Р!
Песочница В данном разделе публикуются те, кто не желает заниматься собственным блогом на более или менее регулярной основе, но у которых порой возникает желание сказать вслух.
В данном разделе публикуются те, кто не желает заниматься собственным блогом на более или менее регулярной основе, но у которых порой возникает желание сказать вслух.
А
Б
В
Г
Д
Е
З
И
К
Л
М
Н
О
П
Р
С
Ф
Х
Ц
Ч
Ш
Ю
#
БЛОГИ

Как буряты праздновали Новый год 100 лет назад?

Предлагаю вниманию новеллу Дугаржапа Жапхандаева. В 1999 году я перевёл и издал книгу его новелл под общим названием «Алханай — Шамбала моей души». В оригинале они назывались «Повесть о детстве». Возможно, это редкие материалы, повествующие нам о жизни бурят времён коллективизации в 1920—1930 годах.

Новелла интересна именно присутствием духа и традиций того времени, когда ещё не произошёл окончательный переход сознания к «новому быту», когда ещё были живы старые традиции.

Благодаря таким редчайшим ныне материалам, мы узнаём жизнь своих далёких предков. Душа вспоминает нечто очень далёкое, забытое, но кровное, а потому незабываемое.

Дугаржап Жапхандаев из книги «Алханай – Шамбала моей души»

Белый месяц – Сагаалган

Пока считали дни и готовились к празднику Белого Месяца, он уже наступил. Идут последние приготовления, папа и мама убирают в юрте, до блеска вытирают бронзовых божков, вечером зажигают благовония и лампадки. Завтра – праздник!

Просыпаюсь. В юрте – благоговейная тишина. По обе стороны божницы из красного дерева выстроились сверкающие божки. Изумлённо смотрю на них, какие они нарядные и красивые! Вот с краю совсем юный божок. У него пухлые щёки, бесстрастное сияющее лицо, прямая осанка. Он держит чётки и внимательно смотрит на меня большими круглыми глазами. Я тоже внимательно смотрю на него. С праздником!

Стёкла с божницы сняты. Перед божками расставлены блюда с разной едой. В ровном мерцании медных лампад отблескивает капающая жёлтым жиром жирная грудинка. На блюдах много конфет в красивых обёртках, белый сахар, печенье, пряники, калачи, пенки, масло, айрак, молоко…

– Когда же всё это съест бог? – изумлённо спрашиваю я у мамы. Она посмотрела на меня, и на лице её сверкнула улыбка.

– У папы спроси! – ласково сказала она.

Нет, я не буду спрашивать у папы. Дождусь и посмотрю, как бог будет кушать. Когда мы закалываем быка или овцу, тоже жертвуем богу, но я ни разу не видел, чтобы он съел разбросанные кусочки мяса.

– А почему бог никогда не ест мяса? – недоуменно вопрошаю я. Но мне никто не отвечает.

Наверное, на этот раз бог съест все подношения. А может быть, эти конфеты и сахар отдадут мне?

Откуда мы начнём праздновать скажет мама. Обычно мы начинали с верхних стойбищ. Я, Жалма-абгай, Дашима Гатапова и Жамьян-Дэби Намсараев идём гурьбой по тропинке, через кустарники, к Даржаевым.

Бабушка Даржаевых, Цыремжит-абгай, всегда ласкова и приветлива. Вот и сегодня она вышла из юрты встречать гостей. Хотя глаза её видят плохо, она давно заметила нас. Морщины на её лице лучатся улыбкой.

– Дети! – восклицает она, протягивая к нам руки, – по-нашему обычаю я вышла принять ваших коней.

Запыхавшиеся, мы наперебой приветствуем её, гурьбой вваливаемся в юрту и, помолившись божкам, садимся в предвкушении праздника

– Благословляю и желаю вам благополучия! – кланяется Цыремжит-абгай и по обычаю каждый «встречается с ней», прикасаясь к её рукам двумя протянутыми руками.

– Цыден-Еши ушёл к Лыгдыновым, Цыбегжидма побежала играть с Сунданом, – приговаривает Цыремжит-абгай, ставя на треножник очага прокопчённый котёл.

Слева от неё оттаивает занесённое с улицы мясо, белеет мелко нарезанная домашняя лапша. А бабушка продолжает рассказывать новости:
– Молодёжь гуляет. Наша Цырчигма поскакала к Золтоевым, Найдан Лыгдынов, парни Золтоевых, дочка Намсарая заседлали коней и вместе празднуют по стойбищам…

Припухлые щёчки Дашимы жарко краснеют. «Золотая Дашима!» – называет её мама. Я смотрю на неё и не понимаю отчего из золотой она стала огненно-красной.
Вдруг вбежал взволнованный Цыден-Еши, наш ровесник. Увидев нас, широко заулыбался.

– Сынок, поздоровайся с гостями, – ласково сказала Цыремжит-абгай. Но от избытка чувств Цыден-Еши только обрадовано рассмеялся.

Раскрасневшиеся, переглядываясь, мы едим из деревянных чашек вкусный суп с лапшой.

– Ешьте досыта! -то и дело слышится над нашими головами ласковый голос Цыремжит-абгай. – Потом можете играть на улице в тарбаган и волков. Хотите – играйте в юрте, у нас много лодыжек, возьмите цепочку Цырчигмы… Дугаржап, сколько тебе исполнилось?

– В Белом Месяце – шесть… Нет, семь! – бойко отвечаю я, оглядываясь.

Цыремжит-абгай открывает сундук и, вытащив оттуда свёрток, смотрит на нас, и добрая улыбка озаряет её лицо.

– Ну, ребятишки, принимайте подарки Белого Месяца! Жамьян-Дэби, подходи. В какой год ты родился?

– Курицы!

– Значит, тебе пять конфет. Кто ещё в год курицы?

– Я, я… – перебиваем друг друга мы с Дашимой.

Мы суём за пазухи конфеты, сахар, пряники и выбегаем на улицу…

Наигравшись во дворе Даржаевых, бежим к Найдановым. Они живут в маленькой избушке с подслеповатыми оконцами. Лхамади-абгай дома нет. Но дедушка Найдан встречает нас как дорогих гостей. Усадив нашу ватагу на почётные места, он начинает готовить угощение. Взволнованные мы наблюдаем, как Найдан-ахэ раскатывает тесто и быстро-быстро нарезает острым тонким ножом лапшу.

Здесь мы снова едим суп с лапшой. Животы наши становятся тугими и уже трудно бежать. Не спеша мы бредём к Жалсановым.

Нас встречают жена дяди Жалсана – Должин-абгай, её дочка Дыжит. Сын Жамбал, видимо, отправился куда-то в гости. Громким и скрипучим голосом Должин-абгай приветствует нашу компанию. Сонные и вялые, мы пьём чай и лениво хлебаем суп с лапшой.

– Уже поздно, – ласково говорит Должин-абгай, – оставайтесь у нас ночевать, играйте. Завтра домой пойдёте. Куда вы на ночь? Снимайте шубёнки. Гости Белого Месяца обязательно должны ночевать…

Мне не хочется оставаться. Боюсь. Ведь это стойбище на самом краю Мухар-Хунды, а один лама говорил, что в Мухар-Хунды водятся черти. Слышал я также, что черти всю ночь до рассвета терзают лошадей. «Почему они не проведут молебен и не изгонят чертей?» – думаю я…

Ночевать мы у Жалсановых не остались и ночью же вернулись домой.

Сагаалган длится целый месяц. Однажды к нашей юрте подкатил на санях русский мужик. На нём была чёрная козья доха мехом наружу. Интересно, кто это? Долго я рассматривал его. Мужик неторопливо распряг коня, привязал его к коновязи. Он всё время посматривал на меня и улыбался. Потом спросил, мешая русские и бурятские слова:

– Папка твой дома?

– Дома, дома, — зачастил я обрадовано.

Посматривая на меня, мужик взял из саней туго набитый мешок, подошёл к дверям нашей юрты, положил на землю мешок, сбросил на него доху, сверху – мохнатую шапку. Я понял, что он ждёт меня, подбежал, открыл дверь и ринулся в тёплый сумрак юрты. Мужик неторопливо вошёл за мной.

Папа рылся в ящике, где хранил всякие железки и инструменты. От звона он ничего не слышал. Мамы и Жалмы-абгай дома не было.

– Мэндээ! Здравствуйте! – громко и радостно сказал мужик и раскрыл для объятий большие руки. – С Белым Месяцем! Праздник… Почему работаешь?

Папа оглянулся и встал. Они обнялись и расцеловались.

– Мэндээ, Ванька-тала! Хорошо, ошень хорошо! – смеялся папа, разглядывая друга.

— Как баранухи, яманы? Жирные? Волков нет? – расспрашивал гость.

– Хорошо, ошень хорошо! – продолжал радоваться папа.

Появились мама и Жалма-абгай. Увидев гостя, мама сразу поставила на недавно сложенную печурку чай, подбросила в огонь дрова.

– Тала приехал, – приговаривала она, – надо мясо с улицы занести, сена его коню дать.

Папа и его друг оживлённо беседовали, мешая русские и бурятские слова. Я понял: папа будет что-то ремонтировать Ваньке-тала… Русские друзья отца часто привозят ему для починки ружья, топоры, ножи, самоварные трубы, расплачиваясь хлебом, мукой, зерном. У папы много друзей, он никогда не торгуется с ними, принимает всё, что они привозят, ремонтирует и отправляет обратно. С нашими овцами иногда пасутся и овцы наших русских друзей. «Вот этот большой чёрный баран – не наш, а папиного друга», – доверительно сказала мне однажды Жалма-абгай.

Мама всегда увозит нашему другу подарки – сухожилия для ниток, выделанные шкуры, баранью грудинку… В седельных сумах она часто привозит нам большие ковриги хлеба, калачи, вкусные шаньги и булочки. Летом, когда курят араку, оставляют в большом деревянном жбане первач. Крышку жбана забивают деревянными гвоздями, ставят на хранение в тени. Это для нашего друга…

Сагаалган продолжается. Днём и ночью мимо нашего стойбища проносятся нарядные всадники на конях с лохматыми гривами и красивыми сёдлами, весёлыми хмельными голосами распевая песни. Скорей бы подрасти и праздновать как взрослые!

Перевод 1999 года

НазадВперёд
8 отзывов

Основное сообщение

Вспомогательное сообщение

Перетащите файлы сюда

Добавить
  • Отзывы
  • Правила
Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Спасибо! Вспомнил детство. Игра в лодыжки была у нас самой азартной.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Хорошие фото. На них люди из другого мира, который за прошедшие сто лет был почти начисто стёрт процессом русификации.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Я переводил на русский язык роман Батожаба Цыбикова "Тугулдур-тайша". Там реальная жизнь людей 19 века. Потрясающие картины. Был полностью опубликован на моем МБМ (мир бурят-монгола). Но аккаунт заблокировали. Будет случай - опубликую текст. У Дугаржапа Жапхандаева - две переведенные книги. Тоже постараюсь публиковать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Буду с нетерпением ждать. Если есть в бумажном формате, с удовольствием купил бы.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Жапхандаева я издавал в 1999 году. Книги еще должны быть у его сына, в Агинском. А вот Цыбикова - пока нет. Буду думать. Думаю "Тугулдур-тайшу" на русском языке купят влёт.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

оч интересно Я бы и книги тож почитала

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Можете поискать ЖЖ Азаровский. Там эти книги продают в электронном варианте. Уже купил. Можете даже заказать.

Модерация
Комментарий заминусован посетителями. (показать)

Прям крайне интересно капец.

ОБСУЖДАЕМОЕ
ОБСУЖДАЕМОЕ