320 лет назад 13 (

Фото: gorodbibl4.wixsite.com
Поделиться
Для «всенародного объявления»
Петр I, создавая первую газету, сразу определил ее предназначение. 16 декабря 1702 года он подписал Указ о создании газеты, в котором в том числе было сказано следующее: «О всяких делах надлежит печать куранты…», имея в виду создание именно доступной газеты, номера которой стоили бы дешевле и предназначались для «всенародного объявления событий военных и политических».
Первоначально «Ведомости» представляли собой небольшие книжечки размером в половину современной машинописной страницы. В дальнейшем их объем увеличился до 22 страниц. Название газеты постоянно менялось («Ведомости московские», «Российские ведомости», «Реляции», «Экстракты»), так же как и тираж этого издания (от 300 экземпляров до нескольких тысяч). В редактировании «Ведомостей» и подготовке их к печати

Редактором и автором ряда материалов «Ведомостей» был ближайший сподвижник царя Федор Головин
Иллюстрация: portal-kultura.ru
Поделиться
Поэтому вполне понятно, почему уже в
Вместе с тем не всё так уж просто с этой маленькой заметкой: начиная с того, что вызывает сомнение, что она действительно появилась из Сибири, заканчивая самой новостью о якобы преследовании иезуитов в Китае. Начну с последнего.
Устаревшая новость или свежий фейк
Дело в том, что тогда в Поднебесной правил император Канси, чье долгое (61 год!) правление стало своего рода золотым веком в истории Цинского Китая.
В 2000 году в Москве, в Институте востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), была издана серьезная монография известного китаиста Динары Викторовны Дубровской «Миссия иезуитов в Китае. Маттео Риччи и другие (1552–1772)». Так вот автор отмечала, что император Канси (1661–1722) активно использовал знания и труды иезуитов. Это он отправил в качестве переводчиков для ведения переговоров с русскими в Нерчинск иезуитов Жана-Франсуа Жербильона и Томаша Перейра. Они переводили с китайского на латынь, а переводчик русской делегации, возглавляемой Федором Головиным, Андрей Белобоцкий, — с латыни на русский.

Император Канси активно использовал знания и труды иезуитов
Фото: ru.irullinidisilvia.it
Поделиться
«На протяжении более ста лет после 1689 г., — констатировала Дубровская, — западные миссионеры в Пекине служили переводчиками во всех случаях, когда русское или другое западное посольство прибывало туда. Канси также использовал отцов-иезуитов для обучения ряда молодых студентов математике, часовому мастерству и ремонту музыкальных шкатулок».
Более того, в 1692 году иезуиты добились принятия указа, разрешившего обращать жителей его империи в христианство. Правда, при этом эти новообращенные поклонялись не только Христу, но и Конфуцию, принося в соответствующие дни жертвы в храмы последнего.
«Терпимость просвещенного правителя, — одновременно отмечала Динара Викторовна, — однако, не простиралась столь широко, чтобы разрешить миссионерам работать по всей империи. Очевидно, опасаясь, что за расследованием прозелитизма в провинции могут воспоследовать политические изменения, Канси ввел систему паспортов, чтобы разрешить лишь определенные миссии в Пекине и Макао».
При этом ни о каких преследованиях иезуитов в этот период в Китае речи не было. Но конфликт в то время всё же имел место, но не в отношениях китайских властей и иезуитов.

Ни о каких преследованиях иезуитов в Китае речи не было
Иллюстрация: matteoricci.slu.edu
Поделиться
Отцы-иезуиты, понимавшие, что поклонение предкам и Конфуцию — это не более чем народная традиция и часть «чиновничьей культуры», не противились этому. Но в это же время в Китае в качестве миссионеров появились члены других католических орденов и ученики новой парижской миссионерской семинарии. Эти новички были возмущены терпимостью иезуитов, на которых посыпались доносы в Ватикан. Папа Римский послал собственного легата, чтобы произвести расследование. Император Канси 22 июня 1706 года торжественно принял иностранца и заявил ему, что упомянутые жертвы в конфуцианские храмы являются чисто гражданскими церемониями. Таким образом, император-конфуцианец защищал перед папским послом иезуитов. Однако всё это произошло через три года после выхода российских «Ведомостей». То есть, когда газета вышла, в Москве могло быть известно лишь о доносах в Ватикан и о возможном решении Папы о посылке в Поднебесную легата.
Стоит отметить, что в конце 1698 года глава Сибирского приказа думный дьяк Андрей Андреевич Виниус (1641–1717), с

В конце 1698 года глава Сибирского приказа думный дьяк Андрей Андреевич Виниус по распоряжению
Иллюстрация: «Википедия»
Поделиться

Фото: bravo-voronezh.ru
Поделиться
Русских дипломатических миссий в тот момент в Поднебесной не было. В 1699–1701 годах там побывал купеческий караван, возглавляемый купцом Григорием Боковым, товарищем (заместителем) которого был купец Григорий Осколков, а целовальниками Михаил Гусятников и Григорий Пивоваров. Купцы что-то могли слышать, что-то передать, что-то и превратилось в «новость» из Китая. Что-то могли рассказать еще в Нерчинске местному воеводе по возвращении, и воевода также отправил в Сибирский приказ информацию. Так основательно устаревшая и перевранная новость могла попасть на страницы газеты. Хотя нельзя исключать, что пришла она в столицу из Европы. А ссылку «Из Сибири пишут» поставили с целью скрыть европейский источник. Но могла она быть и первым напечатанным фейком, имевшим вполне конкретную цель, ради которой заметка и появилась в
Петр I и иезуиты
Монашеский орден «Общество Иисуса», ставший более известным под названием орден иезуитов, был создан в 1534 году, в

Орден иезуитов был создан в 1534 году
Иллюстрация: museum-kam.ru
Поделиться
В Москву они вернулись во времена правления царевны Софьи, сделав ставку на ее фаворита Василия Голицына. Понятно, что, когда
Когда Петр I начал готовиться к войне со Швецией, он стал искать союзников в Европе. Одновременно шел поиск и союзников для войны с «Блистательной Портой», то есть Турцией. Понятно, что большая роль в этих дипломатических баталиях принадлежала главе ведомства иностранных дел, каковым являлся опять же Федор Алексеевич Головин, которого иностранные дипломаты стали именовать канцлером.
Вполне очевидным было то, что в войне с протестантской Швецией нужно опираться на католическую Польшу, да и вообще на католическую церковь. Когда во время своего европейского путешествия

Когда Петр I начал готовиться к войне со Швецией, он стал искать союзников в Европе
Фото: culture.ru
Поделиться
В 1700 году удалось заключить мирный договор на 30 лет с Турцией и обратить всё внимание на Швецию. Москва пошла тогда на то, что разрешила иезуитам вернуться в Москву, правда, с условием «не для обращения русских в свою веру и вмешательства в политику, но единственно ради заботы о богослужении и духовных дел». Но иезуиты не были бы членами своего ордена, если бы следовали всем этим ограничениям. Начали они с того, что основали в Москве школу, которую в начале
Война со Швецией, как известно, началась поражения с русских войск под Псковом. Тогда союз с католической Европой был особенно остро необходим. И потому
В этом аспекте появление этой маленькой заметки становится и ясным, и понятным.
Правда, католики так и не пошли навстречу Петру, и Северную войну Россия Петра Великого выиграла, по сути дела, в одиночку. А потом иезуиты попытались сделать ставку на царевича Алексея и… вновь проиграли. И в 1719 году
***

Иллюстрация: ducperevoz.ucoz.ru
Поделиться
А «Ведомости» пусть и с трудом, и непостоянно, но стали издаваться. Да, долго не было ни четкого формата, ни заданного тиража, ни строгой периодичности выпуска, ни определенной цены, ни даже единого названия (из номера в номер газета могла называться по-разному: были и «Ведомости Московского государства», и «Российские ведомости», и «Реляции», и «Эссенция из французских печатных газет»). Иногда «Ведомости» и вовсе выдавались народу бесплатно. И даже написание букв в связи с введением в 1710 году
Таким образом, в России, как, к слову, и в Китае, в отличие от Европы, газеты с момента своего рождения выполняли роль органа государства, а не богатеев, которые, как правило, прятались за вывеской «гражданское общество».