24 июня правительство Забайкальского края приступило к обсуждению проекта стратегии социально-экономического развития региона до 2030 года. По итогам 11 выступлений исполняющих обязанности министров должна быть сформирована предвыборная программа временно исполняющего обязанности губернатора Константина Ильковского – она же стратегия развития региона в обозначенный период времени.
При формировании программы в качестве фокус-группы выбрано молодёжное правительство региона, члены которого слушают доклады исполняющих обязанности министров. На доклад каждого министра также приглашаются внешние эксперты, которые могут задавать вопросы и участвовать в обсуждении. Также в процессе будет участвовать «Единая Россия», которая проведёт анкетирование населения на предмет того, как должен развиваться регион.
Первая площадка не воодушевила. Те же, что и год, и два, и 10 лет назад скучные доклады, от которых тянет в сон. Многоуровневые таблицы. Бюрократический язык выступающих. Отсутствие внятного и конструктивного диалога между ведущими площадки и участниками совещания. Сложилось впечатление, что временно исполняющий обязанности губернатора Константин Ильковский буквально уговаривает присутствующих задать какие-то вопросы, а последние не до конца понимают, чего от них хотят.
Идея обсуждения проблем региона с экспертным сообществом не нова, но в Забайкальском крае вполне могла быть реализована. Но для этого нужно было менять форматы. Начиная от того, что в зале заседаний правительства региона надо было уйти от столов буквой «П» и от чтения докладов министров с трибун. Уверен, что попытка перевода обсуждения из формата чиновничьего заседания в формат круглого стола без единого центра, но с агрессивным и умным модератором, могла бы дать совершенно неожиданные результаты. Да и экспертов было бы неслабо привезти из-за пределов региона, дав им фактуру и время на знакомство с ней. Да, это сложно, затратно, нет времени, но иначе получается то, что получается – серия докладов с грустными попытками как-то атаковать выступающих вопросами.
После первой площадки пресс-служба губернатора подготовила пресс-релиз, в котором очерчены основные принципы предстоящей работы. Приведена цитата Константина Ильковского, который говорит о том, что в обсуждении программы принимает участие «экспертное сообщество, молодёжное правительство, профессиональные союзы, политические партии, общественные организации и все активные жители края, которые могут предложить свою точку зрения на проблемы региона».
Ильковский заявил о важности поддержки молодёжи и развития семейных ценностей: «Задача программы – улучшить благополучие каждой отдельной семьи. Кроме того, 30% населения региона составляет молодежь до 35 лет. С точки зрения обобщения опыта могу сказать, что это та движущая сила, на которую мы должны опираться».
Из 30-минутного выступления Галсанова пресс-служба выделила следующие тезисы: «Повышение стандартов жизни населения до уровня не ниже среднероссийского; экономический рост; развитие местного самоуправления; рациональное природопользование и развитие приграничного сотрудничества. Экономический рост будет достигаться путем параллельного развития малого и среднего предпринимательства, минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности, топливно-энергетического комплекса, машиностроительного комплекса, лесопромышленного комплекса, агропромышленного комплекса, строительного комплекса.
Среди других высказываний исполняющего обязанности руководителя министерства пресс-служба отмечает, что при реализации стратегии прогнозируется уменьшение доли населения с доходами ниже прожиточного минимума с 18,8% в 2012 году до 10,1% в 2030 году. Также планируется увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, рост инвестиций в экономику в 2,8 раза, увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза.
Прочитать доклад исполняющего обязанности министра экономического развития и промышленной политики Баира Гасанова
В соответствии с порядком проект Стратегии прошел этап общественного обсуждения в сети Интернет, с краевыми органами исполнительной власти и с органами местного самоуправления.
Чем обусловлена разработка Стратегии?
Во-первых, необходимостью актуализировать приоритеты и направления развития Забайкальского края в соответствии с задачами, поставленными Президентом и Правительством страны, и определить действенные механизмы и инструменты экономического и социального развития.
Во-вторых, наличие у региона утвержденной Стратегии является непременным условием для того, чтобы региональные проекты смогли получать поддержку на федеральном уровне. Те проекты, которые вошли в государственные программы, федеральные целевые и отраслевые программы, обязательно должны быть в основном стратегическом документе региона.
В-третьих, наличие утвержденной Стратегии является обязательным условием для создания зоны территориального развития на территории края. Напомню, что Забайкальский край вошел в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых могут быть созданы зоны территориального развития. А это возможность получить серьезную государственную поддержку проектам, реализуемым на их территории.
В Стратегии даны:
• оценка внутреннего потенциала и характеристика внешних условий;
• миссия Забайкальского края;
• цели и приоритеты социально-экономического развития края с учетом комплексной оценки существующих условий и прогноза развития ситуации на долгосрочный период;
• направления развития человеческого капитала;
• направления развития местного самоуправления;
• пространственная проекция кластерных и парковых образований, зон территориального развития;
• направления экономического развития;
• направления развития инфраструктуры;
• целевые индикаторы социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года.
В проекте Стратегии, исходя из факторов, сформулированы две альтернативы развития края: по инерционному сценарию и сценарию сбалансированного роста.
Инерционный сценарий исходит из того, что основные виды деятельности в крае уже структурировались и закрепились, позиционируются как результативно функционирующие в рамках существующей в России системы экономических отношений. Предполагается, что они не будут подвергаться резким переменам.
Основной характеристикой инерционного сценария является зависимость социально-экономических процессов от внешней конъюнктуры, влияние региона на которую относительно слабое.
Сценарий строится преимущественно на «подключении» края к внешним процессам. Предполагается, что основные центры управления и получения прибыли остаются за пределами региона.
При инерционном сценарии сохранится сырьевая специализация хозяйственного комплекса края и транспортно-транзитные функции в пределах существующих участков федеральных автомагистралей и железной дороги.
Сценарием сбалансированного роста предусматриваются структурные преобразования в составе отраслей специализации региональной экономики, связанные с внедрением и переходом к новым производственным технологиям. Предусматривается постепенное преобразование товарной структуры производства, где все большую долю начнут занимать более технологичные продукты, основная масса которых будет производиться за счет развития форм международной и межрегиональной специализации и кооперирования (аутсорсинга).
В этих целях в первом пятилетии реализации Стратегии предполагается переход к межотраслевому принципу управления (по функционалу и стратегическим приоритетам), который по опыту развития регионов является более эффективным методом при современных условиях и механизмах, позволит со временем осуществить переход к стратегическому управлению территорией. Переход к новому принципу управления предполагает создание Корпорации развития Забайкальского края. Основными задачами
Корпорации должны стать:
• формирование новых институтов и структур, связанных с реализацией Стратегии (как внутри органов власти, так и в виде независимых организаций);
• отработка механизмов инициирования инвестиционных проектов, их отбора, реализации и контроля за их выполнением, что является ключевой задачей, которая должна решаться на принципах государственно-частного партнерства.
Переход к межотраслевому управлению связан с переходом от «управления затратами к управлению результатами», что предусматривает разработку и поэтапное внедрение технологии работы с бюджетом, ориентированной на создание «бюджета развития» (результативное управление). Это требует пересмотра принципов бюджетного управления с учетом приоритетов стратегического развития края.
Сценарием предполагается приоритетное развитие секторов экономики - транспортной инфраструктуры и логистики, производств, связанных с углубленной переработкой ресурсов, развитие малого бизнеса и местного самоуправления.
Основным способом территориально-пространственной организации производства станет создание и развитие парковых и кластерных образований, что будет способствовать повышению конкурентных преимуществ экономики края. Политика формирования и развития кластеров является важным инструментом для создания «новой экономики» края.
Сценарий сбалансированного роста предусматривает высокие темпы роста привлечения инвестиций, что связано в том числе и с реализацией Государственной программы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона» и принятием Федерального закона «О социально-экономическом развития Дальнего Востока и Байкальского региона». Финансирование мероприятий по Забайкальскому краю утверждено в размере более 692 млрд. рублей, в том числе из федерального бюджета – около 187 млрд. рублей, краевого бюджета – более 2 млрд. рублей, внебюджетных инвестиций – 494 млрд. рублей.
Сценарий сбалансированного роста выбран как целевой.
Обратите внимание на слайд, где обозначены основные цели Стратегии. Я назову только главную. Это повышение уровня и качества жизни населения на основе сбалансированного развития экономики и социальной сферы.
Исходя из стратегических целей, оперативными целями Стратегии определены:
• уменьшение доли населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума с 18,8 % в 2012 году до 10,1 % в 2030 году;
• увеличение численности занятых в экономике в 1,2 раза, создание более 31 тыс. высокопроизводительных рабочих мест;
• повышение доступности качественного образования с охватом 100 % детей дошкольным и общем образованием и 80 % детей и подростков услугами дополнительного образования;
• повышение качества здоровья, возможности получения высококвалифицированной медицинской помощи, в том числе удовлетворение потребности в высокотехнологичных видах медицинской помощи (от числа нуждающихся) до 90 %;
• обеспечение роста инвестиций в экономику в 2,8 раза;
• увеличение валового регионального продукта в 2,7 раза.
Исходя из анализа социально-экономического развития края, с учетом приоритетов, заложенных в стратегических документах России и макрорегионов, определены приоритеты долгосрочного развития Забайкальского края:
• повышение стандартов жизни населения до уровня не ниже среднероссийского;
• обеспечение выполнения задач, обозначенных Указами Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года;
Экономический рост, который достигается путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений:
• малого и среднего предпринимательства,
• минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности,
• топливно-энергетического комплекса,
• агропромышленного комплекса,
• строительного комплекса;
• лесопромышленного комплекса,
• машиностроительного комплекса,
• развитие местного самоуправления;
• рациональное природопользование, улучшение качества природной среды и экологических условий жизни человека;
• развитие приграничного сотрудничества.
Реализация Стратегии предполагается в три этапа.
На первом этапе – до 2020 года – должны быть отработаны механизмы взаимодействия с существующими элементами инвестпроводящей инфраструктуры. Этими функциями и полномочиями должна будет наделена Корпорация развития Забайкальского края. Также на этом этапе должны быть сформированы новые институты и структуры, связанные с реализацией Стратегии, отработаны механизмы инициирования инвестиционных проектов, их отбора, реализации и контроля за их выполнением.
До 2020 года предполагается осуществление постепенного перехода к новому межотраслевому принципу управления инвестиционными ресурсами, в том числе связанному с поэтапным внедрением управления по результатам. Предполагается интенсивная государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и усилен акцент развития местного самоуправления, особенно в части межбюджетных отношений.
В этот период предполагается промышленный этап реализации крупных инвестиционных проектов:
• по обеспечению выдачи мощности 3-го блока Харанорской ГРЭС;
• строительство объектов электросетевого комплекса;
• строительство цементных заводов;
• создание крупных лесопромышленных комплексов на территории края;
• создания горно-металлургических комплексов на основе месторождений руд цветных металлов;
• комплексного развития территорий в зоне Байкало-Амурской железнодорожной магистрали.
На первом этапе должны быть формализованы проекты по созданию агроиндустриальных парков в Агинском Бурятском округе, Приаргунском и других районах края, промышленных парков в г. Краснокаменск и в г. Чите (Кадалинский), Межрегионального сельскохозяйственного кластера в Забайкальском крае и Республике Бурятия.
До 2015 года должна быть разработана среднесрочная программа социально-экономического развития на период 2016-2020 годы с уточнением мероприятий и целевых индикаторов развития, объемов и источников финансирования мероприятий, направленных на реализацию приоритетов развития края.
На втором этапе – в период до 2025 года - будет осуществляться постепенный переход от сформированного в предыдущие годы межотраслевого принципа управления инвестиционными ресурсами к стратегическому управлению территорией, что предполагает принятие управленческих решений на основе приоритетных направлений в целях создания новых качественных параметров более высокого уровня, характеризующих развитие территории.
До 2025 года должна быть в основном сформирована территориально-пространственная организация края.
В связи с тем, что на первом этапе предприятия реального сектора и малый бизнес будут недостаточно готовы к восприятию инноваций, на втором этапе должна активно осуществляться модернизация производства не только крупных предприятий, но и субъектов малого и среднего бизнеса. Будет продолжаться внедрение инноваций в социальную сферу. В частности, в сфере здравоохранения, образования должна быть обеспечена практически полная доступность необходимой высокотехнологичной медицинской помощи населению Забайкальского края. При этом должно быть обеспечено постепенное повышение государственных и частных расходов на образование и здравоохранение до среднероссийского уровня.
С учетом итогов реализации первого этапа Стратегии (пятилетней программы) должна быть разработана программа на период 2021-2025 годов.
На третьем этапе - в период до 2030 года - должно быть обеспечено полное использование механизмов реализации Стратегии в целях достижения ее главной стратегической цели и целевых индикаторов.
До 2030 года должно быть обеспечено, прежде всего, достижение показателей по улучшению качества жизни населения Забайкальского края, выраженное ростом реальных денежных доходов, повышением доступности и удовлетворенности качеством оказываемых услуг в сферах образования и здравоохранения, улучшением качества здоровья. На третьем этапе должен быть обеспечен стабильный рост численности населения края через создание условий для жизни и работы, в том числе за счет миграционного прироста.
Кратко об особенностях направлений экономического развития, предложенных в проекте Стратегии.
Для начала приведу некоторые цифры, характеризующие развитие края в предыдущие пять лет, чтобы обозначить ту ситуацию, которая является отправной точкой реализации стратегических приоритетов. В посткризисный период мы смогли не просто восстановить экономику, но и по некоторым показателям превысить среднероссийский уровень.
Валовой региональный продукт за 5 лет увеличился на 24,9 % (по России на 9,1 %). В 2011 году темп роста ВРП составил 107,8 %, тогда как в среднем по России этот показатель 105,4 %.
Рост промышленного производства за 2008-2012 год составил 111 % (по России – 106,1 %), в том числе добыча минерально-сырьевых ресурсов увеличилась в 1,3 раза, производство электроэнергии и тепла – на 10,9 %, продукции металлургического производства – на 9,5 %.
В предыдущие пять лет в добывающей промышленности края заработали 26 новых промышленных предприятия. Среди них – Тугнуйская обогатительная фабрика, Ново-Широкинский рудник, Ильдиканзолото, Прииск «Каракканский», ряд золотодобывающих артелей.
В Краснокаменске на Приаргунском горно-химическом комбинате введены сернокислотный завод, первая очередь рудника № 8, ведется строительство рудника № 6.
В посткризисный период возобновлена деятельность Дарасунского рудника.
В машиностроительном комплексе предприятиями начат выпуск новой для края продукции. 88 ЦАРЗ освоил сборку мини-грузовиков «Гуран», Дарасунский завод горного оборудования начал производство новых типов шахтных буровых установок, Читинский машиностроительный завод начал выпуск тепловых насосов. Востребованы у сельхозпроизводителей края выпускаемые Приаргунским агроремтехпредприятием рулонные прессы.
Практически выполнен первый этап реализации проекта по развитию юго-востока Забайкальского края – завершены основные работы на строительстве железнодорожной ветки «Нарын-Лугокан». Начата добыча на Апсатском месторождении коксующего угля.
В 2013 году сохранились основные позитивные тенденции в динамике показателей. За первые 4 месяца текущего года Забайкальский край занимает третью позицию в рейтинге СФО по индексу промышленного производства. Индекс промышленного производства достиг значения 109,9 %, значительно превысив среднероссийский уровень и показатель по Сибирскому федеральному округу (Россия – 100,5 %, СФО – 102,3 %).
За пять лет индекс физического объема продукции сельского хозяйства составил 122,2 %, в то время как по России – 116,8 %, а по Сибирскому федеральному округу снизился на 0,7 %.
В предыдущие пять лет отмечалась положительная динамика в жилищном строительстве. В 2012 году было построено в 1,3 раза больше, чем в 2007 году. В течение пяти лет построено и реконструировано около 800 км федеральных, региональных и местных автомобильных дорог с твердым покрытием.
В социальной сфере построены и введены 7 крупных объектов в здравоохранении (краевой перинатальный центр, онкологический диспансер, краевая детская инфекционная больница в г. Чите, отделение скорой медицинской помощи и станция переливания крови в п. Агинское, районная больница в п. Забайкальск), 22 типовых здания школ и детских садов, 7 объектов в сфере социальной защиты.
Позитивная динамика развития реального сектора экономики позволила улучшить показатели уровня и качества жизни населения нашего края. Уже в январе-марте среднемесячная номинальная заработная плата жителей региона выросла на 10,7 % (реальная – на 3,6 %) и достигла 24 тысячи 548 рублей. По данному показателю мы на 4 месте в Сибирском федеральном округе.
Несмотря на обозначенные позитивные результаты, «новой экономики» в сельском хозяйстве, промышленности, строительстве и других отраслях еще очень мало. И уже в среднесрочном периоде при высокой базе предыдущих лет без интенсификации инвестиционной деятельности, без внедрения новых технологий, новых механизмов и инструментов, новых управленческих решений динамика развития может быть снижена.
Как я уже говорил, экономический рост будет достигаться путем параллельного развития доминирующих для Забайкальского края отраслей и альтернативных направлений.
Первое – это развитие малого и среднего предпринимательства.
Так как не все районы имеют значительный промышленный и ресурсный потенциал, то основной движущей силой их развития должен стать малый бизнес, не торговый, а производственный.
В последние годы отмечалась позитивная динамика развития малого и среднего предпринимательства: увеличились количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей (на 19,4 % к уровню 2008 года), оборот (на 3,8 %).Вместе с тем, показатели, характеризующие развитие малого и среднего предпринимательства, продолжают оставаться ниже среднероссийского уровня и Сибирского федерального округа.
Основными направлениями повышения эффективности малого бизнеса в крае в проекте Стратегии обозначены:
• развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
• содействие интеграционному взаимодействию малого и среднего предпринимательства с крупным бизнесом;
• совершенствование механизмов использования государственного и муниципального имущества для развития малого и среднего предпринимательства;
• содействие в использовании инноваций субъектами малого и среднего предпринимательства;
• государственная поддержка молодежного предпринимательства;
• государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности;
• развитие системы подготовки кадров для малого и среднего предпринимательства.
Второе - это развитие минерально-сырьевого комплекса и горнорудной промышленности. Это традиционно приоритетная для нас отрасль. Уже активно начата реализация крупных проектов по созданию горно-металлургического комплекса на севере края в Каларском районе и горно-перерабатывающего комплекса в юго-восточных районах края. Эти территории выделены как зоны опережающего развития. Их развитие будет способствовать хозяйственному освоению периферийных слаборазвитых территорий севера и востока края, упрочнению инфраструктурного, социально-демографического и экономического каркаса территории края. Полная реализация этих проектов позволит производить конкурентоспособной промышленной продукции в 1,4 раза больше, чем в настоящее время производит вся промышленность региона.
Третье направление – это развитие топливно-энергетического комплекса. Учитывая, что основные инвестиционные проекты размещены в отдаленных, труднодоступных и энергетически дефицитных районах, в планируемом периоде актуальным направлением является развитие энергетической и транспортной инфраструктуры.
В рамках данного направления в проект Стратегии включены мероприятия, которые вошли в Государственную программу «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года». Они представлены на слайде:
• проектирование и строительство 4-го блока на Харанорской ГРЭС, ВЛ-220 кВ Харанорская ГРЭС – ГОК (Газимурский Завод – Нерчинский Завод), что создаст энергетическую основу для горно-перерабатывающих комплексов на юго-востоке края;
• развитие энергетической инфраструктуры на Севере края;
• завершение электрификации железнодорожной ветки «Карымская - Забайкальск»;
• ввод в действие железной дороги «Нарын – Газимурский Завод» с технологическими ответвлениями на строящиеся ГОКи;
• завершение реконструкции автомобильной дороги А-350 «Чита – Забайкальск», реконструкция участков и дорог регионального и местного значения «Краснокаменск – Мациевская», «Могойтуй – Сретенск – Олочи», «Приаргунск – Краснокаменск», «Приаргунск – Старый Цурухайтуй», «Сретенск – Усть – Карск» и др.;
• реконструкция аэропортов г. Чита, г. Краснокаменск, п. Новая Чара.
Четвертое направление – формирование конкурентоспособного агропромышленного комплекса. Это исходное конкурентное преимущество края, реализация которого возможна в силу высокой востребованности экологически чистой местной продукции внутренним и межрегиональным рынками.
Основными направлениями развития данной сферы в проекте Стратегии обозначены:
• двухкратное увеличение численности крупного рогатого скота специализированных мясных пород, овец и лошадей к 2020 году, с выходом на лидирующие позиции на байкальско-дальневосточных продовольственных рынках на основе «брендирования» забайкальской баранины и говядины, как лучшей в регионе продукции, способной конкурировать с импортным мясом;
• формирование сектора растениеводства на основе расширения зернового клина и увеличения посевов масличных культур в приграничных и других растениеводческих районах края;
• развитие крупных центров современной переработки сельхозпродукции, способных выпускать конечную продукцию мирового уровня, в основных районах животноводства и растениеводства.
Эффективной реализации указанных направлений будет способствовать «малая индустриализация» в агропромышленном комплексе, связанная, прежде всего, с внедрением новейших технологий, соответствующих современным стандартам, обновлением техники, в том числе парка сельхозмашин. В животноводстве должны внедряться усовершенствованные методы по выращиванию скота, в растениеводстве — новые селекционные сорта. Современные технологии должны внедряться и в системах орошения земли, перерабатывающей промышленности.
Все это позволит нам повысить уровень обеспечения населения местной сельскохозяйственной продукцией.
В рамах обозначенных приоритетных направлений развития АПК в долгосрочный период намечена реализация опорных инвестиционных проектов. Информация представлена на слайде:
• структурно-технологическое завершение и вывод в 2013–2014 гг. холдингом «Талина» на полную мощность мясокомбината «Даурский», способного вести промышленный забой всех видов скота и осуществлять глубокую переработку животноводческой продукции на современном конкурентоспособном уровне;
• строительство и ввод в действие в 2013–2014 гг. в г. Краснокаменск завода по глубокой переработке рапса, с мощностью выпуска 80 тонн растительного масла и 180 тонн высокобелкового жмыха в сутки (Группа компаний «Сибирь»);
• создание агроиндустриального парка в Приаргунском и соседних районах, с основной специализацией по производству и переработке зерновых и масличных культур, продукции мясного скотоводства;
• создание агроиндустриального парка в Агинском Бурятском круге, с основной специализацией по выращиванию и переработке продукции овцеводства;
• строительство холдингом «Талина» крупного комбикормового завода и свинокомплекса промышленного типа с объемом годового производства в 110 тыс. тонн полнорационных комбикормов для всех видов скота и 12 тыс. тонн свинины;
• формирование на территории Забайкальского края и Республики Бурятия крупнейшего в байкальско-дальневосточном регионе мясного кластера с общей численностью разводимого крупного рогатого скота, тонкорунных и грубошерстных овец и табунных лошадей до 3 млн. голов, 5 млн. голов и 500 тыс. голов соответственно. Целью проекта будет завоевание мясной продукцией Забайкалья доминирующей доли на рынках Дальнего Востока.
Кроме реализации крупных опорных проектов в крае будет продолжена работа по модернизации и строительству малых и средних предприятий по промышленному забою скота, переработке молока и зерна, производству комбикормов, зоотехническому и другому обслуживанию КФХ и хозяйств населения, ремонту сельхозтехники и материально-техническому обслуживанию сельхозпредприятий.
Пятое направление – развитие строительного комплекса. Эта отрасль относится к числу ключевых и во многом определяет решение социальных, экономических и технологических задач развития экономики. Стройиндустрия - мощная подсистема, непосредственно влияющая на развитие территории и объединяющая множество отраслей, производств и организаций.
Одна из самых сложных проблем в этой отрасли края – это отсутствие собственных производств цемента, стекла, кровельных материалов, санфаянса, отделочных материалов, отопительных приборов, лакокрасочных материалов. Поэтому большинство строительных материалов завозится из других регионов, что повышает себестоимость строительных работ.
В связи с этим одним из приоритетов определено развитие комплекса стройиндустрии и производственных мощностей по выпуску стройматериалов. Во многом этому будет способствовать реализация проектов по созданию крупных конкурентоспособных производств: строительство на стыке границ Оловяннинского и Могойтуйского районов современного цементного завода с мощностью 1,3 млн. тонн продукции в год и создание лесоперерабатывающего комплекса в п. Амазар Могочинского района. Информация по проектам на слайдах.
Шестое направление развития экономики, обозначенное в проекте Стратегии, - это развитие машиностроительного комплекса. Основное, чему будет уделено внимание в этой отрасли, это реструктуризации профильной деятельности существующих машиностроительных и ремонтно-технических предприятий края с основательной технической и технологической модернизацией производственных баз.
Приоритетными направлениями развития машиностроительного комплекса определены: освоение производства новых видов продукции, внедрение новых разработок в реальный сектор экономики. Прежде всего, это касается разработок для горнодобывающего сектора. Кроме того, одним из приоритетов в машиностроении для нас является увеличение доли государственного заказа.
В проекте Стратегии территориально-пространственная организация производств рассматривается через создание и развитие парковых и кластерных образований, через формирование новых высокотехнологичных обрабатывающих и перерабатывающих производств на базе специально создаваемых промышленных (индустриальных) парков, обеспеченных необходимой инфраструктурой, а также налоговыми и другими льготами для резидентов. Это позволит решать одну из важнейших задач, поставленных в Указе Президента, по созданию высокопроизводительных рабочих мест. Повторю, оперативная стратегическая цель – создание более 31 тысячи высокопроизводительных рабочих мест.
Среди проектов по созданию промпарков, включенных в проект Стратегии:
- создание промышленного парка в г. Краснокаменск;
На отводимой территории уже функционирует наиболее современный и крупный в регионе мясокомбинат «Даурия», на стадии строительства находится другой важный проект АПК края – завод по глубокой переработке рапса. Развитие промпарка будет тесно переплетаться с развитием планируемого в Приаргунском и соседних с ним районах агроиндустриального парка, поэтому в составе его резидентов появятся современный комбикормовый завод, заводы по сборке и изготовлению сельскохозяйственной техники и орудий, малые и средние производства в рамках развития приграничного сотрудничества и внешнеторговой деятельности, в том числе с участием иностранных компаний.
- создание Кенонского и Кадалинского промышленных парков в г. Чита;
Здесь преимущественно должны разместиться новые промышленные предприятия, в том числе с участием иностранных инвесторов, специализирующиеся на производстве потребительских и продовольственных товаров, строительных материалов и конструкций, бытовой, коммунальной, строительной и другой техники. Значительная часть из них будет относиться к субъектам среднего и малого предпринимательства.
- развитие промышленного парка в п. Могойтуй.
Связано с размещением здесь малых и средних предприятий, в т. ч. совместных, специализирующихся на выпуске мебели и других потребительских товаров, строительных и иных материалов, продуктов переработки шерсти, овчин и прочей сельхозпродукции. На территории парка будут созданы перерабатывающие производства, входящие в состав агроиндустриального парка, образованного в целом в границах Агинского Бурятского округа – предприятия по глубокой переработке овечьей шерсти, швейные производства и др.
Эффективное местное самоуправление - одно из условий социально-экономического развития территорий края и края в целом. Поэтому оно определено одним из стратегических приоритетов для долгосрочного развития Забайкальского края. В Забайкальском крае местное самоуправление встроено в систему стратегического планирования и управления, что и обусловило наличие этого приоритета в Стратегии.
Местное самоуправление - это та власть, которая наиболее приближена к населению, формируется самим населением, ему непосредственно подконтрольна и решает вопросы удовлетворения основных жизненных потребностей населения. Исключительным полномочием этой власти является разработка и утверждение программ социально-экономического развития.
В 2007 году в Забайкальском крае введена система комплексного планирования социально-экономического развития муниципальных образований, с 2008 года идет этап ее практической реализации. Все муниципальные образования края имеют актуализированные комплексные программы социально-экономического развития.
Их реализация показывает положительную динамику в развитии муниципальных образований как в целом, так в частности малого предпринимательства, промышленности и сельского хозяйства, потребительского рынка, уровня жизни населения.
В 2014 году предстоит разработка комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований на новый 5-летний период с учетом приоритетов Стратегии. Эти программы, учитывая опыт предыдущих, должны стать более реальными и ориентированными на результат.
В Стратегии намечены основные инструменты снижения зависимости местного самоуправления от вышестоящих уровней бюджетной системы, которые сегодня тормозят его развитие, а именно: через совершенствование и пересмотр принципов межбюджетных отношений от инструмента выравнивания к инструменту развития.
Учитывая, что большая часть забайкальских муниципальных образований – это сельские поселения, особое внимание в Стратегии направлено на развитие сельских территорий.
Уровень и качество жизни человека на селе остаются на низком уровне. Продолжает нарастать депопуляция сельских территорий.
Качество сельской инфраструктуры ухудшается: сокращение сети сельских школ, амбулаторий, других социально-значимых объектов. Не развивается межмуниципальное сотрудничество, которое именно для сельских поселений может оказаться одним из наиболее эффективных и полезных.
В связи с этим приоритетными направлениями развития сельских территорий в проекте Стратегии обозначены: улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов; комплексное обустройство населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры; повышение занятости и уровня жизни сельского населения; грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.
Развитие межмуниципального сотрудничества в проекте Стратегии предусмотрено через организацию заготовительной деятельности, переработки и сбыта сельскими поселениями в города мелкотоварной сельскохозяйственной продукции.
Как я уже говорил, Забайкальский край включен в перечень субъектов Российской Федерации, на территории которых допускается создание зон территориального развития. На сегодняшний день перед краем стоит задача подготовить всю необходимую нормативно-правовую базу, определиться с критериями включения муниципальных образований в зону территориального развития. Уже сейчас могу отметить, что это будут те муниципальные образования, которые имеют хороший потенциал развития. Эти районы и станут «локомотивами» развития края, способными задать импульс всему краю, вывести Забайкалье на более высокий уровень социального и экономического развития.
В проекте Стратегии основательно проработаны разделы по развитию человеческого капитала, то есть социальной сферы. Определены приоритеты, целевые индикаторы, позволяющие достижение главной цели Стратегии – повышение уровня жизни населения. В результате их реализации социальная сфера должна стать современной, доступной для населения, с высоким качеством предоставления услуг.
В целом стратегические приоритеты и целевые индикаторы социально-экономического развития Забайкальского края на период до 2030 года определены и рассчитаны с учетом Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года, от 21 августа 2012 года № 1199. Обратите внимание на слайд. Реальные располагаемые денежные доходы населения вырастут в 2 раза, ВРП увеличится в 2,7 раза к 2030 году, промышленное производство в 2,2 раза, в 1,5 раза увеличится объем производства сельскохозяйственной продукции,.
Механизмы реализации Стратегии.
Система механизмов реализации Стратегии сформирована в соответствии с Законом Забайкальского края от 22 декабря 2009 года № 322-ЗЗК «О стратегическом планировании в Забайкальском крае» и включает в себя разработку и реализацию:
• Программ социально-экономического развития на периоды до 2015, 2020, 2025, 2030 годов;
• Инвестиционной стратегии Забайкальского края на период до 2030 года;
• государственных программ Забайкальского края по стратегическим приоритетам;
• краевых долгосрочных целевых программ по отраслевым приоритетам;
• ведомственных целевых программ по отраслевым приоритетам;
• среднесрочных и долгосрочных прогнозов социально-экономического развития Забайкальского края.
Для реализации Стратегии в качестве инструментов ее реализации будет задействована вся инвестпроводящая инфраструктура, актуальная для Забайкальского края Она представлена на слайде:
• Инвестиционный фонд Российской Федерации;
• Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»;
• Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона;
• Корпорация развития Забайкальского края;
• инфраструктура развития малого бизнеса;
• инфраструктура поддержки инвестиционной и инновационной деятельности.
Механизмом оперативного реагирования является План мероприятий по реализации Стратегии и мониторинг по реализации стратегических приоритетов и достижения целевых индикаторов.
Любой желающий – это заявлено организаторами – имеет возможность высказать свои пожелания по поводу развития обозначенных отраслей. Сделать это можно прямо в комментариях под этим и другими текстами, которые будут приурочены к площадкам, или направив сообщение на адрес электронной почты, который станет известен позже – он будет опубликован на Читинском городском портале.