Месяц назад в Чите прошёл редких масштабов ливень. Фонари и светофоры погасли из-за непогоды, многие дома обесточили. К утру дороги размыло, местами провалился асфальт. Всё понятно, ливень оказался сильнейшим с 1979 года. Другое дело, когда тротуары превращаются в хлам после обычного затяжного дождя.
Каждый дождь в Чите оборачивается ручьями вдоль автомобильных дорог, озёрами на перекрёстках и в любой мало-мальской низине. Это случилось и в понедельник. Я, как назло, надела тонкие кеды и половину пути скакала меж луж, как горная коза. Вторую половину – уныло шла прямо по воде, потому что прыгать уже не было смысла.
Проблему я наблюдаю столько же, сколько живу в Чите. Не было ни единого дождя, во время которого рядом с «Маркетом» на улице Балябина не выросла грандиозная лужа, а перекрёсток Чкалова-Бутина не перегородил бы мощный поток воды. Оправдываться можно долго: говорить о климатических условиях, недостаточном финансировании, жизни на окраине страны. Но посмотрите на Аляску – вот уж действительно край Америки, население меньше Забайкалья почти на 350 тысяч человек. И всё же там вы не найдёте стоячей воды и ям на грунтовках. Вы увидите ровное покрытие даже на тех дорогах, что ведут в заброшенные поселения.
Решение проблемы кроется в нормативно-правовых документах. Обратимся к Федеральному закону от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», статье 12:
1) Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
2) Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
В этой выдержке – всё, что нужно знать рядовому россиянину, грустно смотрящему на огромную лужу вместо обочины. Всего два пункта объясняют, что возмущения наши вполне обоснованы. Дороги должны соответствовать техническому регламенту, а в техническом регламенте таможенного союза ТР ТС 014/2011 «Безопасность автомобильных дорог» говорится следующее:
13.2. автомобильная дорога и дорожные сооружения на ней при эксплуатации должны соответствовать следующим требованиям безопасности:
на покрытии проезжей части должны отсутствовать проломы, просадки, выбоины и иные повреждения, дефекты, а также посторонние предметы, затрудняющие движение транспортных средств с разрешённой скоростью и представляющие опасность для потребителей транспортных услуг или третьих лиц.
<…>
Водоотвод с проезжей части должен находиться в состоянии, исключающем застой воды на покрытии и обочинах;
Закон ясно говорит нам, что на читинских дорогах обязаны организовать качественный отвод воды. Тогда мы не будем наблюдать на улице Лазо возле 1-го микрорайона такую печальную картину:
Но кто должен это сделать? Здесь на помощь приходит Федеральный закон от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статья 5:
1. Автомобильные дороги в зависимости от их значения подразделяются на:
1) автомобильные дороги федерального значения;
2) автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;
3) автомобильные дороги местного значения;
4) частные автомобильные дороги.
За состояние автомобильных дорог отвечает орган исполнительной власти, в ведении и собственности которого находится эта дорога. В нашем случае это комитет городского хозяйства администрации городского округа «Город Чита». И этот комитет обязан обеспечивать безопасное и удобное движение автомобилей и пешеходов. А о какой безопасности может идти речь, если люди стараются не вляпаться в лужу и смотрят под ноги, а не по сторонам?