Город ЧИ БГУ мнение Поговорим о математике?

Поговорим о математике?

В педагогическом университете исчез физико-математический факультет как самостоятельная структурная единица, в прошлом году не набрали ни одного математика даже на бюджетные места. В других городах во многом ситуация аналогичная.

Команда студентов ЧИ БГУЭП заняла первое командное место на VI Международной олимпиаде по математике среди студентов экономических специальностей старших курсов. Правительство РФ дало задание разработать Концепцию развития математического образования. В ЗабГГПУ исчез физико-математический факультет как самостоятельная структурная единица.

О чём этот текст? О математике – человеке, или о математике – науке? И о том, и о другом. Название преднамеренно имеет двойной смысл, чтобы подчеркнуть неразрывную связь науки и людей, которые развивают эту науку, которые являются носителями математической культуры.

Начнём с радостных известий о том, что команда студентов ЧИ БГУЭП заняла первое командное место на VI Международной олимпиаде по математике среди студентов экономических специальностей старших курсов, прошедшей 3-6 мая 2012 года в Ярославле. От всей души поздравляем Гусева Василия и Глухареву Юлию, достойно представивших не только ЧИ БГУЭП, но и всё Забайкалье. Ведь, к сожалению, ЧИ БГУЭП – это единственный вуз Забайкалья, который на протяжении 10 лет отправляет свои команды на всероссийские и международные студенческие олимпиады по математике, проходящие в Ярославле и Екатеринбурге.

Почему? В первую очередь потому, что в России отсутствует полноценная система проведения студенческих олимпиад. Хотелось бы, чтобы такие олимпиады проходили сначала на городском уровне. Победители участвовали бы в региональных олимпиадах, на основе которых и определялись бы участники всероссийского тура. На данный момент всё не так.

Любой вуз может подать заявку на проведение, например, всероссийской олимпиады и, оформив соответствующие документы, получить на это разрешение. Всероссийский статус в данном случае не означает проведение каких-либо отборочных туров или обязательного участия представителей всех регионов России. Это означает всего лишь, что у всех вузов России есть возможность участия в этой олимпиаде, а реализация этой возможности дело сугубо добровольное, но при этом требующее вложения собственных средств вуза и дополнительной общественной нагрузки на преподавателей при возможном неудачном результате. Последнее обстоятельство и является причиной того, что многие вузы не принимают участия в олимпиадах ни как организаторы, ни как участники. А ведь потребность в этом есть.

Об этом свидетельствует многое. Число участников олимпиады в Ярославле с каждым разом растёт и в этом году составило 167 студентов из 39 вузов России, Украины и Казахстана. Соревнования проходили по шести номинациям, разделяющим участников на студентов первого курса и старших курсов, на студентов экономических, технических и математических специальностей. Показателен тот факт, что часть студентов приехали на олимпиаду за свой счёт по собственному желанию. В некоторых городах эту олимпиаду ждут, к ней готовятся, по собственной инициативе проводят отборочные туры среди вузов города и очень радуются, если студенты их вуза удостаиваются чести поехать на олимпиаду в Ярославль. А как заразителен дух олимпиады! И студенты, и преподаватели возвращаются домой с огромным желанием уделять больше времени математике, чтобы в следующий раз выступить ещё лучше.

Страшно подумать, что этот источник интереса к математике может иссякнуть. А ведь чем больше людей любят математику, тем больше людей они смогут научить ей. Ещё известный философ Эвальд Ильенков писал, что людей изначально неспособных к обучению математике нет. Есть люди - искалеченные её неправильным преподаванием, в основе которого лежит «зубрёжка» готовых правил, формул, определений без их глубокого самостоятельного осмысления. Он считал, что советская система образования не справилась с главной задачей – привить каждому молодому человеку личную потребность в расширении духовного багажа. В результате, многие учителя выбирают более лёгкий путь преподнесения готовых рецептов вместо пути управления процессом их созидания самими учениками. Ученики, в свою очередь, некритично относятся к словам учителя, пытаясь механически запомнить огромный массив информации, что удаётся очень немногим. Самое плохое в этом, что воспитанные таким образом ученики сами становятся учителями и в большинстве своём учат так, как учили их. Круг замыкается, и разорвать его очень сложно.

Ильенкову было очевидно, что логичным направлением развития нашей системы образования является увеличение увлечённых своим делом, мыслящих учителей, способных воспитать творческую личность в каждом человеке. С другой стороны, ему была очевидна недопустимость следования американскому пути развития. Философия этой системы образования опирается на постулат, что на творческую работу способны менее 10% населения, а из остальных достаточно воспитать «репродуктивов», то есть потребителей и работников, умеющих выполнять монотонную и однообразную работу. Отсюда увлечение различного рода тестами, которые неспособны объективно измерить способность к мышлению, но способны проверить качество выполнения механических операций.

По иронии судьбы, мы пришли к тому, от чего когда-то хотели уйти. Повсеместное внедрение тестовых технологий, катастрофическое снижение числа не только творческих учителей, а учителей вообще, всё большее превалирование потребности в получении различных материальных благ над духовной потребностью в получении знаний.

Василий Гусев не как студент ЧИ БГУЭП, а как министр трудовых ресурсов в молодёжном правительстве Забайкальского края, на вопрос «Что делать?» отвечает созвучно Ильенкову: «Необходимо срочно уделить серьезное внимание подготовке учителей математики!» Но как? В нашем педагогическом университете исчез физико-математический факультет как самостоятельная структурная единица, в прошлом году не набрали ни одного математика даже на бюджетные места. В других городах во многом ситуация аналогичная. В лучшем случае удаётся привлечь на бюджетные места тех, кто больше никуда не смог поступить. Сложно представить, что плохие ученики станут хорошими учителями, хотя исключения бывают.

Представляется, что быстро исправить сложившуюся ситуацию не получится, но начинать когда-то надо и лучше это не откладывать на завтра. Что мы можем сделать помимо того, что продолжать честно выполнять свою работу? Начать обсуждение этой проблемы. Может быть, нам удастся найти интересные идеи, убедительные аргументы, которые будут учтены в Концепции развития математического образования, которая должна быть подготовлена к декабрю 2013 года. Присоединяйтесь к обсуждению. Давайте поговорим о математике!

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления