канси ввел систему паспортов, чтобы разрешить лишь определенные миссии в Пекине и Макао».
При этом ни о каких преследованиях иезуитов в этот период в Китае речи не было. Но конфликт в то время всё же имел место, но не в отношениях китайских властей и иезуитов.
Отцы-иезуиты, понимавшие, что поклонение предкам и Конфуцию — это не более чем народная традиция и часть «чиновничьей культуры», не противились этому. Но в это же время в Китае в качестве миссионеров появились члены других католических орденов и ученики новой парижской миссионерской семинарии. Эти новички были возмущены терпимостью иезуитов, на которых посыпались доносы в Ватикан. Папа Римский послал собственного легата, чтобы произвести расследование. Император Канси 22 июня 1706 года торжественно принял иностранца и заявил ему, что упомянутые жертвы в конфуцианские храмы являются чисто гражданскими церемониями. Таким образом, император-конфуцианец защищал перед папским послом иезуитов. Однако всё это произошло через три года после выхода российских «Ведомостей». То есть, когда газета вышла, в Москве могло быть известно лишь о доносах в Ватикан и о возможном решении Папы о посылке в Поднебесную легата.
Стоит отметить, что в конце 1698 года глава Сибирского приказа думный дьяк Андрей Андреевич Виниус (1641–1717), с 1697 года возглавивший этот приказ, по распоряжению Петра I организовал регулярную доставку писем в Сибирь и обратно «от Москвы во все сибирские города, до Якутска и Нерчинска и до Тобольска». Эта новая сибирская почта ходила три раза в лето. Таким образом, если новость из Китая попала в Москву к концу 1702 года, она могла попасть в Сибирский приказ летом того же года.
Русских дипломатических миссий в тот момент в Поднебесной не было. В 1699–1701 годах там побывал купеческий караван, возглавляемый купцом Григорием Боковым, товарищем (заместителем) которого был купец Григорий Осколков, а целовальниками Михаил Гусятников и Григорий Пивоваров. Купцы что-то могли слышать, что-то передать, что-то и превратилось в «новость» из Китая. Что-то могли рассказать еще в Нерчинске местному воеводе по возвращении, и воевода также отправил в Сибирский приказ информацию. Так основательно устаревшая и перевранная новость могла попасть на страницы газеты. Хотя нельзя исключать, что пришла она в столицу из Европы. А ссылку «Из Сибири пишут» поставили с целью скрыть европейский источник. Но могла она быть и первым напечатанным фейком, имевшим вполне конкретную цель, ради которой заметка и появилась в № 1 «Ведомостей».
Петр I и иезуиты
Монашеский орден «Общество Иисуса», ставший более известным под названием орден иезуитов, был создан в 1534 году, в 1540 году его устав утвердил папа римский Павел III. Целью ордена были объявлены защита папства, борьба с ересями и миссионерская деятельность. По сути дела, именно орден иезуитов стал своего рода главной спецслужбой, сочетавшей разведку с контрразведкой Ватикана. Уже в 60-х годах того же XVI века иезуиты прочно обосновались в соседней с Россией Польше, именовавшейся тогда Речью Посполитой. В России они впервые проявились при Иване Грозном, а впервые «вляпались» в Смутное время, когда иезуиты приняли активное участие в возведении на престол Лжедмитрия I. И вместе с польско-литовскими интервентами они с позором были впервые изгнаны.
В Москву они вернулись во времена правления царевны Софьи, сделав ставку на ее фаворита Василия Голицына. Понятно, что, когда Петр I в 1689 году занял престол, по сути дела, свергнув Софью, он вновь изгнал иезуитов из России.
Когда Петр I начал готовиться к войне со Швецией, он стал искать союзников в Европе. Одновременно шел поиск и союзников для войны с «Блистательной Портой», то есть Турцией. Понятно, что большая роль в этих дипломатических баталиях принадлежала главе ведомства иностранных дел, каковым являлся опять же Федор Алексеевич Головин, которого иностранные дипломаты стали именовать канцлером.
Вполне очевидным было то, что в войне с протестантской Швецией нужно опираться на католическую Польшу, да и вообще на католическую церковь. Когда во время своего европейского путешествия Петр I встречался с польским королем Августом II, то в этих переговорах участие принимали и иезуиты.
В 1700 году удалось заключить мирный договор на 30 лет с Турцией и обратить всё внимание на Швецию. Москва пошла тогда на то, что разрешила иезуитам вернуться в Москву, правда, с условием «не для обращения русских в свою веру и вмешательства в политику, но единственно ради заботы о богослужении и духовных дел». Но иезуиты не были бы членами своего ордена, если бы следовали всем этим ограничениям. Начали они с того, что основали в Москве школу, которую в начале XVIII века посещали дети ряда вельмож (Голицыны, Нарышкины, Апраксины, Долгорукие, Головкины, Мусины-Пушкины, Куракины и другие).
Война со Швецией, как известно, началась поражения с русских войск под Псковом. Тогда союз с католической Европой был особенно остро необходим. И потому Петр I делает еще одно послабление для иезуитов — он разрешает им проезд через Россию в Китай. А заметка в «Ведомостях» демонстрирует два момента. Во-первых, что Россия сочувствует гонимым в Китае иезуитам, во-вторых, что почтовый тракт от Москвы до Нерчинска существует и по нему можно быстро добраться до Поднебесной.
В этом аспекте появление этой маленькой заметки становится и ясным, и понятным.
Правда, католики так и не пошли навстречу Петру, и Северную войну Россия Петра Великого выиграла, по сути дела, в одиночку. А потом иезуиты попытались сделать ставку на царевича Алексея и… вновь проиграли. И в 1719 году Петр I их вновь изгнал из России. Но это уже другая история.
***
А «Ведомости» пусть и с трудом, и непостоянно, но стали издаваться. Да, долго не было ни четкого формата, ни заданного тиража, ни строгой периодичности выпуска, ни определенной цены, ни даже единого названия (из номера в номер газета могла называться по-разному: были и «Ведомости Московского государства», и «Российские ведомости», и «Реляции», и «Эссенция из французских печатных газет»). Иногда «Ведомости» и вовсе выдавались народу бесплатно. И даже написание букв в связи с введением в 1710 году Петром I гражданского шрифта изменилось. И объем газеты в разное время был разным, от 2 до 22 страниц. Но задачи главного печатного официозного рупора она неизменно выполняла.
Таким образом, в России, как, к слову, и в Китае, в отличие от Европы, газеты с момента своего рождения выполняли роль органа государства, а не богатеев, которые, как правило, прятались за вывеской «гражданское общество».