Город мнение Когда «Снегурочка» дороже чиновников

Когда «Снегурочка» дороже чиновников

Кто решил, что сокращение чиновников может привести к увеличению эффективности работы не известно. Идея эта по степени гениальности ничем не отличалась от бездарной реформы милиции...

Правительство Забайкальского края на уходящей неделе сообщило об очередном сокращении численности чиновников. На этот раз на 7%.

На фотографии, которой проиллюстрировано соответствующее сообщение в facebook (запрещённая в России экстремистская организация), внимание привлекает упорная суровость губернатора Константина Ильковского – во время выступления министра экономического развития Сергея Новиченко он внимательно смотрит вроде бы экран. Главный кадровик правительства региона – вице-премьер Геннадий Чупин - рассматривает то ли открытку, то ли какое-то электронное устройство. Но картинка особенно примечательна не выражениями лиц главных героев этой мизансцены, а никому толком не нужными толстыми папками с распечатанными проектами нормативно-правовых актов, которыми обложены высшие региональные чиновники. Если бы кто-нибудь в правительстве смог внедрить нормальную систему документооборота, сэкономить на бумаге «Снегурочка» и расходниках на копировальные устройства удалось бы наверняка не меньше нескольких миллионов рублей в год.

Кто и когда в современной России решил, что сокращение чиновников может привести к увеличению эффективности работы госорганов – доподлинно не известно. Мне почему-то мерещится фамилия нынешнего премьер-министра Дмитрия Медведева. Я не до конца уверен в том, что это он, но совершенно убеждён, что идея эта по степени гениальности ничем не отличалась от бездарной реформы милиции.

На региональном уровне во времена Равиля Гениатулина к возможным сокращениям относились с опаской, сокращали с явной неохотой и больше на бумаге – резали пустые ставки, передвигали людей с одной должности на другую. Гениатулин был выходцем из читинских ещё комсомольских и партийных органов, являлся типичным представителем тогдашней забайкальской бюрократии и прекрасно осознавал, что цифры на бумаге в жизни означают сокращение конкретных людей. Резать по живому было непросто.

Приехавший из другого региона Константин Ильковский к вопросу уменьшения численности госслужащих подошёл решительнее – в администрациях и министерствах сразу после его приезда начали шептаться о начале конца. Чиновников и правда стали сокращать – затрещали бухгалтерии и аппараты, увеличилось число переходов чиновников из одних структур в другие. Все затаились в ожидании того, как Ильковский сотоварищи будет работать над эффективностью. Но ничего не произошло. И оно понятно – смешно слышать про то, что сокращение может привести к улучшению работы какой бы то ни было структуры без кардинального пересмотра системы управления персоналом. Экономический эффект этих решений ещё более сомнителен. Сокращения были использованы для сведения счётов и удаления неугодных - как и при проведении реформы милиции. Естественно, что решения об увольнениях конкретных людей принимались не публично, а узким кругом лиц, часто единолично людьми, фамилии которых всем известны. Вместе с тем количество полномочий, ради исполнения которых в течение 10 лет и раздувался штат региональных чиновников, сократить было невозможно как невозможно это и сейчас - федеральный центр продолжает скидывать на субъекты всё больший вал проблем, которые нельзя решить сотрясанием воздуха и раздачей красивых титулов.

Кто будет заниматься пересмотром системы работы с поредевшим персоналом – решительно не понятно. Администрацией губернатора, которая по идее должна заниматься работой по реорганизации громоздкой правительственной структуры, ещё со времён Гениатулина руководит Геннадий Чупин. У него, по-моему, нет ни полномочий, ни решительности менять систему работы даже администрации губернатора так, чтобы она вышла из анабиоза, в который её вогнали ещё в 2008 году, а с тех пор только разрушают. Что уж там говорить про правительство. Я не удивлюсь, если Чупин понятия не имеет, как вообще можно было бы перестроить эту систему и какую методику управления персоналом следовало бы применить.

Вместо того чтобы разбираться со структурой органов исполнительной власти, сшивать их в единое целое, корректировать работу на узких направлениях, определять систему мотивации и стимулирования руководителей и сотрудников, выводить целевые показатели, оттачивать принципы премирования и наказаний, менять систему обучения с тупого заливания денег в работу бесполезной совершенно и даже опасной в своём деятельном безумии академии госслужбы на что-то реально стоящее, пусть и более точечное, в правительстве… сокращают персонал. Даже на фотографии с заседания правительства видно, что надо не целевых показателей в сокращении достигать, а сначала уволить того, кто отвечает за обеспечение руководящего состава проектами нормативно-правовых актов. Просто потому, что перевод документооборота в электронную форму и эволюционное сокращение полиграфического отдела приведёт в масштабах года не столько даже к экономии – чёрт бы с этими неосязаемыми миллионами – сколько к локальной революции в головах министров, привыкших ковыряться в бумажках, пока остальной мир стремительно утопает в облачных решениях.

Я смотрю на это с какой-то восхищённой завистью. Существует пусть громоздкая, но на берегу устойчивая за счёт бюджетного финансирования структура, наполненная оборудованием, людьми, финансами, помещениями, которые даже не надо арендовать. Это шикарное поле для любых экспериментов, на которые в 2013 году – сначала 28 февраля, а потом 8 сентября - дали карт-бланш. Понятно, что эксперименты эти надо проводить осторожно, в рамках установленных законодательством и федеральными кураторами правил, но в Ильковском сложно усмотреть безумца. При этом среди всех существующих у правительства ресурсов – принтеров, ксероксов, автомобилей Toyota Land Cruiser, ковровых дорожек, вентиляционных систем, компьютеров и офисной мебели – самым ценным ресурсом является персонал. Как говорил один из героев, по-моему, «Яндекс.Книги» - никак не могу найти цитату - помещение у нас в аренде, техника завтра устареет, и единственное, что у нас есть – это люди. Но в системе госслужбы люди вдруг стали тем, что надо сокращать в первую очередь. Что делать дальше, по-моему, никто из творящих современную историю забайкальского чиновничества толком не понимает.

Любопытно, как на публичные заявления о сокращении реагируют граждане, приученные к точке зрения о том, что чиновников у нас необоснованно много, но забывающие о том, что дело не в количестве персонала, а в качестве управления им. Сокращение численности чиновников - это ведь один из устойчивых мифов, наподобие того, что во власти должна быть «прогрессивно мыслящая молодёжь», а ещё лучше - «эффективные и мобильные менеджеры».

Вот мой коллега по журналистскому цеху Анатолий Якимов в комментариях под записью в facebook (запрещённая в России экстремистская организация) пишет: «Каждый год мы читаем о сокращениях, но количество чиновников не снижается... На мой взгляд, чиновники размножаются как головы Змейгорыныча: одну срежешь, появится две новых... Кстати, а штат консультантов сократят?» В этом комментарии удивительным образом сконцентрирована вся парадигма взаимоотношений современных российских власти и общества, совместно не понимающих, что с нами происходит и куда мы движемся. Откуда Анатолий взял, что количество чиновников не сокращается – доподлинно не известно, но совершенно очевидно, что он, как и губернатор, как и очень многие граждане, желает, чтобы чиновников было меньше.

Что делать дальше – никто не просто не знает, но, по-моему, и не думает в этом направлении.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления