Животные Общество Об истории Забайкальского края Что происходило на «секретных» заводах Забайкальского фронта

Что происходило на «секретных» заводах Забайкальского фронта

И при чем тут кони и режиссер Леонид Гайдай

В 1942 году в одном из конезаводов Забайкальского фронта служил призванный в феврале 1942 года в армию впоследствии знаменитый комедийный кинорежиссер Леонид Гайдай

Сразу отмечу, что особой секретностью эти заводы не отличались. В годы Великой Отечественной войны, а Забайкальский фронт был создан 15 сентября 1941 года, вся информация о частях фронта была секретной. Но так уж получилось, что информация о конных заводах, а речь пойдет именно о них, не попала ни в одну из книг по истории Забайкальского военного округа, в том числе и в годы Второй мировой войны. Так и получилось, что они стали «секретными». Вместе с тем эти заводы выполнили большую задачу, возложенную на них в те годы.

Впервые на информацию о конезаводах Забайкальского фронта наткнулся в книге ветерана забайкальской журналистики Николая Бубнова «Осколки памяти». В очерке об уроженце села Кокертай Сретенского района Андрее Васильевиче Парфенове, рассказывалось о том, что солдатом он стал в феврале 1942 года, «рвался на фронт, а попал… на конный завод № 24».

«Таких заводов в Забайкалье было несколько, — убеждён Николай Семенович. — Здесь обучали монгольских лошадей езде под седлом. Тысячи отправляли их после "краткосрочных курсов" в теплушках на фронт для пополнения кавалерийских, артиллерийских, других частей. С одним из таких эшелонов прибыл в апреле 1942 года на Калининский фронт и красноармеец Парфенов».

Тогда я и начал поиск об этих самых заводах.

Когда был создан первый конезавод

Первые крупные кавалерийские части в Забайкалье после окончания Гражданской войны были созданы в начале 1930-х годов. Тогда, а именно в 1933 году, был образован Особый колхозный корпус, в который вошла и 1-я Колхозная кавалерийская дивизия, штаб которой расположился на станции Хадабулак. В 1936 году эту дивизию преобразовали в 22-ю кавалерийскую дивизию.

Как удалось выяснить краеведу Дариме Базарсадаевой, 36-й кавалерийский полк, входивший в состав этой дивизии, дислоцировался с 1936 года с центральной усадьбой в улусе (сомоне) Боржигантай Агинского района, вблизи горы Хан-Уула, на левом берегу реки Онон, ниже по его течению от железнодорожной станции Оловянная.

Понятно, что с появлением кавалерийской дивизии потребовалось создать и конный завод для нужд кавалерии. И в местности Боржигонтай был создан Бурят-Монгольский военно-ремонтный конный завод им. С. М. Буденного. Позже он был переименован в Бурят-Монгольский конезавод № 128. С 1938 года его начальником стал Матвей Михайлович Горковенко.

В мае 1938 года был создан Забайкальский военный конезавод № 1

А как удалось установить краеведу А. А. Номоконову, в мае 1938 года на основании приказа Управления Забайкальских военно-конных заводов созданного в 1935 году Забайкальского военного округа (ЗабВО) был создан Забайкальский военный конезавод № 1. Этот автор считал, что с началом Великой Отечественной войны этот конезавод «беспрерывно поставлял на фронт для кавалерии лошадей буденновской породы и от других производителей, поставляемых с Кавказа».

Возможно, что так это было в отношении конезавода № 1. А вот на других конезаводах Забайкальского фронта стали обучать для боев других лошадей.

Война не только моторов

Вторую мировую войну часто называют войной моторов. Да, самолетов, танков, автомобилей (грузовых и легковых) было многократно больше по сравнению с Первой мировой. Но кавалерия, более того лошади и на этой войне продолжали играть большую роль. Накануне 22 июня 1941 года на стрелковую (подчеркну — не на кавалерийскую) дивизию Красной армии полагалось по штату 3039 лошадей.

К началу войны в Красной армии насчитывалось 526,4 тысячи лошадей, а уже к 1 сентября 1941 года их насчитывалось 1,324 миллиона. Тогда и на территории Забайкальского фронта, прежде всего в Читинской области и Бурят-Монгольской АССР, из сёл забрали всех сколько-нибудь здоровых и пригодных лошадок. В 1939 году только в Читинской области насчитывалось 217,2 тысячи лошадей.

Армия продолжала нуждаться в сотнях тысяч лошадиных голов. Особенно тяжелой была ситуация в 1941–1942 годах. Во время гитлеровского наступления гибли и попадали в плен не только люди, но и лошади. Уверен, что с конезаводов Забайкальского фронта до конца 1941 года ушло большинство лошадей. Как вместе с кавалерийскими подразделениями и соединениями, так и с артиллерийскими и стрелковыми частями. Как удалось выяснить учительнице М. М. Молоковой, только из Агинского национального Бурят-Монгольского округа на фронт на запад было отправлено 18 532 лошади.

Монголия подарила 16-й армии тысячу лошадей, которых надо было еще обучить

А новых поступлений с запада не было. Вот тогда на помощь и пришла Монгольская Народная Республика (МНР). Эта страна, возглавляемая маршалом Хорлогийном Чойбалсаном (1895–1952), была едва ли не самым верным союзником СССР в ходе Второй мировой войны. В декабре 1942 года делегация МНР во главе с председателем правительства МНР Х. Чойбалсаном привезла подарки, размещённые в 215 вагонах, на Центральный фронт, в расположение 50-й и сформированной в Забайкалье 16-й армий. Находясь в штабе 16-й, маршал Чойбалсан объявил о своём решении преподнести именно этой армии в подарок лично от себя 1000 лошадей. И обещание свое выполнил. Это было только начало.

Но монгольских лошадей надо было научить ходить и под седлом, и в сбруе. На родине они же были почти полудикими. Так вот «службе в армии» их и учили на конезаводах Забайкальского фронта.

Воспоминания знаменитого кинорежиссера

Одним из тех, кто служил в 1942 году в одном из конезаводов Забайкальского фронта был призванный в феврале 1942 года в армию знаменитый впоследствии комедийный кинорежиссер Леонид Гайдай, 100-летие со дня рождения которого недавно отмечала вся страна.

40 лет назад в интервью своему старшему брату, известному сибирскому журналисту Александру Гайдаю (в годы войны он тоже служил в Забайкалье), Леонид Иович вспоминал:

«Повезли нас на восток и высадили на станции Ага (где это находится – ты знаешь)… По приезде мы стали строить конюшни и коновязи. За 15 км пешком, естественно, уходили после завтрака в лес. Рубили берёзы и на своих плечах тащили их в часть... А уже наступила весна, на сопках появился лук-мангыр, существенная добавка к нашему скудному пайку. И тут пригнали табун диких лошадей из Монголии.

В кратчайший срок окончил полковое училище, стал сержантом, был назначен командиром отделения. Задача наша была такая: из диких лошадок сделать более или менее послушных. Ловили их арканом (особенно это удавалось бурятам, которые были в нашей части), приучили к недоуздку, потом к узде, затем к седлу, объезжали. После этого прирученных лошадей отправляли на фронт… В июне 1942 года я проштрафился и был посажен на гауптвахту на 10 суток. Был дежурным по конюшне и вместо того, чтобы дежурить, отправился спать в чужой эскадрон. А ночью случилось ЧП. Выпал снег. В июне! Снег! А ты помнишь такие случаи в том районе? Нужно было дать команду накрывать лошадей попонами, а дневальные оказались лопухами. Появился командир полка, стали искать меня и нашли в чужом эскадроне. После отсидки с ближайшей командой был отправлен на запад…»

На фронте будущий режиссер стал фронтовым разведчиком и мужественно до конца выполнял свой воинский долг.

Леонид Иович Гайдай на фронте был разведчиком, а в Аге строил конюшни и коновязи

Сколько же точно было в Забайкальском фронте таких «курсов для монгольских лошадей», этих «секретных» заводов, а также где они располагались, кто в них трудился – это тема для поисков историков и краеведов нашего края.

В 2015 году в честь 70-летия Победы Монголия подарила Российской Федерации памятник «По дорогам войны». Скульптура была создана монгольским скульптором Аюрзаном Очирболдом. Она изображала монгольских лошадей, которые тянут артиллерийское орудие по фронтовому бездорожью. Два года она простояла около здания посольства Монголии в Москве. Наконец, в 2017 году ей нашли место в Парке Победы на Поклонной горе, где торжественно открыли 5 мая.

Можно сказать, что это памятник не только монгольским лошадям, но и конезаводам Забайкальского фронта, на которых диких степных скакунов обучали службе в армии.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления