Мой дом Общество Кто губит строительный бизнес Забайкальского края?

Кто губит строительный бизнес Забайкальского края?

«За время, которое бригада китайцев тратит на 14 этажей, местные рабочие успевают построить 3-4 этажа».

Стоимость квадратного метра в Забайкалье за год взлетела на 20% (в начале 2020 года квадратный метр стоил 62 тысячи рублей, в конце - 78). В этом можно винить «Дальневосточную ипотеку» - люди ринулись покупать квартиры, спрос вырос, предложение упало, цены подскочили. Но это верхушка проблемы. Государство с каждым годом всё сильнее сжимает строительный бизнес в тиски: сокращают квоты на иностранную рабочую силу, душат проверками и штрафами, увеличивают налоги.

Если крупные игроки отрасли ещё в состоянии выжидать, подключать дополнительные резервы, то средние и мелкие строительные компании гибнут. Ситуацию усугубила пандемия. Закрытые границы перекрыли кислород почти для всей строительной сферы.

Это уже сказывается на реализации национальных проектов и плана социального развития центров экономического роста. Темпы строительства упали, некоторые стройки окончательно остановились. Компании не берутся за государственные контракты, потому что осознают риски - огромные штрафы за срыв сроков. Если даже весной границы откроют, это поможет отрасли приподняться с колен, но не решит глобальных проблем сферы.

Зачем сокращают квоты?

Строительный бизнес в Забайкалье ведут с привлечением иностранной рабочей силы. Привозят сюда китайцев, которые знают, умеют и строят. Для этого ежегодно нужно оформлять квоты. Но политика федерального центра заключается в том, чтобы эти квоты сокращать и, соответственно, освобождать рабочие места для российских граждан. Эта логика оговорена в федеральном законе «Приглашение на въезд в Российскую Федерацию иностранного гражданина в целях осуществления трудовой деятельности». В одной из статей так и говорится, что в приоритете трудоустройство россиян.

Федерация, а за ней уже региональные министерства труда и социальной защиты, данную установку реализуют, то есть сокращают квоты.

На диаграмме показана ситуация по квотам в разрезе последних 5 лет. В 2015 году для иностранцев выдавали 276 856 квот в России, из которых 7 909 — на Забайкальский край. На 2021 год предусмотрено всего 101 871 квота по стране и 3 466 — для нашего региона (в России сократили квоту на 63,2%, в Забайкалье - на 56,1%). Квоты таяли на протяжении почти всех последних лет. Единственное, наблюдался несущественный рост по стране (в 4 тысячи) в 2019 году.

Квота на 3,5 тысячи иностранцев для Забайкалья дробится на разные профессии, но строительство занимает чуть ли не половину от общего числа.

Распределением квот занимается межведомственная комиссия. В неё входят представители министерств труда, строительства, сельского хозяйства, образования, а также сотрудники инспекции труда, налоговой службы и других заинтересованных ведомств. Здесь опубликован полный состав комиссии с указанием имён, фамилий и должностей. Комиссия собирается несколько раз в год и распределяет квоты.

Существует установка, согласно которой каждая компания может претендовать на квоту на 10% ниже предыдущего года. Не важно, есть ли у строительной компании потребность в иностранной рабочей силе, заявлены ли стройки, есть ли какие-то контракты. Вне зависимости от всего этого квоту будут сокращать.

«Поэтому мелкие и средние организации хитрят. Они перерегистрируются. Одни и те же директора и учредители меняют только название организаций. Были «Ромашка» стали «Петрушка», были «Петрушка», потом «Укроп», а затем «Можжевельник». А как по-другому получать квоты? Нужно же хотя бы набрать такое же число иностранной рабочей силы? Это касается не только строительства. Везде, где привлекают к работе иностранцев», - говорит источник в строительной сфере.

Компании не пугают даже дополнительные траты на переоформление: новый расчётный счёт, заключения банков, госпошлины.

«Идут и на это, чтобы работать. А работать не дают. Недавно, кстати, где-то в интервью Бардалеев (Александр Бардалеев - министр экономического развития региона) говорил о том, что, несмотря на пандемию, в регионе количество предприятий не сократилось. Налоговая предоставила ему данные, что открылось даже больше. Всё это туфта. Да, это новые ИНН, но учредители те же. Ноль дохода, ноль расхода», - объясняет источник.

Компаниям, привлекающим на работу иностранцев, нужно соблюдать пропорцию по количеству трудоустроенных российских и иностранных работников. Это сложно для мелких предприятий, например, занимающихся ремонтом дорог. Там в штате — бухгалтер, кадровик, юрист на полставки и директор. То есть, набрать бригаду иностранцев им практически невозможно.

Помимо этого, работодатели должны устанавливать размер заработной платы иностранных и российских работников не ниже среднеотраслевых значений. Для строительства это сумма в 47,5 тысячи рублей. Если компания платит иностранцам по 35 или 40 тысяч рублей в месяц, то могут сократить или вообще не дать квоту.

Где российские рабочие?

Отчасти, политика государства освободить рынок труда для российских граждан кажется похвальной. Действительно, уровень безработицы в стране остаётся высоким. В Забайкалье за 2020 год он вырос в 5 раз. И, следуя этой логике, работодатели должны в первую очередь брать на работу своих. Но при этом свои работать не хотят.

«Я пришла в Службу занятости и взяла список безработных сварщиков. В нём значатся порядка 30 человек. Отработала этот список за 10 минут. Почти все работают в чёрную. То есть, стоят на учёте в службе занятости, чтобы получать пособие по безработице, при этом работают, но неофициально, чтобы сохранять статус малоимущего и получать льготы. Работодателям, которые их официально не трудоустраивают, тоже выгодно — никаких налогов и отчислений в Пенсионный фонд», - объясняет источник в строительной отрасли.

Говорит, что найти ответственных местных рабочих практически невозможно.

«Работают до первой зарплаты. Потом пропадают на 10 дней. Плюс скорость строительства и качество гораздо хуже. За время, которое бригада китайцев тратит на 14 этажей, местные рабочие успевают построить 3-4 этажа. У наших нет желания учиться. Приходят порой парни молодые. Видно, что есть перспектива. Мы даже готовы оплатить им университет. Но они не хотят. Престижа профессии нет. Им надо что-то легко и сразу и за большие деньги», - уточняет представитель одной из строительных компаний региона.

Особенно местных рабочих не хватает в районах Забайкалья. Проблема даже не в скорости строительства, а в том, что вообще невозможно набрать бригаду.

«Если в Чите ещё есть хоть какие-то варианты по привлечению местных рабочих, то в районах строить некому», - уточняет источник.

В начале января замминистра труда и социальной защиты населения Забайкалья Елена Шаманская говорила, что в 2020 году более 600 безработных отучились на строителей.

«Конкретно для этих людей толк есть, а для производственных мощностей — нет. На скорость и качество строительства это никак не повлияет. Это ученики, которым 5-6 лет надо набивать руку. Но в целом, если такая практика продолжится, будет неплохо», - комментирует источник.

Хотят ли китайцы работать в России?

По словам представителей строительного бизнеса региона, с каждым годом желающих работать в Забайкалье китайцев становится меньше. Остаются в основном те, кто приезжал сюда ещё с начала 2000-х, когда начались массовые стройки. У каждой организации есть свой костяк — бригады, которые приезжают и работают. Новеньких практически нет.

«Они не хотят здесь жить. Они часто сталкиваются с обманом, даже на бытовом уровне. Они не верят нашей медицине. Были случаи, когда с аппендицитами они уезжали обратно, чтобы прооперироваться дома. У них нет никакого желания здесь оставаться. Только работа. Приезжают исключительно те, у кого есть гарант, что всё будет благополучно», - говорит ещё один источник в строительной сфере.

Представитель другой строительной компании подтверждает, что из года в год приезжают одни и те же.

«Им не нужна эта морока с проверками, штрафами, зарплатами. Раньше они приезжали, у нас работали, а деньги уже получали в Китае. А сейчас иностранные рабочие зарплаты получают на карты российского банка, потом их нужно снимать, платить какие-то комиссии, конвертировать и везти в Китай. Это хлопотно и для них неудобно», - объясняет он.

Что с налогами?

За каждого иностранного рабочего компания платит НДФЛ в размере 30% (для российских граждан этот налог составляет 13%). Но через 189 дней после непрерывного пребывания в стране иностранный рабочий имеет право вернуть 17%. Для этого надо идти в налоговую, писать заявление, предоставлять все документы, прикреплять карту российского банка. Этим всем, конечно, занимаются бухгалтеры компаний по предварительно оформленной у нотариуса доверенности. Стоимость доверенности от 2 тысяч рублей.

Также работодатель платит за иностранца отчисления в Пенсионный фонд — 22% и в Фонд социального страхования — 5,1%.

Китайские специалисты на стройке в Чите

Это те суммы, которые нужно выплачивать, когда иностранец уже приехал в Россию и приступил к работе. Но, чтобы до этого момента дойти, нужно оформить ещё ряд документов.

У каждого иностранного рабочего должен быть полис обязательного страхования на сумму 100 тысяч рублей. Сам полис стоит 2,5 тысячи. Если иностранец заболел и, допустим, попал в больницу, его будут лечить за счёт этой страховки. В больницах, кстати, есть специальные тарифы для лечения иностранцев. Они гораздо выше, чем для российских граждан. Когда средства страховки заканчиваются, лечение продолжает оплачивать уже работодатель.

Также иностранец должен пройти медицинское обследование (ВИЧ, туберкулёз, наркология и т. д.) и оформить справку. Стоимость анализов порядка 6 тысяч рублей. Помимо этого, иностранцы должны отучиться на курсах и получить сертификат о владении русским языком, знаниями истории России и основ законодательства.

«Курсы, якобы, для того, чтобы рабочие знали язык и не пугали местное население, разговаривая на своём языке. Но это тоже малоэффективно. Они, конечно, не в состоянии за месяц выучить язык, историю и законы. Зазубривают однотипные тексты. Очередное выкачивание денег с работодателей. Каждый сертификат стоит по 5 тысяч рублей», - говорит представитель строительной отрасли.

Есть ещё одна категория иностранцев, которых можно привлекать на работу, причём без квоты - высококвалифицированные специалисты. Даже сейчас с учётом закрытия границ можно оформить разрешение на работу ВКС (высококвалифицированных специалистов). Согласно законодательству, зарплата у них должна быть не меньше 167 тысяч рублей. Система налогообложения в отношении ВКС иная (НДФЛ с первого дня работы взимается по ставке 13%, в ПФР и ФСС отчислений нет).

К высококвалифицированным специалистам относятся научные сотрудники, преподаватели, медицинские работники, инженеры и другие. Когда урезают квоту, компаниям приходится оформлять как ВКС каменщиков, штукатуров, погрузчиков, мастеров буровой установки и прочих специалистов. И это вновь дополнительные траты для бизнеса, на которые приходится идти, чтобы выживать.

«А вы понимаете какие это траты? Налог ведь тоже большой. Плюс зарплата. И, когда нам эти квоты урезают, говорят, так оформляйте ВКС. В чём проблема? Мы себе такое позволить не можем, а кто-то идёт и по этому пути», - говорит представитель строительной компании.

За что штрафуют?

В трудовом и миграционном законодательствах прописаны все требования и нормы по работе иностранцев в России. За нарушения штрафуют.

Размер штрафа для физических лиц в 2021 году – от 5 до 7 тысяч рублей; для юрлиц - от 400 тысяч до 1 миллиона рублей, также возможна приостановка деятельности предприятия на период от 14 до 90 суток. При этом на должностное лицо размер штрафа составляет от 35 до 70 тысяч рублей.

Также штрафует и трудовая инспекция за нарушение условий охраны труда сотрудников.

«Порой приходит проверка на предприятие, понятно, что китайцы не понимают, что они спрашивают. Проверяющие начинают требовать объяснений с работодателей — как это они не понимают, у них же сертификаты на знание русского языка? Или, допустим, отслеживают, чтобы рабочий, который числится каменщиком, не штукатурил. Сразу штраф, а это уже повлияет на распределение следующих квот. Или считают количество рабочих на адресе, соответствует ли оно указанному», - объясняет сотрудник строительной компании.

В конце 2019 года поменялось валютное законодательство РФ, в котором написано, что зарплата для иностранных рабочих должна переводиться на расчётный счёт. До этого с иностранцами рассчитывались наличными. Налоговая затребовала информацию о том, каким способом работодатели рассчитывались с иностранцами.

«Штраф был 2/3 от суммы выплаченной заработной платы. Например, у вас было выплачено 8 миллионов зарплаты, вы должны были 2/3 заплатить штраф. Я знаю, что в Забайкальском районе все быстренько оформили карты и налоговая Забайкальска выписала всем просто предупреждения. Но в других районах штрафовали», - рассказывает источник.

Уточняет, что в Забайкальске оштрафовали иностранца, у которого была при себе только копия пограничного пропуска, по закону нужен оригинал.

Все эти проверки и штрафы полностью регламентированы и не должны вызывать вопросов. Миграционная служба и налоговая делают свою работу. Но для компаний, привлекающих на работу иностранцев, это становится ещё одним привязанным на шею булыжником, который топит их бизнес.

Каким иностранцам в России жить и работать легко?

Гораздо проще работать в России безвизовым мигрантам из стран СНГ и ЕАЭС (Евразийский экономический союз). Им не нужна квота, на работу устраиваются в упрощённом порядке. Они могут приехать в Россию с пустым паспортом, и у них есть 90 суток, чтобы трудоустроиться. Ежегодно мигрантам этой категории выдают квоты на оформление вида на жительство. Это позволяет со временем перевезти в Россию кровных родственников.

Система на уровне федерации выстраивается так, чтобы компании, привлекающие на работу иностранцев, отдавали приоритет местным кадрам. Тем более, безработица в стране высокая. Плюс к этому стратегический посыл — не давать иностранным рабочим здесь осваиваться, дабы чего не случилось. Но всеми этими мерами государство гробит строительный бизнес, особенно мелкий и средний. Говорить о благоприятном инвестиционном климате вообще не приходится. В итоге это влияет и на рост стоимости квадратного метра.

Представители строительных компаний говорят, что сейчас они вынуждены отбиваться от собственного государства, чтобы работать. Никакой помощи нет. Одни препятствия.

К тому же, очередной раз обнажается проблема отсутствия в стране рабочих. Отчасти сам строительный бизнес, начав вплотную работать с иностранными рабочими, усугубил эту ситуацию. Но возникла она раньше. Сейчас же и государству, и бизнесу нужно выстраивать систему по подготовке собственных кадров, чтобы никакая пандемия не могла парализовать отрасль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления